Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макро экономическое равновесие.




(1). Совокупный спрос. График. Функция. Не ценовые факторы совокупного спроса.

(2) совокупное предложение. График. Функция. Не ценовые факторы совокупного предложения.

(3). Макро экономическое равновесие, его устойчивость и изменения на различных участках кривой совокупного предложения. Эффект Храповика

(4). Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

 

(1).

 

Все те закономерности, которые мы наблюдали на индивидуальным рынке имеют место и на макро уровне, только реч будет идти о Совокупных агрегированных показателях.

Совокупный спрос. AD- это тот объем товаров и услуг, который граждане могут и хотят приобрести при различным уровне цен.

Чем выше уровень цены, тем меньше объемы совокупного спроса.

 

AD= f (Ip)

AD=C+I+G+/-Xn

(График)

 

 

Если при рыночном спросе обратно пропорциональная зависимость между объемами спроса и ценой связаны с действием эффекта дохода и замещения, то падение кривой AD объясняют 3 других эффекта:

1) ЭФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ.

Если уровень цен в обществе повышается, то увеличивается спрос на деньги. При постоянной денежной массе это приводит к росту процентных ставок, а это в свою очередь свидетельствует о том, что сокращаются инвестиционные расходы и наличные деньги, идущие на потребление, так как становится выгодно вкладывать в банки, а с другой стороны потребительские кредиты слишком дороги.

Совокупный спрос уменьшается.

2) ЭФФЕКТ БОГАТСТВА(эффект кассовых остатков)

При более высоком уровне цен, покупательская способность финансовых активов падает. Населения реально ощущает себя беднее, следовательно начинает меньше потреблять и больше сберегать.

Совокупный спрос падает.

3) ЭФФЕКТ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ЗАКУПОК.

Если растут цены внутри страны, то потребитель стремится заменить отечественные товары импортными. Это оказывает воздействие на чистый экспорт. Он становится отрицательным, что приводит к уменьшению совокупного спроса.

 

Выше обозначенные ценовые факторы, которые влияют на величину совокупного спроса следовательно сдвигают точку по графику, в то время как не ценовые факторы изменяют сам Совокупный спрос

 

Не ценовые факторы:

1)Изменение потребительских расходов при постоянном уровне цен.

- рост благосостояния граждан

- ожидания потребителей(ожидание роста доходов, инфляционные ожидания

- уровень налоговой нагрузки

- уровень задолженности

- объемы субсидирования

2) изменение инвестиционных расходов при постоянном уровне цен.

- изменение процентной ставки, в связи с изменением объемов денежной массы.

- ожидание изменения прибыли от инвестиций

- ожидание инфляции

- объемы не загруженных производственных мощностей.

- уровень налоговой нагрузки, задолженности, и объемы дотаций для предпринимателей.

3) изменение государственных закупок.

4) Изменение чистого экспорта.

- изменение национального дохода в странах торговых партнеров

- изменение валютных курсов. Предположим, рубль окреп по отношению к доллару, т.е за за доллар дают меньше рублей. Экспорт в сша станет дорогим, следовательно его объемы сократятся, в то время как импорт американской продукции подешевеет и его объемы увеличатся. Это все вызовет снижение чистого экспорта и сокращение совокупного спроса Россией и наоборот.

 

(2).

 

Совокупное предложение AS -это тот объем товаров и услуг, который предприниматели могут и желают предложить при различном уровне цен в национальной экономике.

 

Первыми исследователями совокупного предложения являлись представители классической школы. Они предполагали, что экономика является равновесной системой, действующей в условиях полной занятости, следовательно график совокупного предложения для них был абсолютно не элластичен.

(График)

 

С середины 20 века Кейнсианцы критикуют такую позицию, посколько утверждают, что экономика это вовсе не равновесная система, она лишь стремится к равновесию, но никогда не достигает его.

(График)

 

При современном анализе кривой совокупного предложения эти две точки зрения объединяются, поэтому стандартных график совокупного предложения состоит из 3ех участков:

1) Кейнсианского

2) промежуточного

3) классического

(График)

 

Кейнсианский отрезок иллюстрирует депрессивное состояние национальной экономики или напротив процесс оживления, для которых характерно, что в экономике могут увеличиваются или уменьшатся объемы производства при неизменном уровне цен.

 

Классический иллюстрирует инфляционные процессы:

Объемы производства постоянны, близки к полной занятости, меняются только цены.

 

Промежуточный отрезок предполагает как изменение объемов производства, так и цен. Он иллюстрирует спад или подъем в экономике.

Изменение уровня цен приводит к изменению величины совокупного предложения (двигается точка по графику)

 

Не ценовые факторы меняют само совокупное предложение, сдвигая график)

 

Не ценовые детерминанты:

1) цены на ресурсы

2) НТП

3) ожидание предпринимателей

4) изменение уровня задолженности

5) изменение в налоговом и трудовом законодательстве.

6) степень монополизации рынка

7) объемы дотаций.

 

 

(3).

 

Поскольку кривая совокупного предложения имеет 3 участка, то анализ макро экономического равновесия должен происходить с учетом этого факта.

 

1) макро экономическое равновесие на Кейнсианского участке.

(График)

 

 

Изменения равновесия на этом участке приводит только к изменению объемов производства, никак не застрагивая уровень цен. На этом участке могут происходить и нарушения равновесия. Дефицит или профицит.

(2 Графика) (дефицит, профицит)

 

 

Не равновесные состояния не могут длиться долго. К равновесию рынок в обоих случаях приведут предприниматели, поскольку именно им не выгодно не равновесные состояния.

Дефицит означает, что вся продукция со складов реализована, предприятия живут без материальных запасов, что очень рискованно. При любом изменении конъюнктуры рынка они могут оказаться банкротами, следовательно они будут наращивать объемы производства.

Профицит это дополнительные издержки трансакционного характера(это издержки за сохранение продукта), которые уменьшают прибыль, следовательно предприниматели будут сокращать объемы производства до равновесных.

 

2) Равновесие на промежуточном участке.

(График)

 

Изменение равновесия на этом участке приводит как к изменению объемов производства, так и к изменению уровня цен.

Возможны не равновесные состояния: как дефицит, так и профицит.

(График)

 

 

Рынок придет в равновесие также, как, если бы речь шла о микро, а не о макро уровне. Проблему с дефицитом решат потребители, с профицитом предприниматели.

 

3) макро экономическое равновесие на классическом отрезке.

(График)

 

 

Изменение равновесия на этом участке никак не затрагивает объемы производства, речь идет о реальных объемах, меняется только уровень цен. Установление равновесия на этом отрезке может быть только кратко срочным поскольку этот отрезок иллюстрирует инфляцию, а экономика в условиях инфляции апреоре не равновесна.

 

Эффект Храповика- механизм, который движется в одну сторону.

Д. Кейнс анализируя экономические процессы пришел к выводу, что в национальной экономике есть такие процессы, которые не имеют обратного хода. Одним из таких процессов является изменение уровня цен. Раз поднявшись цены никогда не опустятся на прежний уровень.

(График)

 

 

Предположим, что в экономике существовало макроэкономическое равновесие в точке А, по каким либо причинам Совокупный спрос вырос с AD1 до AD2 образовалось новое равновесие в точке В, при более высоком уровне цен. Если через некоторое время Совокупный спрос вернется на прежний уровень - это не означает что мы попадем в точку прежнего равновесия точку А. Цены не опустятся, поэтому возникнет новое равновесие в точке С при более высоком уровне цены и меньших объемах производства. Все это объясняется тем, что за период изменения совокупного спроса изменилось и совокупное предложение с As1 do as2. Причиной не гибкости цен является не гибкость заработной платы. Рост цен при первоначальной сдвиге кривой совокупного спроса вызывает необходимость роста заработной платы, он приводит к росту издержек, а следовательно сокращению совокупного предложения. Равновесие не может вернуться на прежний уровень, потому что з/п не понижается, что не дает возможности увеличится совокупному предложению.

Факторы, препятствующие снижению з/п:

1) наличие трудового законодательства о минимальном размере оплаты труда - юридический барьер.

2) уменьшение з/п всегда сопряжено с уменьшением производительности труда

3) потеря затрат на пере подготовку кадров и повышение квалификации

4) подрыв моральных установок рабочего, часто выливается в саботаж и забастовки, поэтому едприниматели действует под лозунгом, лучше уволить рабочего, чем снизить ему з/п

 

 

МАКРО 3Л.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: