Нормы III Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года, ратифицированной CCCP
С 25 ноября 2021 года с момента активации баланса «лагерных денег» Правительство Российской Федерации де-юре и де-факто для содержания советских военнопленных, трофейного населения и перемещённых лиц, состоявших в советском гражданстве, будет обязана применять в отношении советских граждан положения и нормы III Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года, ратифицированной CCCP и как исполняющейся Российской Федерацией без оговорок и изъятий, по которой Державой- покровительницей как заинтересованной Державой будет считаться Союз CCP, советские представители и делегаты, и будет требовать от Российской Федерации неукоснительного исполнения требований, как-то, но не ограничиваясь ими:
«... Статьи 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в её власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьёзную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьёзные нарушения настоящей Конвенции. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами.
Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.
Применение к ним репрессалий воспрещается.
Статьи 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.
|
К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением, и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами.
Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществление прав, предоставляемых этой правоспособностью, на своей собственной территории или вне её лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.
Статьи 15. Держащая в плену держава обязана бесплатно обеспечить содержание военнопленных и также врачебную помощь, которую nompe6yem состояние их здоровья.
Статьи 17. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию.
В случае, если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.
Каждая сторона, находящаяся в конфликте, обязана снабжать удостоверением личности с указанием фамилии, имени, звания, личного номера или равноценных сведений и даты рождения всякое лицо, на которое распространяется её юрисдикция и которое может оказаться военнопленным. Это удостоверение личности может, кроме того, иметь подпись или оттиски пальцев владельца или то и другое, а также может содержать любые другие сведения, которые сторона, находящаяся в конфликте, захочет добавить в отношении лиц, принадлежащие к составу её собственных вооружённых сил. Удостоверение личности должно, по возможности, быть размером 6,5x10 см и должно иметь дубликат. Военнопленный обязан предъявлять удостоверение личности при любом требования, но оно ни в коем случае не может быть у него отнято.
|
Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям.
Военнопленные, которые не могут дать сведений о своей личности из-за своего физического или психического состояния, будут переданы на попечение медицинской службы. Личность этих военнопленных будет установлена всеми возможными средствами с учётом положении предыдущего абзаца.
Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них.
Статьи 18. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, останутся во владении военнопленных, так же как металлические каски, противогазы и подобные предметы, вы данные им для их личной защиты. У них останутся также вещи и предметы, служащие для их обмундирования и питания, даже в том случае, если эти вещи и предметы принадлежат к официальному воинскому снаряжению.
Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену держава выдаёт удостоверения тем, у кого их нет.
Знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть отняты у военнопленного.
|
Денежные суммы, находящиеся у военнопленных, могут быть отобраны у них только по распоряжению офицера и только после того, как в специальное peecmpe будут зарегистрированы размеры этих сумм и данные об их владельцах, и последним будет выдана подробная pacnиcкa, на которой будут разборчиво написаны имя, звание и воинская часть лица, выдавшего эту pacnиcкy. Денежные суммы в валюте держащей в плену державы или те, которые по просьбе военнопленных были обменены на эту валюту, будут заноситься на кредит лицевого счета военнопленного в соответствии со статьёй 64.
Держащая в плену держава сможет отбирать у военнопленных ценные вещи только по соображениям безопасности. В таких случаях соблюдается тот же порядок, что и в отношении изъятия денежных сумм.
Указанные вещи, а также отобранные денежные суммы, если они были в другой валюте, чем валюта держащей в плену державы, и об их обмене не поступала просьба от владельца, должны храниться держащей в плену державой и будут возвращены военнопленным по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.
Статьи 25. Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учётом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья.
Вышеупомянутые постановления должны применяться, в частности, к помещениях для сна военнопленных как в отношении общего размера площади и минимальной кубатуры, так и в отношении оборудования и постельных принадлежностей, в том числе и одеял.
Помещения, предназначенные военнопленным для индивидуального или коллективного пользования, должны быть полностью защищены от сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться, особенно в промежуток времени между наступлением темноты и установленным часом выключения света. Должны быть приняты все противопожарные меры.
В тех лагерях, в которых наряду с мужчинами находятся военнопленные женщины, для них должны быть обеспечены отдельные помещения для сна.
Статьи 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству, разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания. Следует также считаться с привычные для пленных режимом питания.
Держащая в плену держава должна снабжать работающих военнопленных необходимым дополнительным питанием в соответствии с работой, которую они выполняют.
Военнопленным должна доставляться питьевая вода в достаточном количестве. Курение табака должно быть разрешено.
Военнопленные будут, в максимально возможной степени, привлекаться к участию в приготовления для себя пищи, для этой цели их можно привлекать к работе на кухне. Кроме того, они получат возможность сами приготовлять пищу из дополнительных продуктов, которыми они будут располагать.
Для принятия пищи должны быть обеспечены надлежащие помещения. Всякие коллективные дисциплинарные взыскания, затрагивающие питание, воспрещаются.
Статьи 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточное количестве держащей в плену державой, причём она должна учитывать климатические условия местности, в которой находятся военнопленные. Форменная одежда неприятельских армий, захваченная держащей в плену державой, будет использована для обмундирования военнопленных, если она соответствует климатическим условиям.
Регулярная замена и ремонт этих предметов обеспечиваются держащей в плену державой. Кроме того, работающие военнопленные получат соответствующую одежду везде, где этого требует род их работы.
Статью 28. Во всех лагерях будут устроены ларьки, в которых военнопленные смогут покупать продукты питания, предметы обихода, мыло и табак, продажная цена которых не должна превышать местных торговых цен.
Прибыль, полученная от ларьков, будет употреблена в пользу военнопленных,’ для этой цели будет создан специальный фонд. Доверенное лицо будет иметь право принимать участие в работе ларька и в использовании этого фонда.
При ликвидации какого-нибудь лагеря кредитовое сальдо специального фонда должно передаваться какой-либо международной гуманитарной организации для использования в интересах военнопленных, являющихся гражданами той же страны, что и военнопленные, способствовавшие созданию этого фонда. В случае всеобщей репатриации эта прибыль остаётся у держащей в плену державы, если между заинтересованными державами нет противоположного соглашения.
Статьи 29. Держащая в плену держава будет обязана принимать все меры гигиены, необходимые для обеспечения чистоты и благоприятного для здоровья состояния лагерей и для предупреждения возникновения эпидемии.
Военнопленные будут располагать днём и ночью санитарными установками, отвечающими правилам гигиены и содержащимися в постоянной чистоте. Во всех лагерях, в которых помещаются женщины-военнопленные, для них должны предоставляться отдельные санитарные установки.
Кроме того, помимо бань и душей, которые будут устроены в лагерях, военнопленным будет предоставляться вода и мыло в достаточном количестве для повседневного содержания тела в чистоте и для стирки белья, для этого им будут предоставляться необходимые помещения, возможности и время.
Статьи 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться, и где им будет предоставлен необходимый режим питания. В случае надобности будут устраиваться изоляторы для заразных и душевнобольных.
Военнопленные, страдающие тяжёлой болезнью, или состояние здоровья которых требует специального лечения, хирургического вмешательства или госпитализации, должны быть приняты в любое, могущее обеспечить их лечение военное или гражданское медицинское учреждение, даже если их репатриация ожидается в близком будущем. Особые условия будут созданы для ухода за инвалидами, в частности слепыми, и для их переобучения в ожидании репатриации.
Медицинская помощь будет оказываться военнопленным преимущественно медицинским персоналом державы, за которой они числятся, и по возможности их национальности.
Нельзя препятствовать военнопленным являться на приём к медицинскому персоналу. Власти, держащие в плену, будут выдавать каждому подвергающемуся лечению военнопленному, по его просьбе, официальную справку с указанием характера его ранения или болезни, длительности и характера лечения. Дубликат этой справки будет послан в Центральное агентство по делам военнопленных.
Расходы по лечению, включая расходы по приобретению всяких приспособлений, необходимых для поддержания здоровья военнопленных в хорошем состоянии, а именно — зубных или других протезов и очков, должна нести держащая в плену держава.
Статьи 31. Медицинские осмотры военнопленных будут производиться не реже одного раза в месяц. Во время медицинских осмотров следует проверять и отмечать вес каждого военнопленного. Эти осмотры, в частности, будут иметь целью проверку общего состояния здоровья, питания и чистоты военнопленных, а также вы явление заразных болезней, особенно туберкулёза, малярии и венерических болезней. Для этой цели будут применяться наиболее эффективные доступные методы, например периодические массовые рентгеновские снимки на микрофильме для обнаружения туберкулеза в ранних
Статья 32. Держащая в плену держава может потребовать от военнопленных, хотя и не принадлежавших к медицинской службе своих вооружённых сил, но являющихся врачами, зубными врачами, санитарами и санитарками, выполнять свои медицинские обязанности в интересах военнопленных, числящихся за той же державой, что и они сами. В этом случае они будут продолжать числиться военнопленными, но будут пользоваться таким же обращением, что и соответствующей санитарный личный состав, задержанный держащей в плену державой. Они будут освобождены от любой другой работы, предусмотренной в статье 49.
Статьи 33. Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными. Они будут, однако, пользоваться, по меньшей мере, преимуществами и покровительством настоящей Конвенции, им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.
Они будут продолжать выполнять свои медицинские и духовные обязанности в интересах военнопленных, по преимуществу принадлежащие к вооружённые силам, за которыми они числятся, в рамках военных законов и уставов держащей в плену державы и под руководством её компетентных органов, а также в соответствии с их профессиональной этикой. При выполнении своих медицинских и духовные обязанностей они будут также пользоваться следующими льготами:
а) им будет разрешено периодически посещать военнопленных, находящихся в рабочих командах или в госпиталях, расположенных вне лагеря. держащая в плену держава предоставит им с этой целью необходимые средства транспорта;
b) в каждом лагере старший по званию и по стажу военный врач будет нести ответственность перед военными властями лагеря за все, связанное с деятельностью задержанного медико-санитарного персонала. С этой целью с начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, договорятся по поводу соотношения званий их медико-санитарного персонала, в том числе и персонала обществ, упомянутых в статье 26 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Этот врач и, равным образом, священнослужители будут иметь право обращаться к соответствующим властям лагеря по всем вопросам, касающиеся их профессиональной деятельности. Эти власти предоставят им необходимые возможности для ведения корреспонденции по этим вопросам,
с) хотя задержанный персонал будет подчиняться внутренней дисциплине лагеря, в котором он находится, однако его нельзя принуждать выполнять работу, не связанную с его медицинскими или религиозными обязанностями.
Во время военных действий стороны, находящиеся в конфликте, договорятся по поводу возможной смены задержанного персонала и установят порядок этой смены.
Ни одно из предшествующих положений не освобождает держащую в плену державу от обязательств, лежащих на ней в области удовлетворения медицинских и духовных нужд военнопленных.
Статьи 39. Каждый лагерь военнопленных будет поставлен под непосредственное начало ответственного офицера, принадлежащего к регулярным вооружённые силам держащей в плену державы. Этот офицер будет иметь текст настоящей Конвенции, он будет следить за тем, чтобы её положения были известны всему персоналу лагеря, и будет ответственен за её применение под контролем своего правительства.
Военнопленные, за исключением офицеров, должны будут отдавать честь и оказывать внешние знаки уважения, предусмотренные действующими в их co6cтвeннoй армии уставами, всем офицерам держащей их в плену державы.
Военнопленные офицеры должны будут отдавать честь только офицерам этой державы, старшим их по званию. Однако они должны отдавать честь начальнику лагеря, каково бы ни было его звание.
Статьи 49. Держащая в плену держава может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учётом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии.
От военнопленных унтер-офицеров можно только потребовать осуществления надзора за работами. Унтер-офицеры, не поставленные на такую работу, могут просить дать им другую подходящую для них работу, которая по возможности будет им предоставлена.
Если офицеры или приравненные к ним лица просят дать им подходящую для них работу, таковая по возможности будет им предоставлена. Они не могут ни в коем случае принуждаться к работе.
Статьи 51. Военнопленным должны предоставляться соответствующие условия для работы, особенно квартира, питание, одежда и снаряжение, эти условия не должны уступать условиям, которыми пользуются граждане держащей в плену державы при их использовании на аналогичных работах. Следует также принимать во внимание климатические условия.
Держащая в плену держава, используя труд военнопленных, обеспечит в местах их работы соблюдение национальных законов об охране труда, и в частности правил техники безопасности.
Военнопленные должны проходить подготовку, и в отношении их должны осуществляться мероприятия по охране труда, соответствующие той работе, которую они должны выполнять, и аналогичные тем, которые предоставляются гражданам держащей в плену державы. При условии выполнения положения статьи 52, военнопленные могут привлекаться к работаю, связанным с обычным риском, которому подвергаются рабочие из числа гражданского населения.
Ни в коем случае нельзя создавать более тяжёлые условия работы путём применения дисциплинарных мер.
Статьи 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью, или опасных, если он не соглашается на это добровольно.
Ни один военнопленный не будет использован на работах, расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащей в плену державы.
Удаление мин или других подобных снарядов будет рассматриваться как опасная работа.
Статьи 53. Продолжительность рабочего дня военнопленных, включая время, необходимое для дороги на работу и обратно, не будет чрезмерной и ни в коем случае не должна превышать продолжительности рабочего дня, установленного для занятых на той же работе гражданских рабочих данного района из числа граждан держащей плену державы.
Военнопленным должен предоставляться отдых в середине рабочего дня, по крайней мере на один час, этот отдых будет соответствовать тому, который предусмотрен для рабочих держащей в плену державы, если этот последний является более продолжительным. Кроме того, военнопленным дополнительно предоставляется непрерывный двадцатичетырехчасовой отдых один раз в неделю, предпочтительно в воскресенье или в день отдыха, установленный на их родине. Сверх того, каждому проработавшему год военнопленному предоставляется непрерывный восьмидневный отдых с сохранением платы за работу.
Если будут применяться такие методы работы, как сдельщина, то это не должно приводить к чрезмерному удлинению рабочего дня.
Статья 55. Годность военнопленных к труду проверяется периодически не реже одного раза в месяц, путём медицинских осмотров. При проведении медицинских осмотров должен особо учитываться характер работ, которые военнопленным вынуждены выполнять.
Если военнопленный считает себя нетрудоспособным, ему будет разрешено показаться медицинскому персоналу своего лагеря. Врачи могут рекомендовать освободить от работы пленных, которые, по их мнению, нетрудоспособны.
Статьи 58. С самого начала военных действий и до заключения соглашения по этому вопросу с державой - покровительницей держащая в плену держава может установить максимальную сумму денег наличными или в другом аналогичном виде, которую военнопленные могут иметь при себе. Все отобранные или удержанные у военнопленных излишки, являющиеся их законной собственностью, как и всякий внесённый ими денежный вклад, будут зачислены на их лицевой счёт и не могут быть обращены в другую валюту без их согласия.
В тех случаях, когда военнопленным будет разрешено совершать вне лагеря покупки или пользоваться услугами за наличные деньги, платежи производятся самими военнопленными или администрацией лагеря с отнесением выплаченных сумм на дебет счетов соответствующим военнопленных. Держащая в плену держава вы работает необходимые для этого правила.
Статьи 59. Денежные суммы в валюте держащей в плену державы, отобранные у военнопленных в соответствии со статьёй 18 в момент их взятия в плен, будут записаны в кредит лицевого счета каждого из них в соответствии с положениями статьи 64 настоящей части.
Денежные суммы в валюте держащей в плену державы, которые будут получены в результате обмена отобранных в то же время у военнопленных денежных сумм в другой валюте, будут также записаны в кредит лицевого счета каждого из них.
Статьи 60. Держащая в плену держава будет ежемесячно выплачивать всем военнопленным аванс в счёт денежного довольствия, размер которого определится путём пересчёта на валюту указанной державы следующих сумм.
Категория I: пленные в звании ниже сержанта — восемь швейцарских
франков;
Категория II. сержанты и прочие унтер-офицеры или пленные соответствующего звания — двенадцать швейцарских франков;
Категория III. офицеры до звания капитана включительно или пленные
соответствующего звания — пятьдесят швейцарских франков,’
Категория IV: майоры, подполковники, полковники или пленные соответствующего звания — шестьдесят швейцарских франков,
Категория V: генералы или пленные соответствующего звания — семьдесят
пять швейцарских франков.
Однако заинтересованные стороны, находящиеся в конфликте, могут путём специальных соглашений изменить размер авансов в счёт денежного довольствия, причитающегося военнопленным перечисленных выше категорий.
Кроме того, если указанные в первом абзаце суммы будут несоразмерно большими по сравнению с денежных довольствием, получаемым лицами из состава вооружённых сил держащей в плену державы, или по какой-либо причине будут вызывать серьёзные затруднения для держащей в плену державы, последняя до заключения специального соглашения с державой, за которой числятся военнопленные, об изменении размеров указанных выше сумм:
а) будет продолжать зачислять на лицевой счёт военнопленного указанные в первом абзаце суммы,
b) может временно ограничить размер сумм, выплачиваемых военнопленным в счёт этих авансов для удовлетворения их нужд, сумками, размер которых является достаточным, но который для лиц первой категории не должен быть меньше сумм, выплачиваемых держащей в плену державой лицам w состава собственных вооружённых сил.
Причины такого ограничения должны незамедлительно сообщаться державе-покровительнице.
Статьи 61. Держащая в плену держава будет принимать денежные суммы, которые будет высылать военнопленным держава, за которой они числятся, в качестве дополнительного довольствия, при условии, что эти суммы будут распределяться поровну между военнопленными одной категории и будут выплачиваться всем военнопленным этой категории, числящимся за этой державой, и будут заноситься на отдельные лицевые счета в соответствии с положениями статьи 64 в возможно кратчайший срок. Это дополнительное довольствие не освобождает держащую в плену державу от любых других обязательств, налагаемых на неё настоящей Конвенцией.
Статья 62. Военнопленные будут получать непосредственно от содержащих их властей справедливую плату за работу, размер которой устанавливается этими властями, но которая не может быть ниже одной четвертой швейцарского франка за полный рабочий день. Держащая в плену держава сообщит пленным, а также державе, за которой они числятся, через державу-покровительницу размер установленной ею подённой ставки заработной платы.
Власти, содержащие пленных, будут также выплачивать плату за работу военнопленным, которые постоянно должны заниматься обязанностями или ремеслом, связанными с управлением, внутренним устройством или содержанием в порядке лагерей, а также военнопленным, привлечённым к обслуживанию медицинских или духовные нужд своих товарищей.
Плата за работу доверенного лица, его помощников и его консультантов, если таковые имеются, покрывается из фонда, пополняемого отчислениями от прибылей ларька, размер этих окладов устанавливается доверенным лицом и утверждается начальником лагеря. Если такого фонда нет, содержащие пленных власти выплачивают этим военнопленным рассчитанную по справедливости плату за работу.
Статья 63. Военнопленным будет разрешено получать денежные переводы, адресованные им персонально или коллективно.
Каждый военнопленный вправе распоряжаться кредитовым сальдо своего счета, предусмотренного следующей статьёй, в пределах, установленных держащей в плену державой, которая будет производить требуемые платежи. При условии соблюдения финансовых и валютных ограничений, необходимых с точки зрения держащей в плену державы, военнопленные смогут также производить платежи за границей. В этом случае платежи, производимые военнопленными своим иждивенцам, должны осуществляться в первую очередь.
В любом случае военнопленный сможет, с согласия державы, за которой он числится, распорядиться о производстве платежей в своей стране следующим порядком: держащая в плену держава будет посылать указанной державе, через державу-покровительницу, авизо, содержащее все необходимые указания о плательщике и получателе денег, а также размер платёжной суммы, выраженной в валюте держащей в плену державы, это авизо будет подписано заинтересованным военнопленным и скреплено подписью начальника лагеря. Держащая в плену держава записывает эту сумму в дебет счета военнопленного. Записанные таким образом в дебет суммы держащая в плену держава записывает в кредит державы, за которой числится военнопленные.
С целью применения вышеуказанных положений держащая в плену держава может воспользоваться типовыми правилами, содержащимися в приложение V настоящей Конвенции.
Статья 64. Держащая в плену держава открывает на каждого военнопленного лицевой счёт, который, по крайней мере, будет содержать следующее.
1) суммы, причитающиеся военнопленному или полученные им в качестве аванса в счёт денежного довольствия, платы за работу или других поступлений, денежные суммы в валюте держащей в плену державы, отобранные у военнопленного, деньги, отобранные у пленного и обращённые по его просьбе в валюту указанной державы,
2) суммы, выданные пленному наличными или в другом аналогичном виде; платежи, произведённые от его имени и по его просьбе, суммы, переведённые согласно третьему абзацу статьи 63.
Статья 65. Всякая запись в счёте военнопленного должна быть подписала или парафирована им или же доверенным лицом, действующим от его имени.
Военнопленным должны быть всегда предоставлены достаточные возможности для ознакомления с состоянием их счетов и для получения копий этих счетов, которые также могут быть проверены представителями державы-покровительницы при их посещения лагеря.
При переводе военнопленных из одного лагеря в другой их лицевые счета следуют за ними. В случае передачи военнопленных одной держащей в плену державой другой державе принадлежащие военнопленным денежные суммы, не переведённые в валюту держащей в плену державы, следуют за ними. На все другие суммы, остающиеся на кредите их счетов, им вы даётся свидетельство.
Заинтересованные стороны, находящиеся в конфликте, могут договориться об уведомление друг друга через определённые промежутки времени при посредстве державы-покровительницы о суммах, находящихся на счетах военнопленных.
Статья 66. Ио окончании плена вследствие освобождения военнопленного или его репатриации держащая в плену держава должна выдать ему документ, подписанный уполномоченные на то офицером этой державы, в котором будет указано кредитовое сальдо, причитающееся ему в конце его нахождения в плену. Держащая в плену держава отправит также через державу-покровительницу державе, за которой числятся военнопленные, списки, содержащее все надлежащие данные о всех военнопленных, нахождение в плену которых закончилось репатриацией, освобождением, побегов, смертью или любым другим образом, и указывающие размер их кредитового сальдо. Каждый лист таких списков должен быть заверен уполномоченные представителем держащей в плену державы.
Любое из вышеизложенных положений данной статьи может быть видоизменено путём взаимного соглашения между сторонами, находящимися в конфликте.
Держава, за которой числится военнопленный, будет нести ответственность за урегулирование с ним кредитового сальдо, причитающегося ему от держащей в плену державы по окончании его плена.
Статья 67. Авансы в счёт денежного довольствия, выдаваемые военнопленным согласно статье 60, должны рассматриваться как авансы, выданные от имени державы, за которой они числятся. Такие авансы в счёт денежного довольствия, равно как и все платежи, произведённые указанной державой в силу третьего абзаца статьи 63 и статьи 68, явятся предметом соглашения между заинтересованными державами после окончания военных действий.
Статьи 69. Тотчас же после того, как военнопленные окажутся в её власти, держащая в плену держава извещает их и державу, за которой они числятся, через державу-покровительницу о мероприятиях, принятым для выполнения постановлений настоящей части. Она также будет сообщать заинтересованным сторонам о всяком изменения в этих мероприятиях.
Статьи 70. Каждый военнопленный, с момента взятия его в плен или самое позднее через неделю после его прибытия в лагерь, даже если это транзитный лагерь, а также в случае заболевания либо отправки в лазарет или другой лагерь должен получить возможность послать, с одной стороны, непосредственно своей семье, а с другой — Центральному агентству по делам военнопленных, предусмотренному в статье 123, почтовую карточку, составленную, если возможно, по приложенному к настоящей Конвенции образцу, с сообщением о взятии в плен, о состоянии своего здоровья и с указанием своего адреса. Эти карточки должны пересылаться как можно скорее, и их передача не может быть замедлена каким бы то ни было образом.
Статьи 74. Все посылки помощи, предназначенные для военнопленных, освобождаются от таможенных пошлин и других сборов.
Корреспонденция, посылки помощи и разрешённые денежные переводы, адресованные военнопленным или отправляемые ими no почте, непосредственно или через Справочное бюро, предусмотренное в статье 122, или же через Центральное агентство no делам военнопленных, предусмотренное в статье 123, освобождаются от всех почтовых сборов как в стране отправления и в стране назначения, так и в промежуточных странах.
Расходы по пересылке предназначенных для военнопленных посылок помощи, которые по своему весу или по какой-либо другой причине не могут им быть отправлены по почте, будет нести держащая в плену держава на всех территориях, находящихся под ее контролем. Другие державы, являющиеся участницами Конвенции, будут нести расходы по перевозке на своих территориях.
В случае отсутствия специальных соглашений между заинтересованными державами расходы по перевозке таких посылок, не подпадающие под действие вышеуказанных льгот, оплачиваются отправителем.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут стараться снизить, насколько возможно, тарифы на телеграммы, отправляемые военнопленными или им адресованные.
Статьи 77. Держащие в плену державы предоставят все возможности для передачи через державу-покровительницу или через предусмотренное в статье 123 Центральное агентство по делам военнопленных актов, бумаг и документов, адресованных военнопленным или исходящих от них, в частности, доверенностей и завещаний.
Во всех случаях держащие в плену державы будут оказывать содействие военнопленным в составлении этих документов, в частности, разрешая им консультироваться с юристом, и примут необходимые меры для обеспечения засвидетельствования подписи пленных.
Статьи 79. Во всех местах, где будут находиться военнопленные, за исключением тех мест, где находятся офицеры, военнопленные будут свободно, путём тайного голосования, избирать каждые шесть месяцев, а также в случае открывшихся вакансий доверенных лиц, которые должны их представлять перед военными властями, державами-покровительницами, Международным комитетом Красного Креста и перед всякой другой организацией, которая оказывает им помощь. Эти доверенные лица могут быть переизбраны.
Статьи 80. Доверенные лица должны содействовать физическому, моральному и интеллектуальному благосостоянию военнопленных.
В частности, если бы пленные решили организовать между собой систему взаимопомощи, то эта организация должна находиться в ведении доверенных лиц, независимо о от специальных обязанностей, которые возложены на них другими постановлениями настоящей Конвенции.
Доверенные лица не будут ответственны только в силу своих обязанностей за правонарушения, совершенные военнопленными.
Статьи 84. Только военные суды могут судить военнопленного, если только законодательство держащей в плену державы не предоставляет специально право гражданским судам судить лиц, принадлежащие к составу вооружённых сил этой державы, за то же преступление, в котором обвиняется военнопленный.
Ни в коем случае военнопленный не будет судиться каким бы то ни было судом, который не предоставляет основных общепризнанных гарантий независимости и беспристрастности и, в частности, судебная процедура которого не обеспечивает подсудимому прав и средств защиты, предусмотренных статьёй 105.
Статьи 85. Военнопленные, подвергающиеся преследованию в силу законодательства держащей в плену державы за действия, совершенные ими до взятия в плен, пользуются покровительством настоящей Конвенции даже в случае их осуждения.
Статьи 92. Военнопленный, пытающийся бежать или пойманный до удачного, в смысле статьи 91, завершения побега, подлежит за этот проступок только дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива.
Вновь захваченный военнопленный должен быть без промедления передан соответствующим военным властям.
Статьи 97. Ни при каких обстоятельствах военнопленные не могут быть переведены для отбытия дисциплинарных взысканий в исправительные учреждения (тюрьма, исправительные заведения, каторжные тюрьмы и прочее).
Статьи 99. Ни один военнопленный не может быть предан суду или осуждён за проступок, который не является наказуемым п