Особенности учёта расходов в организациях торговли




Тема 2.5. Учёт товаров

 

2.5.1. Покупные товары как объект бухгалтерского учета

2.5.2. Особенности учета расходов в организациях торговли

2.5.3. Учет реализации товаров

2.5.4. Порядок проведения инвентаризации товаров и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

2.5.5. Задания и вопросы по теме

2.5.6. Нормативные правовые акты

2.5.7. Рекомендуемая дополнительная литература

 

 

Покупные товары как объект бухгалтерского учёта

Покупные товары – часть материально-производственных запасов, предназначенные для продажи. Организации, осуществляющие торговую, снабженческо-сбытовую, заготовительную деятельность учитывают движение товаров, приобретённых для продажи, по стоимости приобретения (покупной стоимости). Поступление товаров является следствием нескольких фактов, в частности:

-приобретение товаров по договорам купли-продажи, мены, посредническим сделкам;

-возврат товара от покупателя;

-замена товара;

-излишки и пересортицы товаров по результатам инвентаризации, утверждённым в установленном порядке.

Для учёта движения товаров в заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых организациях, организациях розничной торговли, общественного питания и других подобных им хозяйствующих субъектах, занятых продажей и перепродажей товаров, используется счёт 41 «Товары», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

- «Отечественные товары для оптовой продажи»;

- «Отечественные товары для розничной продажи»;

- «Тара под товаром и порожняя»;

- «Покупные изделия для продажи»;

- «Импортные товары для оптовой продажи»;

- «Импортные товары для розничной продажи»;

- «Товары в переработке».

Для формирования фактической себестоимости приобретения товаров может быть использован счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Поступление товара от поставщика отражается проводками

Д41 «Товары» К60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» либо

Д15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

В соответствии с учётной политикой организации в организации могут использоваться учётные цены.

Организации, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать приобретённые товары по продажным ценам с обособлением в учёте сумм наценок (скидок, накидок). При этом стоимость приобретения принятых к бухгалтерскому учёту товаров увеличивается на сумму надбавки. В бухгалтерском учёте эта операция отражается по дебету счёта 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счёта 42 «Торговая наценка». Суммы торговой наценки (скидки, накидки), относящейся к покупной стоимости товаров, проданных организациями розничной торговли, учитываются при определении выручки от продаж. Указанная сумма скидок, накидок определяется на основании специального расчёта.

Организации, осуществляющие торговую, снабженческо-сбытовую, заготовительную деятельность, в определённых ситуациях производят дополнительную подработку, сортировку, фасовку товаров. Как правило, расходы на обёрточную бумагу, пакеты, шпагат, стоимость услуг сторонних организаций включаются в расходы на продажу. В отдельных случаях (например, в организациях оптовой торговли) расходы на подработку товаров, выполненную как самой организацией, так и сторонними организациями, могут рассматриваться как расходы, фактическую себестоимость товаров.

Движение товаров отражается в товарном отчёте, который составляется продавцом или иным материально-ответственным лицом. Период, за который составляется товарный отчёт, определяется организацией. Как правило, он не должен превышать один месяц.

Одним из оснований приобретения товаров являются посреднические сделки, к которым относится деятельность хозяйствующего субъекта, выступающего в роли комиссионера, поверенного, агента в договорах комиссии, поручения, агентирования. Товары, поступившие к посредникам, а также приобретённые ими за счёт комитента (доверителя, принципала), являются собственностью последних, поэтому учитываются посредниками на забалансовом счёте 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, фиксируемых в приёмо-сдаточных актах согласно договорам агентирования, комиссии, поручения.

Учёт поступления товаров в порядке безвозмездного получения, а также в связи с излишками, утверждёнными руководителем организации по результатам инвентаризации товаров на складах, в торговых секциях, ларьках, ведётся по аналогии с учётом подобных операций с другими активами.

Особенности учёта расходов в организациях торговли

Хозяйственная деятельность организации торговли включает два процесса – процесс заготовления и процесс реализации товаров. Расходы торговых организаций складываются из двух составляющих:

-стоимость реализованных товаров в покупных ценах;

-расходы на продажу.

В организациях оптовой торговли, которые, как правило, ведут учёт товаров по покупным ценам, стоимость реализованных товаров, в зависимости от выбранной учётной политики, может определяться по фактической себестоимости каждой единицы товара, по средней себестоимости или методом ФИФО.

Если организация ведёт учёт товаров по продажным ценам (как правило, в розничной торговле), то для заполнения формы «Отчёт о финансовых результатах» (строки «Себестоимость продаж») также рассчитывается стоимость реализованных товаров в покупных целях. Стоимость реализованных товаров в покупных ценах в этом случае рассчитывается как разница между стоимостью реализованных товаров в продажных ценах и реализованной торговой наценкой.

В состав расходов на продажу включаются расходы организации торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей. Бухгалтерский учёт расходов на продажу должен обеспечивать полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Номенклатура статей расходов на продажу может включать:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря;

- амортизация основных средств;

- расходы на ремонт основных средств;

- расходы на хранение, подработку и подсортировку товаров;

- расходы на рекламу;

- потери товаров;

- прочие расходы.

Для отражения расходов на продажу предназначен счёт 44 «Расходы на продажу». Это калькуляционный счёт, по дебету которого отражаются расходы на продажу, относящиеся к соответствующему отчётному периоду, в корреспонденции с кредитом разных счетов. Расходы на продажу на конец отчётного периода списываются с кредита счёта 44 «Расходы на продажу» в дебет счёта 90 «Продажи», субсчёт «Расходы на продажу», т.е. списываются на реализованные товары. Торговые организации не используют счёт 26 «Общехозяйственные расходы» - все расходы, связанные с управлением организации, отражаются на счёте 44 «Расходы на продажу». Счёт 44 сальдо не имеет.

 

 

Учёт реализации товаров

Для отражения операций по реализации товаров предназначен счёт 90 «Продажи». В торговых организациях к счёту 90 открываются следующие субсчета:

- 90-1 «Выручка», по кредиту которого отражается выручка за товары, реализованные в отчётном периоде, в корреспонденции с дебетом счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»;

- 90-2 «Себестоимость продаж», по дебету которого отражается стоимость реализованных товаров в покупных ценах в корреспонденции с кредитом счёта 41 «Товары» либо 45 «Товары отгруженные»;

- 90-3 «НДС», по дебету которого отражается НДС, предъявленный покупателям в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»;

- 90-4 «Расходы на продажу», по дебету которого отражаются расходы на продажу в корреспонденции с кредитом счёта 44 «Расходы на продажу»;

- 90-9 «Прибыль\убыток от продаж». Если организация получила прибыль, то она отражается по дебету субсчёта 90-9 в корреспонденции с кредитом счёта 99 «Прибыли и убытки». Если организация получила убыток, то он отражается по кредиту субсчёта 90-9 в корреспонденции с дебетом счёта 99 «Прибыли и убытки».

Если организация розничной торговли ведёт учёт товаров по продажным ценам, то отражение операций по реализации товаров имеет некоторые особенности. Так по дебету субсчёта 90-2 «Себестоимость продаж» отражается стоимость реализованных товаров в продажных ценах. Открывается субсчёт 90-5 «Реализованная торговая наценка», по дебету которого способом «красного сторно» отражается реализованная за отчётный период торговая наценка в корреспонденции с кредитом счёта 42 «Торговая наценка». Расчёт реализованной торговой наценки осуществляется в следующем порядке:

1) рассчитывается средний % торговой наценки

(ТНн + ТНп – ТНв): (Т + ОК) * 100, где

ТНн – торговая наценка на остаток товара на начало отчётного периода;

ТНп – торговая наценка на поступившие товары;

ТНв – торговая наценка на выбывшие товары (возврат поставщику, порча);

Т – товарооборот (стоимость реализованных товаров за отчётный период);

ОК – остаток товаров на конец отчётного периода.

2) рассчитывается реализованная наценка

Т * Средний % торговой наценки.

Выручка от реализации товаров отражается по кредиту субсчёта 90-1 в корреспонденции с дебетом счёта 50 «Касса» или 51 «Расчётные счета» (если расчёты покупателем производились с использованием пластиковых карт).

Если товар реализуется через комиссионера, то комитент на дату отгрузки товара комиссионеру делает проводку

Д 45 «Товары отгруженные» К41 «Товары» - на стоимость отгруженных товаров в покупных ценах.

На основании отчёта, полученного от комиссионера, отражается операция по реализации товаров.

Доходом комиссионера признаётся комиссионное вознаграждение - по кредиту субсчёта 90-1 отражается сумма комиссионного вознаграждения в корреспонденции с кредитом счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Денежные средства, поступившие от покупателя на расчётный счёт (в кассу) комиссионера, отражаются проводкой

Д51 «Расчётные счета» (Д50 «Касса») К76 «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами»

В соответствии с ПБУ 9\99 «Доходы организации», не признаются доходом поступления от других юридических или физических лиц в пользу комитента. Часть поступивших средств засчитывается в погашение задолженности комитента, что отражается проводкой

Д76 «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами» К62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» - на сумму комиссионного вознаграждения.

Остаток денежных средств перечисляется комитенту

Д76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» К51 «Расчётные счета» - на сумму, причитающуюся комитенту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: