2.1 Безусловно известно, что современная политическая пропаганда осуществляется на основании научного анализа психологии и социологии человека, ведь пропагандисту важно иметь представление о желаниях индивида, его склонностях и потребностях, поскольку в противном случае его усилия будут неэффективными и не принесут ожидаемого результата. Пропагандист занимается поиском точных знаний о влиянии его сообщения на человека. Стоит, однако заметить, что сам по себе индивид не представляет интереса для пропагандиста, поскольку как отдельная единица он представляет противодействие внешним событиям. Пропаганда не может изучать человека как индивидуальную единицу, потому что невозможно завоевать все человечество, разрабатывая подход к каждому отдельно, так же, как и нельзя поселить идеологически правильные мысли в изолированном индивиде. Поэтому современная пропаганда изучает «человека в массе». Во время действия человека в массе, его психологическая защита ослабляется, что способствует наиболее легкому воздействию пропагандиста на эмоции личности. [12]
Интересно то, что многие политологи, описывая изучаемое в данном исследовании явление, называют в качестве одного из важнейших его признаков непрерывность. Существует мнение, что пропаганда должна заполнять весь день человека и ни в коем случае не оставлять его наедине со своими мыслями, поскольку в противном случае индивид может свернуть с верного пути мышления на путь оппозиционный.
Еще одной характерной чертой пропаганды является ее непоследовательность. Часто случается так, что сегодня она боготворит то, что проклинала вчера и наоборот.
Автору данного исследования данная характеристика напомнила произведение «1984» известного писателя 20-го века Джорджа Оруэлла. В своей книге он рассматривал тоталитарное государство, которое, безусловно, обладало сильнейшим пропагандистским аппаратом. В зависимости от внешней обстановки политическая власть меняла ход не только политических сообщений, но и своей истории в целом, каждый раз начиная жизнь с чистого листа.
|
2.2 Переходя к элементам системы пропаганды, которая играет ключевую роль в изучении данного понятия, обратимся к следующему ряду:
Источник пропаганды -> Канал пропаганды -> Пропагандистское сообщение -> адресат пропаганды -> результат пропаганды -> направленность коммуникации;
Содержание ряда предельно простое для понимания, однако стоит расшифровать каждую компоненту пропагандистской системы:
1) Источником пропаганды выступает политическая элита государства, укрепления позиций которой осуществляется пропаганда;
2) Каналами пропаганды в современном обществе выступают средства массовой информации, в частности радио, телевидение, печатная продукция;
3) Пропагандистское сообщение представляет собой распространение определенного образа социальной действительности, который соответствует ценностям ранее названной политической элиты;
4) Получателем пропаганды или адресатом выступает масса индивидов;
5) Результатами пропаганды можно считать формирование у людей желательных взглядов и ценностей относительно политических норм, присущих элите данного государства;
6) Направленность коммуникации выражается в однонаправленном воздействии от источника к адресату, где последний рассматривается в качестве пассивного объекта;
|
2.3 Пропаганда предстает в разных формах и несет разных посыл, а значит может быть классифицирована по разным основаниям. Назовем некоторые их них:
1) По эмоциям:
- позитивная (пропаганда играет информативную роль);
- негативная (пропаганда выступает способом манипуляции над человеком);
2) По типу «архитектуры»:
- пропаганда созидания (убеждает в необходимости создания нового института общества);
- пропаганда разрушения (убеждает в злом умысле врага против населения);
- пропаганда устрашения (убеждение противника в собственной экономической мощи);
- пропаганда отчаяния (подчеркивает безнадежное положение противника с целью того, чтобы он сдался);
- пропаганда героизма (призывает к объединению вокруг каких-либо ценностей);
- пропаганда просвещения (информирование населения о действиях верхушки, рекламирует образ жизни);
3) По цвету:
- белая (официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники, открытая, не маскирующая целей);
- серая (не ссылается на источники, использует подтасовки фактов, скрывает свои цели);
- черная (скрывает свои источники информации и цели, основана на лжи);[13]
2.4 Переходя непосредственно к приемам пропаганды, следует отметить, что их существует достаточно большое количество. Данные приемы были выведены институтом анализа пропаганды. Они пригодятся в дальнейшей работе к телевизионными программами:
- манипуляция общественным сознанием;
- пропагандистское клише;
|
- модные слова;
- промывание мозгов;
- демагогия;
- большая ложь;
- навешивание ярлыков (вызывают страх или предубеждение по какому-либо поводу; цель – создание негативного мнения об определенной группе/идеях);
- блистательная неопределенность (использование по отношению к чему-либо эмоционально привлекательных слов, не являющихся конкретным аргументом);
- перенос (наложение каких-либо сторонних символов на изображение);
- ссылка на авторитеты (цитирование высказываний, поддерживающих/опровергающих какую-либо политику, причем в данном кейсе важная репутация человека – источника цитаты; часто используется прием ложной цитаты, когда актор использует известную личность, однако воспроизведенную им цитату);
- игра в простонародность (попытка убеждения публики в то, то человек, которые доносит до них определенное сообщение является надежным, и ему можно доверять);
- фургон с оркестром (попытка убедить целевую аудиторию присоединиться к той группе, от имени которой высказывается пропагандист и действовать как все);[14]
Таким образом, стоит подвести итоги параграфа. В данной части работы была рассмотрена структура пропаганды, ее основные характеристики, классификация и приемы, которые в дальнейшем будут использованы при анализе телепередач.