Музыкотерапия в образовательной среде




Что такое стресс и как его пережить?

В самом общем виде СТРЕСС – это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды.

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, экзамен или «вызов на ковер».

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. Для понимания механизма стресса необходимо рассмотреть понятия стрессоров. СТРЕССОРЫ– это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. По 100 бальной шкале стресса Холмса-Рея следующие стрессоры оцениваются:

ü Брак 50 баллов

ü Развод 73 балла

ü Увольнение 47 баллов

ü Выход на пенсию 45 баллов

ü Новая работа 36 баллов

ü Выход на пенсию 45 баллов

ü Изменение погодных условий 25 баллов

ü Увеличение (уменьшение) числа ссор с супругом 35 баллов

ü Изменение уровня ответственности на работе 29 баллов

ü Пересмотр индивидуальных привычек 24 балла

ü Смена развлечений 19 баллов

ü Отпуск 13 баллов

ü Праздник 12 баллов

Таким образом, причиной стресса может стать как великая радость, так и глубокая печаль. Каждая профессия имеет определенную степень стессоопасности, например:

ü у шахтера - 8,3 балла

ü у пилота – 7,5 баллов

ü у стоматолога – 7,3 балла

ü у учителя – 6,2 балла

ü у библиотекаря – 2,0

ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССОВ

Наиболее часто стресс отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, это связано с изменением частоты пульса. Сердце начинает работать в неблагоприятном режиме, меньше отдыхая; поднимается артериальное давление, повышается уровень холестерина в крови, что способствует сужению просвета кровеносных сосудов. Стресс часто влияет на снижение аппетита, скопившаяся в желудке кислота постепенно разрушает слизистую желудка, что может привести к язвенной болезни. Стрессы повышают вероятность раковой опухоли, что связано с ослаблением иммунной системы.

Таким образом, необходимо помнить, что организм человека часто подвергается стрессу, что, в последствии отражается на здоровье.

Приведенный ниже тест поможет оценить ваш уровень стрессоустойчивости.

Самооценка стрессоустойчивости по д. Лейку.

Для каждого утверждения выберите вариант ответа, наиболее типичный для вас: никогда – 1 балл, редко – 2 балла, часто – 3 балла.

  1. Я думаю, что в коллективе меня недооценивают.
  2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.
  3. Я переживаю за качество своей работы.
  4. Я бываю настроен агрессивно.
  5. Я не терплю критики в свой адрес.
  6. Я бываю раздражителен.
  7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.
  8. Я страдаю бессонницей.
  9. Меня считают настойчивым и напористым.
  10. Своим недругам я могу дать отпор.
  11. Я эмоционально переживаю неприятности.
  12. У меня не хватает времени на отдых.
  13. У меня возникают конфликтные ситуации.
  14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.
  15. У меня не хватает времени, чтоб заняться любимым делом.
  16. Я все делаю быстро.
  17. Я испытываю страх, что потеряю работу.
  18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Подсчитайте баллы. 41-38 - средний

57-54 – очень низкий 37-34 – чуть выше среднего

53-50 – низкий 33-30 – выше среднего

49-46 – ниже среднего 29-26 - высокий

45-42 – чуть ниже среднего 25-22 – очень высокий

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА

Чтоб уберечь себя от стрессов необходимо знать способы их преодоления. Самым простым способом является регулировка дыхания. Дело в том, что во время напряженной ситуации изменяется частота дыхания, оно становится поверхностным и нерегулярным. В кровь попадает больше кислорода и вырабатывается больше углекислого газа; появляется озноб, напряжение во всем теле и потливость, что может привести человека в паническое состояние. Вот несколько упражнений для управления дыханием:

- дышите глубоко и медленно, концентрируясь на каждом вдохе и выдохе;

- дыхание на счет: на счет 1-4 сделайте вдох, на счет 1-4 сделайте выдох, на счет 1-4 задержите дыхание;

- не глотайте воздух, медленно выдохните, а затем спокойно сделайте вдох;

- дышите с закрытым ртом.

Массаж лица, особенно лба, помогает снять напряжение, бессонницу и вызывает чувство облегчения.

Музыкотерапия в образовательной среде

Успокаивает – «Утешение», «Ноктюрн» Ф. Лист; «Ноктюрн», «Колыбельная», «Фантазия экспромт» Ф. Шопен; «Грустный вальс» Я. Сибелиус; Концерт для фортепиано с оркестром № 2 С. В. Рахманинов.

Ослабляет тревогу «Мазурка» Ф. Шопен, вальсы И. Штрауса;

Расслабляет «Одинокий пастух» Д. Ласт, «Пастораль» Ж. Бизе, «Вчера» Д. Ленон.

Снимает раздражительность «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский, «Лунная соната» Л. Бетховен.

Стимулирует творческий процесс, тонизирует «Болеро» М. Равель, «Времена года» П. И. Чайковский.

Ароматерапия

Запахи играют огромную роль в эмоциональной жизни человека. К маслам, способствующим релаксации, относятся:

Лавандовое, сандаловое, Розмариновое, из цветов ромашки, герани, пачули. Масла можно использовать в аромомедальоне, аромолампе, при приеме ванны (необходимо растворить 3-4 капли масла в соли для ванн либо молоке, которые являются хорошими эмульгаторами)

УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: