Особенности символики раннего христианства




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)

 

 

Институт культуры и искусств имени Джульетты Якубович

 

Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

СООБЩЕНИЕ

по дисциплине: «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

 

на тему: «Раннехристианская символика, иконография образа Иисуса Христа»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

направления подготовки: «Изящные искусства (Изобразительное искусство)»

Мазур А.А.

Проверил: преподаватель

кафедры изобразительного и декоративно – прикладного искусства
Григораш О.В.
Количество баллов ______

 

Луганск, 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Особенности символики раннего христианства ……………………………4-5

2. Основные символы раннехристианского искусства …………………………6-8

3. Иконография образа Иисуса Христа…………………………………………9-10

Заключение…………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………….12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Раннее христианство – название условное. Период от появления первых памятников христианского искусства до формирования варварских королевств (примерно III-VI вв.) искусствоведы называют также «древнехристианским», «христианской античностью» и т.п. Это явление к тому же еще и очень узкое географически – оно распространяется лишь на территорию Римской Империи. Особенность культуры этих территорий – в том, что для них Античность – не миф и не далекий образец для воспроизведения, как для всего остального христианского мира, а живое, непосредственное прошлое, связи с которым никогда не разрывались [10, с. 126].

Первые христиане, как и ветхозаветные иудеи, относились к изобразительному искусству с предубеждением, так как считали его тем видом человеческой деятельности, который в наибольшей степени подвержен влиянию язычества и идолопоклонства. Однако проникновением в Грецию и Рим, где искусство всегда играло огромную роль, христианство оказалось в среде, проникнутой античным духом, и наполнило старые античные формы новым содержанием. В таком положении христианское искусство существовало в первые свои века, в период гонений.

В нашей работе мы рассмотрим раннехристианскую символику, или как ее часто называют «древнехристианскую», а также образ Иисуса Христа в иконографии.

Цель нашей работы: изучить раннехристианскую символику и иконографию образа Иисуса Христа.

В соответствии с поставленной целью мы определили такие задачи:

− определить особенности символики раннего христианства;

− рассмотреть основные символы раннехристианского искусства;

− изучить иконографию образа Иисуса Христа.

 

 

Особенности символики раннего христианства

Раннехристианское искусство – период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках [4, с. 67].

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания [9, с. 108].

При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды [3, с. 211].

Церковь начала использовать искусство намного позже официального признания христианства. Раннехристианские общины изображением своих религиозных сюжетов особенно не интересовались, поэтому использовали языческие мотивы, лишь бы была возможность наполнить их аллегорическим значением, намекнуть на тайный смысл, или же использовали символы-криптограммы.

Отсутствие собственно христианских изображений и частое обращение к классической иконографии объясняется сложностью и общей напряженностью в области культуры того времени. Позднее этот вопрос решался путем долгих и напряженных споров.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением «естественного» для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца [3, с. 57].

Отношение к непосредственному изображению Бога и «мира невидимого» было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму [8, с. 439].

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ» [10, с. 193]. Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях.

Ранее христианство было связано с двумя мощными доктринами – эллинистической и иудейской, которые к изображению божественного относились ровно противоположным образом. Эллинизм представляет божественное начало именно как осязаемую природную антропоморфную форму. Иудаизм осуждает это как идолопоклонство. Христианство, как учение, которое обобщает обе доктрины, должно было решить проблему изображения Бога в образах. Первоначально использовались косвенные изображения – нечто, не соответствующее первичному значению образа. Таким путем христианство ускорило процесс разложения классических форм, который уже начался ранее. Так, если Орфей изображается как символ Христа, который выводит души из преисподней, то тут Орфей – лишь условное обозначение, суть которого выходит за пределы передачи черт античного героя [8, с. 265-266].

Отношение христианства к богатому набору классических сюжетов оставалось положительным. Ведь нелогично предположить, что до Христа человечество жило, и смогло накопить столько мудрости, без наставления свыше, полного неведения Бога. Поэтому предполагалось, что божественное начало постигалось не прямым путем, а через познание божественного устройства мира, которому, вместе с натурфилософией, политическими, юридическими науками способствовало классическое искусство.

Иконоборчество иудаизма в христианстве преодолевалось идеей, что хотя совершенное изображение бесконечного Божества невозможно, однако ради спасения людей Бог все-таки принял человеческую форму. Благодаря явлению в человеческом образе Христос мог быть изображен, однако ранних подобных изображений все равно не сохранилось.

До нас дошли символические образы, почерпнутые из аллегорических образов классического искусства. Развитие христианского искусства шло от символического изображения к историко-назидательному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: