В 1933 г. в Германии устанавливается фашистский режим, предпочитавший выход из кризиса с концентрацией еще большей власти в руках господствующих монополистических кругов через установление централизованной системы управления экономикой с элементами рыночного хозяйства. Выбор Германией курса на централизацию управления экономикой объясняется не только экономическими причинами. Германия, пережившая после первой мировой войны сильную инфляцию, психологически не могла избрать стратегию государственного регулирования английского типа. Кроме того, Германия имела свой опыт использования модели «военного социализма» с преимущественно централизованным управлением хозяйственными процессами вместо рыночного регулирования.
На германскую экономическую теорию большое влияние оказывали идеи теории национальной экономики Ф. Листа, которые можно было использовать уже в интересах не промышленного, а экспансионистского воспитания нации. В теориях Федера, Бринкмана и других предлагалось значительное усиление функций корпоративного государства, реализующего общенациональную цель без внутренних социальных противоречий за счет устранения из экономической жизни неарийских рас и резкого усиления экономических функций корпоративного государства. Корпоративный режим стремится воплотить в жизнь концепцию общества с централизованным управлением, основанным на корпоративной собственности на средства производства, для максимизации своих прибылей за счет автаркии и принудительного объединения трудящихся в корпорации по профессиональному принципу под контролем государства.
Считая, что международное разделение труда используется Англией для своего обогащения за счет других народов, Германия увидела свое будущее в качестве мощной самообеспечивающейся индустриальной державы с расовой однородностью населения и интегрированными в ее экономику расположенных вокруг сырьевых и продовольственных зон, окруженных протекционистскими барьерами. Концепция корпоративного режима служила теоретическим обоснованием для милитаризации экономики с наращиванием военного бюджета, усиления эксплуатации трудящихся и политической экспансии германского империализма, стремившегося к переделу мира. Являясь общими по сути, концепции корпоративного государства у итальянского, испанского и португальского фашизма отличались лишь принципами организации самих корпораций.
|
За период 1932 - 1937 гг. промышленное производство выросло на 102%, национальный доход удвоился, безработица упала до 1 млн., что расценивалось многими как экономическое чудо. Это объяснялось резким увеличением общественных работ для трудоустройства безработных, стимулированием льготным налогообложением частных инвестиций и, прежде всего, огромными инвестициями для милитаризации экономики. Огромная задолженность заставила использовать для этих целей печатный станок, средства замороженных иностранных счетов, прямой контроль над внешней торговлей и монополию на торговлю национальными и иностранными платежными средствами.
Был введены мораторий на выплату внешних долгов и на все платежные средства в иностранной валюте (банкноты, чеки, банковские переводы, ценные бумаги, акции, векселя и др.) и строгий контроль, осуществляемый Национальным банком. Получатели иностранных платежных средств должны были делать официальную декларацию. Банк предоставлял иностранные платежные средства в установленных законом пределах при обязательном предъявлении торговых документов, подтверждающими их необходимость. Иностранные платежные средства подлежали сдаче в Национальный банк или специально созданные для обмена валюты учреждения.
|
В области внешней торговли генерал военной экономики Шахт продемонстрировал к удивлению ортодоксов, что «чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес»/135, т.1, с. 300/. Заключались выгодные для Германии торговые сделки. Вводилось контингентирование с двусторонним клирингом, осуществляемым в форме соглашений между государствами путем безналичных расчетов, засчитывающих взаимные требования и обязательства без уплаты золотом или перевода иностранной валюты. Такая система препятствует установлению наиболее выгодных направлений потоков международной торговли, так как двустороннее равновесие между импортом и экспортом никогда не достигается и всегда трудно перевести в иностранную валюту остатки. В результате каждый участник операции ждал не только появления наличных средств на клиринговом счету, но и своей очереди с предварительно установленным порядковым номером его сделки. Это заставляло капиталиста прибегать к кредиту и увеличивать затраты по сделке.
По закону о стабилизации был установлен официальный уровень обменного курса. На его основе оценивалась стоимость товаров, определенных в клиринговом соглашении. Кроме того Германия использовала множественные обменные курсы или дифференцированные валюты. Немецкая марка обладала в какой-то период 237 курсами. К собственной выгоде Германия использовала различные обменные курсы при заключении коммерческих соглашений с дунайскими странами. По отношению к свободному курсу доллара в двухсторонних соглашениях марка могла иметь различные курсы. Так как система валютной монополии способствовала сокращению предложения валюты и увеличению спроса на нее, то наряду с официальным рынком функционировал «черный» рынок. Проводимая периодически девальвация официального курса временно восстанавливала равновесие.
|
Система монополии с разной степенью жесткости вводилась и в других странах с корпоративной экономикой. Во время войны она применялась почти во всех воюющих странах.
Для финансирования вооружений были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы и использовалось дефицитное финансирование. В стране была создана система кредита при отсутствии финансовых резервов. Рейхсбанком выдавались векселя «мефо», гарантированные государством и принимаемые всеми немецкими банками, а затем учитываемыми Рейхсбанком для печатания ничем не обеспеченных банкнот. Эти векселя использовались исключительно для перевооружения экономики Германии и не фигурировали ни в бюллетенях национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранять в секрете масштабы перевооружения.
Новая власть активно занялась наведением порядка в сельском хозяйстве, что соответствовало ее стремлению к самообеспеченности продовольствием. Были приняты законы, не допускавшие спекуляции землей. Земледелец и его наследники, если они были арийского происхождения, пожизненно закреплялись за своим наделом земли. Таким образом, увязшего в долгах немецкого земледельца избавили от угрозы потерять свой надел, если он не нарушал «крестьянский кодекс чести», но привязали к земле, как крепостного в феодальную эпоху. Работа земледельцев регламентировалась продовольственным управлением рейха, распоряжавшимся всеми видами сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции при сохранении права частной собственности. Рост оптовых цен на сельхозпродукцию составил 20%, но полученная от этого выгода земледельцев была перекрыта ростом цен на машины и удобрения. Самообеспеченность продовольствием достигла 83%. Только захват чужих земель позволил Германии обеспечить себя продовольствием в нужном количестве, чтобы продержаться всю вторую мировую войну.
С принятием 2-го четырехлетнего плана в 1936 г. Германия перешла к мобилизационной стратегии военной тотальной экономики. К этому времени государственная собственность Германии достигла 13 % акционерного капитала. Целью плана была самообеспеченность в условиях войны. Импорт был сокращен до минимума, картельные соглашения были запрещены, и цены на большинство продуктов устанавливались либо государством, либо детальными предписаниями по исчислению себестоимости. Был введен жесткий контроль за заработной платой, дивиденды ограничивались 6% годовых, строились огромные заводы. Промышленные предприятия были подчинены непосредственно руководству из центра, и промышленники стали винтиками военной машины. Были запрещены профсоюз и союз работодателей. Централизованное распределение сырья и полуфабрикатов осуществлялось центральными органами с помощью рационирования. Распределение рабочей силы также регулировалось центральными органами и лишь частично зависело от планов предпринимателей и рабочих.
Управляющим параметром развития экономики стали инвестиции, величина которых увеличивалась во времени. Так как размер и направление инвестиций все более зависели от центральных управляющих органов, а не от предпринимателей, то по мере усиления централизации цены, процент, деньги и банки все более теряли роль регуляторов развития экономики. Банки стали просто обслуживать централизованное распределение инвестиций и платежные взаимоотношения предприятий, мало нуждавшихся в банковском кредите, а цены, процент и деньги превратились в счетные величины.
После принятия закона в 1937 г. о роспуске корпораций с доходом менее 40 тысяч долларов мелкие и средние предприниматели постепенно превратились в тех, кто живет на заработную плату. В то же время крупные корпорации получили дополнительную поддержку. Министерство экономики принудительно создавало новые картели и предписывало фирмам объединяться с существующими. Все предприятия обязаны были входить в ассоциации. Чтобы найти путь к высшему чиновнику, взятки достигали огромных цифр. Но это устраивало предпринимателей, так как их доходы от перевооружения быстро росли и достигли 5 млрд. долл. в 1938 г. против 175 млн. марок в 1932 г. Кроме того, больше не было забастовок с требованиями повысить заработную плату, находившуюся на уровне прожиточного минимума. Согласно закону 1934 г. «Об упорядочении национального труда» был введен принудительный труд. Каждый немец обязан был отбыть трудовую повинность там, куда направляло его государство, что служило в то же время гарантией сохранения работы. Этим объяснялась поддержка рабочим классом мобилизационной корпоративной экономики.
Краткие выводы
1. Первая мировая война существенно повлияла на расстановку экономического могущества государств и стратегию развития мирового сообщества. Центром экспорта капиталов все более становятся США. Появилось движение капиталов государственного происхождения, регулируемое Лигой наций. Проблемой европейских стран становится переход от стремительной инфляции к дефляции для восстановления золотого стандарта.
2. К 1928 г. в мире установился золотослитковый и золото – девизный стандарт, устранивший беспорядочное изъятие золота из обращения внутри страны. Установление золотого эквивалента означало в большей или меньшей степени ревальвацию денег, сопровождавшуюся падением цен. В Англии, полагавшей возможным восстановить автоматизм золотого стандарта с господством Лондонского денежного рынка, золотое содержание денег оказалось завышенным, а внутренние цены превысили мировые. В условиях резких колебаний в движении спекулятивного капитала в предвидении стабилизации новые финансовые центры США и Франция, оспаривающие статус резервной валюты, отказались следовать принципам свободной торговли и стерилизовали золото, что повлекло глубокую дефляцию для Англии. Возможность накапливать центральными банками золото сверх пределов и расширять в случае необходимости эмиссию банкнот, повлекло прямое вмешательство государств в их деятельность с широким использованием операций на открытом рынке, снизивших эффективность дисконтной политики.
3. В период финансовой стабилизации в Европе промышленность США, благодаря политике рационализации и использованию операций на открытом рынке, переживала огромный подъем. «Ножницы» цен в промышленности и сельском хозяйстве способствовали диспропорциональному развитию экономики, ведущему к снижению покупательной способности, что и проявилось в громадном падении курса акций и цен после биржевого бума, вызванного возвращением «спекулятивного» капитала из Европы. Последовавший за этим кризис перепроизводства, сопровождаемый сокращением производства и массовой безработицей, стал угрожать безопасности государства.
4. Политика рационализации, проводимая в Германии для подъема промышленности за счет привлечения иностранных капиталов высокой учетной ставкой и поощрения государством внешней торговли, создания картелей и концернов, была резко прервана началом биржевой спекуляции в Нью-Йорке. Эпицентр кризиса быстро переместился в аграрные придунайские страны, неспособные из-за падения цен ликвидировать задолженность перед Германией. Это дополнительно вызвало увеличение дефицита ее платежного баланса, падение валютного курса марки и цен. Проведение в этих условиях политики финансовой стабилизации означало для страны катастрофу.
5. Перед советским государством также стояла проблема финансовой стабилизации. В условиях кредитной блокады она была решена в ходе реализации Новой экономической политики (НЭП), предполагавшей государственное регулирование смешанной экономики, нацеленное на реализацию стратегических приоритетов плана ГОЭЛРО. Это определило первенство СССР в разработке инструментария для обеспечения сбалансированного развития экономики - сводного баланса народного хозяйства (БНХ). Продолжение политики финансовой стабилизации в условиях концентрации производства, приведшей к монополизму отраслей, вело к глубокой дефляции. Учитывая угрозу перерастания великого кризиса в военный конфликт с СССР, правительство выбрало курс форсированного развития индустриализации за счет централизованного управления, стержнем которого стали перспективные планы развития народного хозяйства.
6. Дефляция, проводимая в 20-е гг., вызывая непрерывное падение уровня цен и рост безработицы, переросла в великий кризис. Для борьбы с безработицей, ставшей политической проблемой, правительства Западных стран стали применять такие новые инструменты, как программы общественных работ, выдача субсидий по безработице и другие. С обоснованием эффективности их использования и необходимости отказа от золотой основы денежного обращения выступил ряд экономистов. Система государственного регулирования экономики, предполагающая умеренную инфляцию, была создана Кейнсом.
7. Для стимулирования инвестиций в экономику Кейнс предложил установить систему регулируемых денег, предполагающую использование механизма денежной экспансии, понижающего норму процента, контроль за движением товаров капиталов и другие меры вмешательства государства в экономику, не допускающие резкое ухудшение платежного баланса и, следовательно, быструю смену фаз циклического развития. Определив взаимозависимости макроэкономических переменных и влияние на них ключевых переменных, он, по сути, сформулировал принципы построения системы национального счетоводства (СНС) для целей государственного регулирования экономики. Учитывая, что подгоняемый денежной экспансией рост прибыли за счет снижения реальной заработной платы нарушает экономическое равновесие между реальными и финансовыми потоками, то в долгосрочном периоде система Кейнса ведет к кризису перепроизводства и разрушению капитала, созданного в ходе инфляционного процесса.
8. В Англии переход к политике регулируемых денег занял шесть лет. Введение плавающего валютного курса фунта стерлингов вместо режима золотого стандарта позволило государству запустить денежную экспансию для стимулирования экспорта и инвестиций. Девальвация валюты вызвала падение внутренних цен, что при вмешательстве государства в регулирование спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках для обеспечения их стабильности повысило конкурентоспособность Англии. Для сохранения фиксированного валютного курса в условиях больших движений капиталов впервые был создан Фонд стабилизации валюты. Увеличивающийся приток иностранных капиталов позволял активизировать проведение операций на открытом рынке для государственного кредитования инвестиций. Поскольку цена фунтов стерлингов определялась уже не в зависимости от цены золота, а от государственного регулирования экономики, что в свою очередь влияло на цену золота, то английскую денежную систему назвали разновидностью эластичного золотого стандарта, характерного для США.
9. Причиной великого кризиса в США, применявших кредитную экспансию и сохранявших, в отличие от Англии, активный платежный баланс, явилось диспропорциональное развитие экономики, ведущее к снижению покупательной способности. Поэтому переход к чрезвычайной политике «нового курса» предполагал не только регулирование денежного обращения с помощью государственного кредитования для обеспечения роста цен и оживления экономики, но и высокую степень координации действий государства практически во всех сферах экономической, социальной и финансовой политики для обеспечения стабилизации, не допускающей кризис перепроизводства. Главным источником инвестиций стал внутренний государственный долг, финансируемый путем эмиссии высоко котируемых государственных облигаций и казначейских векселей. Установление цены золота на основе решения казначейства означало эластичный режим золотого стандарта.
10. Пока в Англии и США был кризис, поток золота и иностранных инвестиций устремился во Францию, вызвав там рост цены франка. Возник золотой блок государств во главе с Францией, считавших выгодным сохранять режим золотого стандарта путем взаимной поддержки курсов валют. Однако валютный демпинг со стороны вышедших из кризиса Англии и США привел к отказу этих стран от золотой обратимости и развитию в них инфляции. Во Франции была создана денежная система, близкая к системе регулируемых денег, но без валютного контроля, что позволило ей вернуть спекулятивный капитал. После введения в связи с войной государственной монополии на покупку и продажу иностранных платежных средств франк стал обесцениваться по отношению к золоту и фунту стерлингов.
11. Накопленный опыт позволил СССР перейти к централизованному управлению экономикой на базе стратегического планирования, ориентированного на приоритетное развитие ключевых отраслей промышленности. Его управляющим параметром становятся государственные инвестиции, распределение которых определяется в ходе итеративного согласования плановых расчетов во времени и в пространстве. Для упрощения разработки и реализации стратегического планирования государство осуществило институциональные реформы в области распределения материальных ресурсов и калькуляции их себестоимости, внешнеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Однако денежная экспансия для целей индустриализации обеспечила высокие темпы экономического роста в СССР за счет падения платежеспособности рубля. Продажа государством потребительских благ по фиксированным ценам привела к введению карточной системы. Для недопущения развития спекуляции была организована коммерческая торговля и торгсины. Стратегическое планирование и политика доходов, стимулирующая снижение себестоимости продукции, помогли перейти к единым ценам в розничной торговле и установить реальное золотое содержание рубля, для стабилизации которого требовалась ориентация планирования на цели развития потребительского рынка.
12. В Германии, валюта которой не позволяла использовать для выхода из кризиса систему регулируемых денег английского типа, установился фашистский режим с централизованной системой управления экономикой и с принудительным объединением трудящихся в крупные корпорации в интересах максимизации прибылей их собственников за счет милитаризации экономики. Централизация потребовала институциональных преобразований в сельском хозяйстве, введения внешнеэкономической монополии, использования денежной экспансии и роста налогов для инвестирования милитаризации экономики, поощрения создания крупных корпораций. С принятием 2-го четырехлетнего плана промышленные предприятия были непосредственно подчинены центру, определяющему источники и распределение инвестиций, рабочей силы, сырья и полуфабрикатов на базе рационирования, цены на продукты и проценты по кредитам, политику доходов, что способствовало развитию коррупции. Проводимая периодически девальвация официального курса временно восстанавливала равновесие на валютном рынке.
13. В 30-е гг. все страны перешли к инфляционной фазе развития с усилением протекционизма и «войной» девальваций, что означало крах международной торговли, грозящий перерасти в новый великий кризис. Переход к следующей фазе циклического развития и новой стратегии развития мирового сообщества был осуществлен в результате второй мировой войны.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения, 1995.
2. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: ЮРИСТЪ, 2002.
3 .Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 1996.
4. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
5. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
6. Империализм ФРГ / Институт общественных наук при ЦК СЕПГ. М.: Изд-во политической литературы, 1973.
7. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1992.
8. Ойкен В. Основы национальной экономики. М. Экономика, 1996.
9. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1987.
10. Пебро М. Международные, экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс Универс, 1994.
11. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М.: Прогресс, 1976.
12. Планирование народного хозяйства СССР. /Под редакцией Л.Я. Берри. Экономика, 1973.
13. Пороховский А.А., Портной М.А. Новый курс Ф.Рузвельта: основные меры и их значение. М., Институт США и Канады РАН, 1994.
14. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО АЛГОН, ВНИИСИ, 1992.
15. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
16. Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М.: Статистика, 1973.
17. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984.
18. Фомушкин В. Германия. Национальная экономика после второй мировой войны. // Обозреватель- Observer. 1996, № 3.
19. Фомушкин В. Преодоление кризиса (опыт США времен “Великой депрессии”) //Обозреватель- Observer. 1995, № 9.
20. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.
21. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992.
22. Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2-х томах. М.: Военное издательство, 1991.
23. Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992.
24. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Издательство Советская энциклопедия, 1979.
25 Veduta E. The Soviet System and its aftermath in Russia /Revitalizing socialist enterprise. A race against time. Edited by John Heath. London and New York.: Routledge.1993.
РАЗДЕЛ 3. БИПОЛЯРНЫЙ МИР: