Ход урока.
I. Организационный момент
-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю,что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд 1
II.Актуализация знаний
- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!!!!
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости". -Как вы ее понимаете?(Мы узнаем что-то новое.) - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
II.Минутка чистописания.
- Итак, откройте тетради, запишите число:
Тридцать первое января:
Классная работа.
Начнём урок с минутки чистописания.
- Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
- Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…
-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
- А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Запишите в тетради
За зи зк аз
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
- Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин.
- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.
III. Блиц – опрос.
-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
|
- Что происходит с существительными при склонении?
(Изменяется окончание)
-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
- Сколько падежей в русском языке? (6)
-Как они называются?
-Какие падежные вопросы имеют?
-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?
В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
-Какие падежи являются косвенными?(все, кроме именительного)
-Назовите начальную форму имени сущ.(И.п.ед.ч)
-ВСЕ ПАДЕЖИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ С ПРЕДЛОГАМИ?
-Какой падеж не имеет предлогов?
-А какой падеж НАОБОРОТ без предлогов не употребляется?
-Какие предлоги имеет дательный падеж?
-А другие падежи какие предлоги имеют, давайте вспомним.
Р.П –без, у, от, до, с, из, около, возле, для.
В.П- на, за, под, в через, про.
Т.П.-над, за, под, с, между, перед.,
П.п- в, об, о, на,при.
-Как определить падеж имени сущ. в предложении?
|
3.Потом задать к имени сущ вопрос как части речи, т.е.падежный вопрос.
4.С помощью вспомогательного слова, по падежному вопросу и окончанию определяем падеж имени сущ.
- Какими членами предложения могут быть существительные? ГЛ. И ВТОРОСТ.(подл. Доп., и др)
-Имя сущ в И.п в предложеии каким членом бывает?(главным, подлежащим
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. (Дети выполняют движения глазами.)
Аналогичная работа с другим предложением.
Запись предложений под диктовку. Задание: Определите падеж имен существительных.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал край поляны. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил все растения.
X. Домашнее задание: выучить вспом. слова, падежи и их вопросы, просклонять по падежам имена существительные берёза, жираф.
Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.
-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.
-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
- Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?
- Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение?
- Какое задание было интересным и вам понравилось?
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫУЧ-СЯ НА УРОКЕ
Домашнее задание. Стр.24 учебника, упр.4.
Задание в учебнике ЧИТАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ:
Запись д/з в дневник. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК