История становления спец. Псих.
Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.
Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр Эскироль опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей умственно отсталых.
Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».
Спец.псих. изучает особенности психики детей с отклонениями в развитии. Психология зародилась в 19 веке. (В.Вундт)
Первые школы для слпых и гухих пришли из франции. В 40-х гг. 20века появились труды о речевых нарушениях детей. (Стояцкий) В 60-х гг.приходит мнение что люди с ОВЗ должны быть адаптированы.
Предмет и задачи спец.псих. Место в системе педагогических и психологических наук.
Предметом специальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
|
Центральным понятием спец. психологии является дизонтогенез – стойкое изменение параметров функционирования психики и темпов ее возрастной динамики (существенные отличия от средних значений характерных для данного возраста).
В задачи специальной психологии входит:
1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;
2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
6. психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками развития;
7. психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.
Спец. психология решает также задачи психологической коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих порядков. К ним относятся недостатки отдельных психических процессов, несформированность ВПФ, отклонения в развитии личности.
Важной задачей спец. психологии является также изучение динамики развития учащихся как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях интегрированного обучения, а также особенностей их адаптации к разным условиям.
|
методы педагогического изучения лиц с ОВЗ
Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения.
Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.
Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.
|
Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные данные, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
4. Понятие компенсации наруш. развития. Виды компенсации. Условия эффективной компенсации.
Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.
Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме. Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь может стать причиной недостатков развития мышления, памяти и т.д.
Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.
Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.
Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем.