Преобразования Петра I в сфере культуры и быта.
Петровские реформы затронули различные сферы культуры и быта.
Быт. В августе 1698 г. Петр I вернулся из-за границы и сразу же началась стрижка бород.
В декабре 1699 г. введено новое летоисчисление: год начинался с 1 января (а не 1 сентября, как раньше), летоисчисление велось от Рождества Христова (а не от сотворения Богом мира).
Указом 1700 г. запрещалось ношение длиннополого платья.
В 1702 г. – новый обряд бракосочетаний: смотрины заменялись обручением, перед которым встреча жениха и невесты. В 1724 г. запрещены браки по принуждению.
В 1718 г. введены ассамблеи – собрания знати.
Озабоченный проблемой воспитания молодежи, Петр издает “Юности честное зерцало” – свод правил поведения юношей и девушек.
Просвещение, наука, печать. При Петре была создана светская школа. В 1701 г. появились школы математицких и навигацких наук, артиллерийская школа. Впоследствии – медицинское училище, инженерная, штурманская, кораблестроительные, горные школы. С 1714 г. в губерниях открываются цифирные школы.
Для новых школ издаются новые учебники: в 1701 г. - “Букварь” Федора Поликарпова; в 1703 г. – “Арифметика” Леонтия Магницкого.
В 1702 г. выходит первая печатная газета “Ведомости”.
В 1708 г. вводится новый гражданский шрифт.
В 1714 г. открывается библиотека Академии наук, в 1725 г. – сама Академия.
Для приобщения широких масс к научным знаниям в 1719 г. открывают Кунсткамеру, где были собраны “монстры и уродцы”.
Во многом благодаря петровским реформам утвердилась новая светская культура.
Утверждение новой светской культуры.
В XVIII в. пришел конец духовной диктатуры церкви. Определяющим в русской культуре становится светское направление. В стране создается система светского образования. Складывается новый литературный язык. Возникает гражданский шрифт, которым печатались все книги, кроме церковных.
|
Накопленные к XVIII в. знания превращаются в науку.
Это способствовало дальнейшему развитию образования и науки.
Образование и наука.
В 1725 г. была открыта Академия наук и университет при Академии. В университет преподавали Ломоносов, Крашенинников, Котельников, Эйлер, Бернулли.
В Академии наук и университете при ней было много иностранцев. Поэтому Ломоносов выступил с инициативой создания центра русского образования – Московского университета. Инициативу Ломоносова поддержал известный елизаветинский сановник И.И. Шувалов. В 1755 г. был открыт Московский университет. Шувалов стал его первым куратором. В основе библиотеки – книги, подаренные или купленные Шуваловым. В университет могли поступать все сословия, кроме крепостных крестьян.
В 1757 г. по инициативе того же Шувалова была открыта Академия художеств в Петербурге. Шувалов стал ее первым директором. Он подарил Академии библиотеку и коллекцию картин, в том числе полотна Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка.
К концу XVIII в. сложилась структура сословных школ в России. Дворянство получало образование в шляхетских корпусах, благородных пансионах, Институте благородных девиц. Духовенство – в Духовной академии и семинариях. Разночинцы – в Академии художеств, горных, медицинских, штурманских, ремесленных и др. школах. Купцы – в коммерческих школах и учебных заведениях для разночинцев. Солдатские дети – в солдатских школах и в заведениях для разночинцев. Всесословным учебным заведением был Московский университет.
|
В 1786 г. были открыты народные училища для низших слоев: в губернских городах – 4-х классные, в уездных – 2-х классные.
Выдающимся русским ученым XVIII в. был Ломоносов. Он добился заметных результатов в области физики, химии, языка и литературы, истории.
Румовский был основоположником отечественной астрономии.
Котельников разрабатывал вопросы теоретической механики и математической физики.
Ползунов изобрел паровую машину.
Кулибин построил одноарочный деревянный мост через Неву.
Географические экспедиции: Беринг – на северо-восток Азии и северо-запад Америки; Крашенинников – на Камчатку; Лепехин – по маршруту Москва-Астрахань-Урал-Белое море; Шелихов – Алеутские острова и Аляска.
Литература и общественная мысль.
Ведущим литературным стилем в XVIII стал классицизм. Для него характерны призывы к служению Родине, воспеванию ее героического прошлого. Отсюда такие литературные формы как трагедия и ода. Популярностью пользовались оды Ломоносова и Державина.
Во второй половине XVIII в. появляются сатирико-обличительные комедии Д.И. Фонвизина “Бригадир” и “Недоросль”.
