Методы педагогического изучения лиц с ОВЗ




История становления спец. Псих.

Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениями обнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. Французский психиатр Эскироль опубликовал двух­томный труд об умственно отсталых. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических осо­бенностей умственно отсталых.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психоло­гии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно от­сталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный про­цесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненор­мальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».

Спец.псих. изучает особенности психики детей с отклонениями в развитии. Психология зародилась в 19 веке. (В.Вундт)

Первые школы для слпых и гухих пришли из франции. В 40-х гг. 20века появились труды о речевых нарушениях детей. (Стояцкий) В 60-х гг.приходит мнение что люди с ОВЗ должны быть адаптированы.

Предмет и задачи спец.псих. Место в системе педагогических и психологических наук.

Предметом специальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Центральным понятием спец. психологии является дизонтогенез – стойкое изменение параметров функционирования психики и темпов ее возрастной динамики (существенные отличия от средних значений характерных для данного возраста).

В задачи специальной психологии входит:

1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния;

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

3. разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

4. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;

5. психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях;

6. психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками развития;

7. психологическая коррек­ция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз­работка диагностических методик.

Спец. психология решает также задачи психологической коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих по­рядков. К ним относятся недостатки отдельных психических процес­сов, несформированность ВПФ, откло­нения в развитии личности.

Важной задачей спец. психологии является также изу­чение динамики развития учащихся как в специальных образова­тельных учреждениях, так и в условиях интегрированного обуче­ния, а также особенностей их адаптации к разным условиям.


 

методы педагогического изучения лиц с ОВЗ

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, использу­емые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует опреде­ленных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальные возможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определен­ные действия. Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.

Особое значение при изучении детей с недостатками разви­тия приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. Тщательное наблюдение за пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для по­нимания характера трудностей ребенка при выполнении им раз­личных заданий.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные.

Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, полученные дан­ные, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

 

4. Понятие компенсации наруш. развития. Виды компенсации. Условия эффективной компенсации.

Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен­ных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо систе­мы возникает ряд изменений в организме. Например, врожденное или рано возник­шее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нару­шение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь может стать причиной недостатков развития мышления, памяти и т.д.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет исполь­зования резервных возможностей данной функциональной систе­мы.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых на­рушениях функции и представляет собой более сложную пере­стройку деятельности организма с включением в процесс ком­пенсации других функциональных систем.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко по­врежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: