Темы практических занятий по дисциплине
«Социальная психология образования»
Тема 1. Введение в социальную психологию образования
Задание: написать эссе на тему: «Социально-психологические проблемы в сфере образования».
Задание: составить глоссарий по теме: «Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии образования».
Задание: подготовиться к обсуждению вопросов на семинарах №№ 2-5.
Тема 2. Межличностные отношения и проблема общения в образовательной среде
Вопросы для обсуждения:
Специфика изучения общения в социальной психологии. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Общая характеристика межличностных отношений как формы проявления общественных отношений; их эмоциональная основа. Значение общения для развития индивида и развития общества. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции в сфере образования.
Тема 3. Социально-психологические параметры малых групп
Субъектов образовательного пространства
Вопросы для обсуждения:
Социально-психологические феномены в группах: организационная структура и динамика групп и коллективов, сплочённость, конформность, групповые нормы, социально-психологический климат, процессы руководства и лидерства. Личностно обусловленные феномены: диспозиции, отношения, ценностные ориентации, роли. Массовые социально-психологические явления: общественное мнение, национальные психологические особенности, нравы, обычаи, традиции, переживание, подражание, заражение.
|
Тема 4. Структура власти в малой группе и межгрупповые отношения субъектов образовательного пространства
Вопросы для обсуждения:
Структура социальной власти в малой группе. Структура межличностных отношений в малой группе. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Эффективные способы управления малой группой.
Социальная власть в группе. Теории лидерства. Психологические потребности и мотивы лидера. Виды и механизмы власти лидера. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров. Стили поведения лидера. Руководство группой, стили руководства. Лидерство и руководство: единство и различие. Индивидуальные факторы эффективного управления группой субъектов образовательного пространства.
Тема 5. Проблема социализации личности
в образовательном пространстве
Вопросы для обсуждения:
Понятие личности в социальной психологии. Структура личности. Проблема соотношения личности и социума (социальный контроль). Понятие «социализация» и её сущность. Социальная нормативность и объективные предпосылки социализации. Психология освоения социальных норм и субъективные предпосылки социализации. Особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Механизмы социализации. Институты социализации. Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели социального развития. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека. Я-концепция и самооценка школьника. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации.
|
Задание: подготовить доклад (на 10-12 минут) к одной из тем семинара №№ 2-5 и выступить с ним.
Темы докладов:
1. Специфика изучения общения в социальной психологии.
2. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
3. Значение общения для развития индивида и развития общества.
4. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции.
5. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции.
6. Практическое значение исследований аттракции в сфере образования.
7. Организационная структура и динамика групп и коллективов.
8. Сплочённость, конформность, групповые нормы.
9. Социально-психологический климат.
10. Процессы руководства и лидерства.
11. Национальные психологические особенности, нравы, обычаи, традиции.
12. Переживание, подражание, заражение.
13. Понятие и структура личности в социальной психологии.
14. Проблема соотношения личности и социума (социальный контроль).
15. Понятие «социализация» и её сущность.
16. Социальная нормативность и объективные предпосылки социализации.
17. Психология освоения социальных норм и субъективные предпосылки социализации.
18. Стадии развития личности в процессе социализации.
19. Механизмы социализации.
20. Институты социализации.
21. Общее понятие социального развития человека.
|
22. Стереотипы понимания социального развития человека.
23. Модели социального развития.
24. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.
25. Личностная зрелость.
26. Я-концепция и самооценка школьника.
27. Мотивация учения, поведения и выбора профессии.
Задание: прислать текст реферата и презентацию на адрес avdolgopolova@mail.ru за неделю до начала сессии (проверка Антиплагиатом: не менее 60% уникальности текста).
Темы рефератов с медиа-презентацией (контрольная работа):
1. Межличностные отношения и проблема общения в образовательной среде.
2. Социально-психологические параметры малых групп субъектов образовательного пространства.
3. Социально-психологические феномены в группах.
4. Личностно обусловленные феномены в группах.
5. Массовые социально-психологические явления.
6. Проблема социализации личности в образовательном пространстве.
7. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации.
8. Закономерности социального развития человека.
9. Особенности современной социализации.