Общее определение. Христианство — традиционная религия, возникшая в I веке новой эры как синтез древних восточных верований в возможное воскрешение мёртвых, мессианских ожиданий иудаизма и идей античного стоицизма, проявившихся в проповеди любви к ближнему. Основавший религию Иисус Христос явился миру как Бог в человеческом обличье (0 – 33 годы н.э.), поэтому христианство называют религией Богочеловечества. Основные идеи: Бог един в трёх лицах (Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой), Бог воплотился как человек, чтобы проповедовать любовь к ближнему. Иисус Христос воскрес после смерти, христианство предполагает воскрешение из мёртвых после Конца Света и Страшного Суда. Хронологически это вторая из авраамических религий. Священная книга – Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Догматика христианства формировалась на Вселенских соборах, самые известные из которых Никейский собор 325 г. и Константинопольский собор 381 г., обосновывавшие веру в Божественную Троицу. В христианстве существует множество течений, самостоятельных церквей, наиболее многочисленные из них католичество и православие. Разделение на западную (католичество) и восточную (православную) христианские церкви произошло в 1054 году. Католичество самая массовая христианская конфессия, имеющая наибольшее количество христианских последователей в современном мире. С 1517 года в результате Реформации католицизма, которую возглавил Мартин Лютер, появилось новое направление в христианском богословии, богослужебной и бытовой практике – протестантизм, существующий в настоящее время в разных формах и представленный различными течениями.
|
Раннее христианство и средневековое европейское христианство. Ранее христианство датируется периодом до падения Западной Римской империи в V веке новой эры, затем можно говорить о средневековом периоде. На грани поздней античности и раннего средневековья формируются основные формы христианского богословия – катафатическая и апофатическая теология. Катафатическое богословие описывает Бога через имеющиеся качества, апофатическое – через то, чем Бог не является (например, Бог не есть зло). Катафатическое богословие признавало, что сложно описать Бога через какие-то качества или свойства, единственное утверждение в христианстве, которое говорило о присущем Богу качестве, что «Бог есть свет».
В европейской истории и культуре период средневековья занимает с V по XV века. Это период со времени падения Римской империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год. Символом расцвета средневековья были крестовые походы 1096-1270 годов, символом завершения – начало Раннего Возрождения в Италии в XV веке (1420 годы) и начало Реформации в Германии (1517 год). Временные границы для обозначения средневековья условны, потому что идеология средневековья формировалась в христианской философии, социальной церковной деятельности (например, церковных соборов типа Никейского собора 325 года, осуждавшего арианство как ересь), патристике (учении отцов церкви) и становлении монашества как социального института в IV веке. На формирование идейных установок средневековья оказали влияние многие мыслители того периода. Например, святой Иероним (342-419) сделал перевод Библии на латынь, а святой Амвросий (ок.340-397) идеологически обосновывал монашество и независимость церкви от государства.
|
Вследствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году в период средневековья сложились разные культурные традиции на основе теологического характера средневекового мировоззрения и национального многообразия средневековой Европы. Западноевропейская традиция была связана с латынью, византийская и восточноевропейская - не только с латынью, но и с греческим, и с церковнославянскими языками.
Для средневекового мировоззрения был характерен теоцентризм, центральное положение теологии (богословия) в структуре знания. Философия признавалась разными авторами (Иоанн Дамаскин (675 -750), Пётр Дамиани (1006-1072, он обосновал целибат)) служанкой богословия. Философское богословие проявилось в двух формах – патристика и схоластика. Патристика – учение отцов церкви. Особо почитаемые – Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (Назианзин, ум.389), Иоанн Златоуст (ум.407).Патристика сформировала канон, то есть отделила боговдохновенные тексты (Библию как Ветхий Завет и Новый Завет) от апокрифических текстов (небиблейские раннехристианские и позднеиудейские тексты на библейские сюжеты) и агиографии (жанра литературы, который посвящён житиям святых). В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Такова, например, философия каппадокийцев (византийских философов) Василия Великого, Григория Нисского и западноевропейского мыслителя Августина Аврелия. Василий Великий (330-379, «Шестоднев») считал, что в акте божественного творения заложено развитие, «самозарождение». Поэтому созерцание мира, красоты и величия космоса возводит ум к размышлениям о Творце (космологическое и телеологическое доказательства бытия Бога). Григорий Нисский (335-394, «Об устроении человека») утверждал, что богообразность (человек – образ и подобие Божие) – выражение единой сущности Бога и человека. Причастность к Благу означает, что в человеке есть «представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость» (моральное доказательство бытия Бога). Благодаря им человек может быть свободен и самовластен. Однако свобода воли без контроля разума порабощает человека «естеству», и это порождает зло (идеи неоплатонизма). Его идеи были гуманистическими, он считал, что ничто так не укрепляет «взаимное общение и человеколюбие», как «словесные науки» - грамматика, риторика, философия. Августин Аврелий (354-430), известный также как Блаженный Августин, является одним из виднейших представителей западной патристики. Творчество святого Августина определило развитие христианского богословия на последующее тысячелетие. В трактатах «Исповедь» (377-400) и «Свободное суждение» (391-395) продолжал учение Платона об идеях, о сущностях, которые предшествуют существованию физического мира. Августин утверждал, что Бог создал мир из ничего. До того, как Бог сотворил мир, ничего не существовало, так как до творения не могло существовать время. Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе бытия (средневековый неоплатонизм). В трактатах «Исповедь» (397-398), «О Троице» (399-412), «О Граде Божьем» (ок.426) Августин доказывал, что быть добродетельным – значит ценить душу больше тела, уметь контролировать страсти. Антропология Августина сформировала представления, определившие этические воззрения средневековья: - человек создан по образу и подобию Божьему; - человек может спастись, обратившись к Христу; - человек имеет свободу воли, это может быть свобода к добру и свобода ко злу (Боэций (ок.480-524/6), «Утешение философией»); - человек от природы своей греховен, так как первородный грех совершили Адам и Ева, тело человека греховно. Схоластика (название происходит от слова «школа») – направление в богословской (философской) мысли средневековья, которое развивает идеи «учителей церкви», внесших значительный вклад в католицизм. Список «учителей церкви» не является законченным, он может пополняться, например, в 1997 году римский папа Иоанн Павел II провозгласил одним из учителей церкви Терезу из Лизье. Схоластика решала проблемы доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи (оправдания Бога за присутствие зла в мире). Примером ранней схоластики в византийской мысли было творчество Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин (675 – ок.753/780) своими трактатами способствовал сохранению и формированию церковного культа. В своей работе «Источник знания» (Ч.I «Диалектика», ч. II «О ересях» (выступал за иконопочитание), ч. III «Точное изложение православной веры», на церковнославянский язык перевод осуществил Иоанн Экзарх Болгарский (Х век), на русский кн. А.М. Курбский (XVI век)) характеризовал философию как «служанку веры». Он давал следующие определения философии: 1) постижение сущего; 2) познание вещей божественных и человеческих; 3) помышление о смерти; 4) уподобление Богу; 5) искусство искусств и наука наук; 6) любовь к мудрости (согласно учению Августина, истинная мудрость есть Бог). Ярчайшим примером западноевропейской схоластики является теолог и философ Фома Аквинский (1225(6) – 1274). В комментариях на трактаты Аристотеля он проявил себя как последователь Аристотеля, стремился вывести бытие Бога из бытия вещей. Фома Аквинский утверждал, что всё человеческое знание возникает из частных понятий, которые могут быть абстрагированы в универсальные идеи, а также верил в непрерывность процесса божественного творения – Бог продолжает создавать всё, включая людей. В основе онтологии Фомы Аквинского – восходящая к Аристотелю антитеза потенциального (возможного) и актуального (действительного). I. «Потенциальное» - незавершённость, открытая для перемен, несовершенство. Понятие «потенциального» у Фомы Аквинского близко аристотелевскому понятию «формы». II. «Чистая потенциальность» - материя, «слабейший» вид бытия, характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействию извне. III. «Актуальное» - завершённость, осуществление, то есть совершенство. В своей противоположности материи актуальна форма как принцип порядка. Абсолютная актуальность – Бог, источник всякого оформления. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский различает субстанцию (самодостаточную сущность) и акциденции (несущественные свойства вещи). Соглашаясь с Аристотелем, Фома определяет душу как энтелехию (форму) тела, и источник форм – Бог как высшее благо, поэтому человеческое счастье – не плотские наслаждения, а стремление к познанию Бога. В трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский систематизировал доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, кинетическое, телеологическое и моральное. Онтологическое доказательство определяет Бога как беспричинную причину бытия, первую причину, самодостаточную сущность, саму себя производящую (causa sui) – это Бог. Космологическое доказательство – Бог как нефизическая сущность, производящая существование физических объектов. Кинетическое доказательство – Бог как недвижимый двигатель. Если всё в мире постоянно движется, то что-то произвело первое движение – это Бог как источник движения. Телеологическое доказательство указывает на то, что всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель вложена Творцом. Моральное доказательство – это доказательство от степени совершенства, знание о добре и зле. Примером схоластических дискуссий является также дискуссия номиналистов и реалистов об универсалиях (самодостаточных сущностях наподобие «идей» в онтологии Платона).
|
Церковная архитектура и храмовое пространство западноевропейского христианства. Средневековое западноевропейское искусство было связано с потребностями феодального общества, поэтому в тот период важными задачами было строительство замков и храмов. Самая крупная форма изобразительного искусства, архитектура, обогатила культуру двумя новыми архитектурными стилями. Это романский стиль, преобладавший в X – XII века, и готический XIII – XV веков. Основным строительным материалом романского стиля был камень с частичным использованием кирпича и дерева. Внешние формы романского стиля были заимствованы из средневековой греческой, то есть византийской архитектуры, и соединились с местными европейскими строительными приёмами того времени. В романском стиле строились крепостные сооружения и здания крепостного характера: монастырские комплексы, замки, городские укрепления, и, конечно же, церкви и соборы.
Для романских храмов характерны узкие арочные проёмы и аркады, ордеров в античном стиле в средневековой архитектуре нет, как элемент используется капитель, отдалённо напоминающая коринфскую. Для западноевропейских храмов характерно присутствие скульптуры, образующей архитектурную орнаментацию. До нашего времени сохранилось не так уж много сооружений романского зодчества. Романские зодчие отказались от деревянных перекрытий, заменив их каменными сводами, и устойчивость здания обеспечивали массивные стены. Вот некоторые примеры: соборы в Отэне и Пуатье, замки Бретани, стены города Каркассона во Франции, соборы в Майнце, Вормсе и Шпайере в Германии, церкви на севере Италии.
На фото: интерьер собора в городе Шпайер, земля Рейнланд-Пфальц, Германия. Строительство Большого Имперского собора Шпайера было начато примерно в 1025 году, собор в течение веков строился, реконструировался и перестраивался.
Позднее в храмовой архитектуре появляется новый стиль – готика. Слово «готика» произошло от итальянского слова gotico, буквально означающего «готский», то есть название германского племени готов. Это художественный стиль, являющийся символом средневекового искусства в Западной, Центральной и, частично, Восточной Европы. Возникновение и развитие этого стиля связано с ростом и богатством монастырей, экономическим процветанием европейских городов, ставших крупными центрами торговли и ремёсел. Основной тип готических сооружений – это собор, строившийся не только как самое крупное здание города, но и центр общественной жизни.
На фото: Нотр-Дам-де-Страсбург, фрагмент стены с аркбутанами (наружными подпорками в виде полуарок).
В соборах проводились торжественные богослужения, сообщались постановления властей, на соборной площади собирались люди ради театрализованных представлений и ярмарок. Предполагалось, что готические соборы должны быть крупными не только для того, чтобы показать политическое и экономическое могущество города, а чтобы вместить практически всё население, а также пришлых людей. Для решения этих задач применялись новые архитектурные приёмы конструктивных решений. Для готического стиля характерна лёгкая, экономичная, прочная конструкция, позволяющая хорошо освещать внутреннее пространство. Для готической архитектуры характерны огромные оконные проёмы, и такого типа каркасная система нуждалась в укреплении. Так появились характерные подпорные элементы: контрфорсы (устои), поперечные стенки и аркбутаны – наклонные полуарки. Именно они придавали зданию ажурность как одну из главных черт готического стиля. Наиболее массивной частью храма был главный фасад с двумя башнями. Бывали и исключения, например, Нотр-Дам-де-Страсбург имеет одну несимметричную башню.
На фото: Нотр-Дам-де-Страсбург, фрагмент фасада с характерным для готики изображением цветка в круге. Строительство началось в 1015 году, затем собор в течение столетий строился и перестраивался. Восточная часть собора выполнена в романском стиле, западный фасад, украшенный тысячами скульптур, а также продольный неф выполнены в готическом стиле. Среди известных строителей собора - Ульрих фон Энсинген и Эрвин фон Штайнбах.
Основным декоративным убранством готических соборов была скульптура на главном фасаде и в интерьере. Вместо характерных для романского стиля росписей в готике развилось искусство витражей на окнах. Витражи выполнялись из небольших кусочков разноцветного стекла, запаянного в металлический свинцовый переплёт, и льющийся из окон разноцветный свет освещал мрачновато-лаконичные стены готических храмов. Специфика строительного дела этой эпохи заключалась в том, что архитекторы не имели заранее разработанных проектов, представляя образ будущего собора в целом и направляя работы в этом направлении. Другой особенностью было использование ручного труда, отсутствие машинной техники, что предопределяло медленные темпы строительства. Например, начало строительства Собора Парижской богоматери, Нотр-Дам-де-Пари, относится к середине XII века, когда на месте галло-римского храма в западной части острова Ситэ епископ Морис де Сюлли заложил первый камень собора. Строительство собора продолжалось и возобновлялось в течение веков, вплоть до XIX века, и Нотр-Дам-де-Пари не был в этом смысле исключительным случаем.
На фото: фрагмент фасада собора Парижской богоматери на фоне безупречно лазоревого Парижского неба. Собор строился, начиная с XII века.
Готические соборы строились 50, 100 и более лет, что воспитывало многовековые цеховые традиции и преемственность поколений. Всемирную известность имеют соборы Парижа, Реймса, замки Куси, Шантильи, Пьерфон во Франции, соборы Кёльна, Нюрнберга, Гейдельберга, Аахена в Германии, соборы в Вене, Праге, Флоренции, Сиене, дворец Дожей в Венеции, архитектура стран Прибалтики. В развитии готики есть три основных стиля: ранняя готика, более лаконичная, зрелая готика, более сложная и детальная, и так называемая «пламенеющая» готика, изобилующая декором с устремлённой вверх перспективой и напоминающая огонь. Примером пламенеющей готики является Кёльнский собор. Материальная культура европейского христианского средневековья, и в первую очередь шедевры храмовой архитектуры, до сих пор восхищают своей красотой и изобретательностью конструкций, не зря французский писатель В. Гюго называл готику «каменной симфонией». Таким образом, на примере западноевропейского средневекового периода христианства мы можем наблюдать, как мировая религия может развиваться со специфическими особенностями конкретной культуры и эпохи.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
1. Чем апофатическое богословие отличается от катафатического?
2. Что такое монофизитство и арианство?
3. Что такое патристика и схоластика?
4. Что такое целибат?
5. Какие проблемы решала схоластика? Что такое теодицея?
6. Какие доказательства бытия Бога были обобщены в схоластике?
7. Что означает утверждение, что «Бог есть свет»? Это утверждение относится к апофатическому или катафатическому богословию?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аванесов С.С. Философия религии. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ, 2021.
2. История и теория религии. Учебное пособие. Ек-г: Изд-во Урал-го ун-та, 2019.
3. Краева Л.Б., Ломова И.О. Философия. Краткий курс. Учебное пособие. СПб: Поликона, 2021.
4. Философия религии и религиоведение: учебно-методическое пособие. М.: изд-во Воробьёв А.В., 2021.