Глава 2. Главные виды территориального устройства государства




Унитарное государство

Термин «унитарный» имеет латинскую этимологию («unis», «unitas») и буквально означает «один», «единство». В литературе имеется большое количество определений унитарного государства, но все они сходятся в том, что унитарное государство – это единое, цельное государство, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, которые статусом государственно-национального образования и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов.

· Универсальная суверенность страны, т.е. государство - есть единое и независимое образование, обладающее исключительной компетенцией в сфере внутренней и внешней политики государства. Вопросы её проведения не нуждаются в согласовании в административно-территориальными единицами.

· Пространственное верховенство государства, которое предполагает обладание всей полнотой власти на всей без исключения территории.

· Общие для всей страны высшие органы власти: представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах.

· Единая конституция и возглавляемое ею законодательство. Право принятия законов в унитарном государстве принадлежит исключительно центральным органам государства. При этом административно-территориальные единицы имеют свои представительные органы, которые вправе принимать нормативно-правовые акты, которые в свою очередь являются, по сути, подзаконными актами и не должны противоречить законам.

На территории унитарного государства вводится одно гражданство, проводится единая денежная, финансовая и кредитная политика.

Унитарное государство предполагает самую высокую степень централизации власти как государственной, так и политической. Все государственные органы, относящиеся к аппарату принуждения, которые существуют в административно-территориальных единицах, подчиняются исключительно центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики. Все местные органы власти – это прямое продолжение центральных органов власти, от которых они зависят политически и финансово.

Государства, имеющие унитарную форму административно-территориального устройства, также подразделяют на простые и сложные. В составе простых унитарных государств нет каких-либо автономных образований, территория такого государства может вообще не иметь административно-территориального деления (как например – республика Мальта, разделенная на 68 местных советов и не имеющая промежуточных звеньев между этими местными советами и национальным правительством) либо состоять исключительно из административного территориальных единиц (как пример – Словацкая Республика, разделенная на 8 краёв, или Алжирская Народная Демократическая Республика, имеющая в своем составе 48 провинций).

Характерно, что даже в простых унитарных государствах административно-территориальное деление строиться по-разному и имеет разное число ступеней и звеньев. Это строение зависит от размеров территории, численности населения и его размещения. В небольших по территории государствах существует двузвенное деление, в более крупных - трех- или даже четырехзвенное. Зачастую территория всего государства делится на такие крупные единицы, как области, провинции и т.п. Они, в свою очередь, подразделяются на районы, уезды, округа. Низовыми ступенями становятся коммуны, общины и т.д.

Сложные же имеют в своем составе так называемые автономные образования. Выделяют административно-территориальные автономии и национально-территориальные автономии.

Первая их разновидность – административно-территориальная автономия представляет собой способ децентрализации власти в унитарном государстве. Статус субъектов такой автономии выше, чем обычных административно-территориальных единиц. Субъект административно-территориальной автономии не имеет признаков государственного образования. Административно-территориальная автономия проявляется в самостоятельно формируемых органах исполнительной и законодательной власти, полномочиях издавать законы по установленному центром кругу вопросов. Осуществление этих полномочий происходит под надзором центральных органов власти.

Так, в состав Республики Азербайджан помимо 66 районов и 11 городов республиканского подчинения входит также Нахичеванская Автономная Республика. Она представляет собой автономное государство в составе Азербайджана. При этом Конституция Азербайджана определяет круг вопросов, в решении которых Нахичеванская Автономная Республика независима. Это, в частности, вопросы налогообложения, направления экономического развития автономной республики и некоторые другие. Нахичеванская Автономная Республика является примером территориальной автономии.

Национально-территориальная автономия – это разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса в многонациональном государстве. Статус национально-территориальной автономии означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. В отличие от административно-территориальной автономии национально-территориальная автономия распространяется не только на административную, но и на культурно-языковую сферу. Наряду с наличием у них самостоятельно формируемых государственных органов и правомочия издания законодательных актов по установленному кругу вопросов, на территории национально-территориальной автономии одновременно с общегосударственным языком используется язык национального меньшинства (например, в Республике Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства).