Для авторов так называемого консервативно - охранительного направления (А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Екатерина II) была характерна “ сатира в улыбательном роде ”. Общественные недостатки объяснялись невежеством отдельных людей, их невежеством.
В конце XVIII в. появляется новый литературный стиль: сентиментализм. В центре произведений – чувства, мечты человека, для произведений свойственны идеализация действительности, слезливость. Наиболее характерное произведение – “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина.
|
В общественно-политической мысли - три направления.
Первое. Консервативно-охранительное. Представлено М.М. Щербатовым. “О повреждении нравов в России”, “Путешествие в землю Офирскую”. Ратовал за незыблемость самодержавно-крепостнических порядков, господствующего положения дворянства и его сословных привилегий.
Второе. Либеральное. Русские просветители. Наиболле заметная фигура – Н.И. Новиков.
Издавал сатирические журналы “Трутень”, “Живописец”. Доказывал, что общественные недостатки проистекают не из пороков отдельных людей, а являются следствием существования самодержавно-крепостнического строя в России. В арендованной типографии издал более тысячи наименований книг. В них показывались преимущества республиканского строя перед монархическим, свободного труда перед подневольным.
Третье. Революционное. К нему принято относить А.Н. Радищева. В 1790 г. издал книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. В ней содержались критика крепостничества и призыв к уничтожению крепостного права и самодержавия в результате общего народного восстания. Правда, в современной литературе Радищева относят к представителям либерального направления.
Архитектура.
В первой половине и середине XVIII в. господствующим стилем было барокко. Создавались огромные архитектурные ансамбли, в которых единый комплекс образовывали дворец, парк (сад), скульптуры. Основные памятники: ансамбли Зимнего дворца, Смольного монастыря, Царского села, Петергофа. Архитектор – Б. Растрелли.
Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Он возрождал приемы и формы античной архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. Памятники: Дом Пашкова (В.И. Баженов), здание Сената в Москве, старое здание Московского университета на Моховой (М.Ф. Казаков), Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры (И.Е. Старов), Смольный институт (Д. Кваренги) и др.
В градостроительстве на смену радиально-кольцевой планировке (Москва) приходит регулярная (Петербург).
Живопись.
Развитие живописи во многом определялось потребностями аристократов, стремившихся украсить свои дворцы картинами на исторические и мифологические сюжеты, парадными портретами.
Одно из главных мест в живописи занимал портрет. Важно было отразить не только внутренний мир, но и социальное положение портретируемого. Поэтому тщательно выписывались костюмы, ордена и т.п. детали.
Д.Г. Левицкий. “Екатерина-законодательница”, портреты Новикова, французского философа Дидро, смольнянок Хрущевой и Хованской.
Ученик Левицкого – В.Л. Боровиковский. Портреты Куракина, Лопухиной, Безбородко с дочерьми.
Ф.С. Рокотов – портреты Суровцевой, Струйской.
Крепостной художник И.П. Аргунов – “Портрет крестьянки”.
Исторический жанр. А.П. Лосенко – “Владимир И Рогнеда”. Г.И. Угрюмов – “Взятие Казани”.
Зарождается жанровая живопись: М. Шибанов – “Крестьянский обед”; И.А. Ерменев – “Нищие”.
Скульптура.
В первой половине XVIII в. произведения скульптуры были неотъемлемой частью садово-парковых ансамблей дворцов и усадеб.
Во второй половине века получает развитие монументальная скульптура, основанная на принципах классицизма. Памятники: Э. Фальконе “Медный всадник”; М.И. Козловский – Суворов в образе Бога войны Марса, статуя Самсона в Петергофе.
В то же время все большую популярность приобретают скульптурные портреты. Ф.И. Шубин: бюсты Ломоносова, Павла I, Безбородко.
Театр.
Его появление свидетельствовало лучше всего об утверждении светских начал в искусстве. В XVIII в. театр называли “позорище”.
В 1750 г. в Ярославле Федор Волков создал театральную труппу. В 1756 г. в Петербурге на основе этой труппы был открыт первый в России публичный профессиональный театр.
В дальнейшем появились полупрофессиональные театры при Московском университете, Шляхетском корпусе.
Широкое распространение получили крепостные театры, из них выходили известные артисты. Одна из самых известных – оперная певица Жемчугова-Ковалева, артистка крепостного театра графа Шереметева.
Появились и первые оперные постановки: М.М. Соколовский и Е.И. Фомин – “Мельник – колдун, обманщик и сват”.
В XVIII в. продолжался процесс формирования русской национальной культуры. Одновременно начинается процесс размежевания двух культур: дворянской культуры, в которой были сильны европейские элементы, и народной культуры.