Содержание
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Территориальное устройство государства..................................... 5
Глава 2. Главные виды территориального устройства государства...........
2.1 Унитарное государство..................................................................... 8
2.2 Федерация........................................................................................ 13
2.3 Конфедерация.................................................................................. 16
Заключение..................................................................................................... 20
Список использованной литературы............................................................ 23
Приложения................................................................................................... 24
Введение
Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Для выполнения своего социального назначения - организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т.п. - государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения — губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов. На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны.
|
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.
Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Актуальность данной темы состоит в том, что многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства, остаются до сих пор нерешенными и дискуссионными. В частности, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.
Объектом исследования является унитарное государство, федерация и конфедерация как формы государственного устройства.
Целью курсовой работы являются анализ форм государственного устройства. Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие территориального устройства государства,
2) Рассмотреть унитарное государство как форму территориального устройства государства, выделив его характерные черты и рассмотрев основные его виды,
|
3) Рассмотреть федерацию как форму территориального устройства государства, выделив его характерные черты и рассмотрев основные его виды,
4) Попытаться разрешить вопрос о том, в каком качестве выступает конфедерация – как форма территориального устройства или территориальная организация союза государств.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, объединенных в 2 главы, заключения и библиографического списка.
В процессе выполнения курсовой работы использовалась научная литература авторов Малахов В.П., Иванов А.А.[1], Малаховой В.П. и Долгушиной С.В.[2], Рассолова М.М. [3], а также некоторых других.
Глава 1. Территориальное устройство государства
В юриспруденции понятие формы государства обычно связывается со спецификой его внутреннего строения. О форме государства говорят как о категории, которая «показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер отношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности»[4]. Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента:
1. Форму правления,
2. Форму государственного устройства,
3. Форму политического режима.
Понятие «государственное устройство» используется в научной литературе в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под государственным устройством понимают «государственный строй», т.е. всю «совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства»[5]. Когда мы употребляем это понятие в широком смысле, мы подразумеваем в частности основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в конкретной стране, главные черты социальных и экономических отношений, статуса личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления, если таковое провозглашено в конкретном государстве. Этот термин условно можно считать тождественным понятию «конституционный строй».
|
Все страны обладают обязательным признаком – территорией, т.е. пространством, на котором формируется особая организация публичной власти – государство, пространством, на которое распространяется действие государственного суверенитета, юрисдикция государства. Территория – это кроме всего прочего важнейший элемент государства, необходимое условие его существования. Понятие государственной территории предполагает необходимость появления государственной границы и внутригосударственное деление территории государства. Государство упорядочивает свою внутреннюю территориальную организацию. В соответствии с этим верховная власть делит территорию государства на отдельные территориальные единицы разного уровня и вида и наделяет их определенным правовым статусом. Это деление призвано обеспечивать наиболее эффективное осуществление функций власти и управления, работы государственного аппарата.
И в соответствии с этим в узком смысле термин «государственное устройство» характеризует один из элементов формы государства, а именно территориальную организацию государства и государственной власти. Форма государственного устройства определяет характер отношений государства в целом с его составными территориальными частями, будь то субъекты федерации, автономные образования или административно-территориальные единицы.
Форма государственного устройства – это «национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его основными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти»[6].
История государства знает три способа деления населения по территориальному признаку, это –
1. Административно-территориальные единицы (районы, округа, кантоны, губернии),
2. Государственно-национальные образования (автономные округа, автономные республики, автономные области, земли, штаты),
3. Суверенные государства.
Каждому способу территориального деления соответствует особая форма государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Следует упомянуть, что для характеристики территориальной организации унитарного государства общеупотребительным является термин «административно-территориальное устройство», а в отношении федеративного – «политико-территориальное». Оба термина представляют собой синонимы термина «форма государственного устройства».
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составляющих государство частей, государственное устройство обычно условно подразделяется на два вида:
1. Простая форма (унитарное государство),
2. Сложная форма (федерация, конфедерация).