Национально-государственная автономия – это вид территориальной автономии, предоставляющей части унитарного государства, населенного преимущественно представителями национального меньшинства, собственную систему органов государственной власти, формируемых независимо от центра, собственных конституционных актов, собственной законодательной компетенции, собственного официального языка, гражданства, а также государственных символов – герба, флага и гимна. Примером национально-государственной автономии служит статус Республики Крым в составе Украины.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.Имеются и смешанные системы унитарного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Япония, Турецкая республика).

Федерация

В целях учета специфических условий отдельных регионов, предоставления им права самостоятельно решать локальные вопросы образуется государство в форме федерации.

Как указывалось выше федерация – сложная форма государственного устройства. Общепринятого определения федерации нет. От латинского «federation» – «объединение». По своей сути федерация представляет собой «добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство»[7], где эти образования обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться центральные органы.

Входящие в состав федерации политико-территориальные единицы могут носить разные названия – земли, штаты, края, автономные образования. Следует сразу отметить, что не все эти единицы образуются по национальному признаку, некоторые в своей основе имеют сугубо административно-территориальный принцип. В составе Российской Федерации, к примеру, есть и субъекты, образованные по национальному признаку (это – республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального значения). Если взять земли в Германии или штаты в США – то они образованы вообще без какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или народностями.

Федерации обладают рядом общих признаков:

· Федеральный центр имеет высшие властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы), решения которых по предметам их ведения имеют общеобязательное значение для субъектов федерации. В стране существует единая армия и система органов прокуратуры, пограничная служба и служба безопасности, полиция, общий бюджет, государственные символы и государственный язык.

К слову, закономерным признаком федерации является двухпалатный парламент. Как правило, нижняя палата напрямую избирается населением, причем количество депутатов от каждого субъекта пропорционально общей численности избирателей в каждом субъекте федерации. В верхней же палате обязательно представлены все субъекты федерации вне зависимости от величины территории субъекта или численности его населения. От каждого субъекта в верхнюю палату законодательного органа входит равное количество представителей.

· Как уже указывалось выше субъекты, входящие в федерацию, обладают элементами государственности, в частности имеют собственное законодательство, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, символы и т.д.

Хотя субъекты федерации обладают правом принятия собственных законов, эти законы не могут противоречить федеральному законодательству.

· В большинстве федераций наряду с единым общефедеральным гражданством, существует гражданство субъектов федерации,

· Наличие двойной системы налоговых потоков (федеральному центру и субъектам федерации).

Очевидно, что две параллельные системы органов (федеральные и на уровне субъектов федерации) могут эффективно существовать лишь при условии четкого, детального распределения между нами предметов ведения и полномочий. Так, Конституции Бразилии, Мексики, Канады и других стран устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. Конституции Германии, Индии, Российской Федерации помимо этого закрепляют и перечень вопросов, отнесенных к совместному ведению федерации и её субъектов.

Существует несколько классификаций государств с федеративным устройством. В зависимости от особенностей конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют федерации:

1. Симметричные,

2. Асимметричные.

Симметричная федерация характеризуется равноправием входящих в её состав субъектов. Все субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), аналогичную систему органов государственной власти и не отличаются друг от друга какими-либо особенностями юридического статуса. В настоящее время симметричными являются Австрия, Германия и Соединенные Штаты Америки.

Асимметричная же федерация характеризуется разностатусностью составляющих её субъектов. Как пример, Российская Федерация, Бразилия, Канада.

Каждая симметричная и асимметричная федерация имеет свои достоинства и недостатки. Можно говорить о том, что симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз давать адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства.

По признакам формирования субъектов в федерации (содержание данного признака раскрывалось выше):

1. Территориальные (Соединенные Штаты Америки, Германия),

2. Национальные (бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия),

3. Смешанные (Российская Федерация).

По способу образования федерации делятся на договорные и конституционные. Договорная федерация образовывается соглашением между собой нескольких государств об образовании федерации с одновременной передачей части своего суверенитета в ведение создаваемой федерации. При этом в таком договоре могут быть прописаны условия входа и выхода (сецессии) государства из состава федерации. Так, пункт 26 Договора об образовании СССР предусматривал право свободного выхода из федерации любого её субъекта. Конституционные федерации возникают на базе существовавшего ранее унитарного государства. Образование такой федерации происходит принятием конституции. Зачастую субъекты конституционной федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Российская Федерация, Бразилия, Германия).

Представляется, что федерация все же более приближена к идеалу правового государства, поскольку разделению государственной власти не только «по горизонтали», т.е. между высшими законодательными, исполнительными и судебными органами государства, но и «по вертикали», децентрализуя государственную власть.

 

Конфедерация

Конфедерация (т.е. над- или сверхфедерация) представляет собой «союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военных сферах»[8]. В отличие от федерации конфедерация не образует нового государства. Они не обладает признаками, присущими государству: конфедерация не обладает суверенитетом, не предполагает единого гражданства, не имеет единой территории, не имеет конституции и единого законодательства, единой финансовой и кредитной политики. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами.

Возникает закономерный вопрос – правильно ли считать конфедерацию формой государственного устройства?

Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств. Необходимо подчеркнуть, что когда речь идет о форме государственного устройства, всегда рассматривается организация власти по территории именного государства, а не иного образования. Традиционный взгляд на конфедерацию и иные формы объединений государств как на формы государственного устройства основан на том, что в теории государства четко не определено место подобным образованиям, поэтому их рассматривают в рамках сходного с ними института. Существуют сторонники точки зрения, согласно которой форму государственного устройства следует рассматривать в широком смысле, тогда можно полноправно включать в это понятие и территориальное устройство союзов государств. Представляется, что такой подход содержит в себе внутреннее противоречие. Если в рамках формы государственного устройства рассматривать устройство объединений государств, то мы должны будем прийти к выводу, что государство и объединение государств - это практически идентичные понятия, и это сходство позволяет нам рассматривать территориальное устройство тех и других в рамках одного института. Однако, как известно, государство имеет признаки, которые отличают его от всех иных образований.

Однако на международной арене выступают не только государства, но и иные субъекты - различные государственные объедения. В теории международного права они получили название - международные организации. В доктрине международного права резюмируется наличие определенного понятия "международная организация" или по меньшей мере наличие определенных признаков, достаточно адекватно ее характеризующих. И в доктрине международного права, и в международно-правовых договорах, выделяются признаки международной организации. Во-первых, это должна быть постоянно действующая межгосударственная организация. Причем должны быть соблюдены три основных требования для ее учреждения: а) учреждение организации в соответствии с международным соглашением; б) наличие у нее как минимум одного органа управления; в) учреждение организации в соответствии с нормами международного права. Во-вторых, должно существовать разграничение законных полномочий и целей между организацией и ее государствами-членами. В-третьих, международная организация должна обладать законными полномочиями, осуществляемыми на международном уровне. В-четвертых, она основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации. В-пятых, международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность.

Кроме международных организаций существуют объединения государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определяются через термин - конфедерация. Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии - это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками национальности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.

Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства.

Конфедерация - это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей политического, экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носят временный характер.

Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство.

Заключение

Подводя итоги можно сказать - исторически сложились две «классические» формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство (федерация). Конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством.

В наше время унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др.

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация). Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм), заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государственно-подобные образования или даже государства - субъекты федерации. Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

И наконец - конфедерация. Она не является формой государства, так как ни одно из государств, входящих в конфедерацию, не утрачивает своего суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше.

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонять.


Список использованной литературы

Учебная литература

1. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Юрист, 1996.

2. Малахов В.П., Иванов А.А., Горшенёва И.А. Теория государства и права: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: