Цели и задачи:
- Формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения красками, карандашами, а также с помощью пластилина, готовых аппликативных форм;
- Побуждать детей всматриваться в очертании линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями;
- Учить самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы;
- Развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого различные технические навыки и приемы;
- Учить детей в сотворчестве с воспитателем и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.
Месяц | Тема | Цели и задачи | Литература |
Рисование | |||
Сентябрь | «Мой веселый, звонкий мяч» | - Вызвать интерес к рисованию игрушек; - Формировать умение изображать круглые двуцветные предметы; - Учить замыкать линию в кольцо, делить круг на 2 части и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры; - Упражнять в технике рисования гуашевыми красками; - Развивать глазомер. | Лыкова И.А., с 18 |
«Ягодка за ягодкой» | - Учить детей создавать ритмические композиции; - Показать возможность сочетания изобразительных техник (карандаши и ватные палочки); - Развивать чувства ритма и композиции; - Воспитывать интерес к природе. | Лыкова И.А., с 30 | |
Рисование на свободную тему | - Развивать творческое воображение детей; - Учить задумывать содержание рисунка. | Комарова | |
«Яблоко с листочком и червячком» | - Учить детей создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы; - Упражнять в технике рисования гуашевыми красками; - Развивать чувства цвета, формы и композиции. | Лыкова И.А., с 26 | |
Октябрь | «Юбочка в полоску» | - Учить детей проводить прямые линии; - Учить детей не выходить за границы рисунка; - Развивать чувство цвета, аккуратность. | Комарова |
«Желтые листья летят» | - Учить детей с помощью техники «примакивания» изображать листопад; - Развивать чувство цвета, формы; - Воспитывать аккуратность. | Комарова | |
«Грибочек» | - Учить детей создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы; - Упражнять в технике рисования гуашевыми красками; - Развивать чувства цвета, формы и композиции. - | Лыкова И.А., с 16 | |
«Красивые воздушные шары» | - Учить детей рисовать предметы круглой формы; - Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разного цвета; - Развивать интерес к рисованию. | Комарова | |
Ноябрь | «Град, град!» | - Учить изображать тучу и град ватными палочками; - Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественной выразительности; - Развивать чувство цвета и ритма. | Лыкова И.А., с 48 |
«Полосатые полотенца для лесных зверушек» | - Учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий; - Показать зависимость узора от формы и размера изделия; - Развивать чувство цвета и ритма. | Лыкова И.А., с 62 | |
«Отремонтируем машине колеса» | - Учить детей рисовать предметы круглой формы; - Развивать интерес к рисованию - Показать зависимость узора от формы и размера изделия | Комарова | |
«Коврик в клетку» | - Учить детей рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий, самостоятельно выбирая сочетания красок для коврика | Комарова | |
Декабрь | «Снеговик» | - Упражнять детей рисовать предметы круглой формы; - Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. | Комарова |
По замыслу (цв. карандаши) | - Учить детей задумывать содержание рисунка, используя усвоенные приемы рисования; - Учить детей заполнять весь лист; - Вызвать у детей желание говорить о рисунках. | Комарова | |
«Снежные комочки» | - Закреплять умения детей рисовать предметы круглой формы; - Учить детей рисовать большие и маленькие круги и различать их; - Развивать самостоятельность и творчество. | Комарова | |
«Заборчик для снегиря» | - Учить детей рисовать вертикальные лини; - Развивать чувство цвета и ритма. - Воспитывать интерес к природе. | Комарова | |
«Праздничная елка» | - Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности; - Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей; - Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (3-5 цветов); - Формировать способы зрительного обследования предметов. | Лыкова И.А., с 72 | |
Январь | «Бублики –баранки» | - Учить рисовать кольца, контрастные по размеру; - Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками; - Развивать глазомер, координацию (глаз-рука) | Лыкова И.А., с 82 |
«Колобок покатился по дорожке» | - Развивать наглядно-образное мышление, воображение; - Учить сочетать разные техники (гуашь и фломастеры); - Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изо деятельности. | Лыкова И.А., с 86 | |
Рисование по замыслу | - Учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок: самостоятельно выбирать тему и средства художественно-выразительной деятельности; - Развивать воображение; - Воспитывать эстетические эмоции. | Лыкова И.А., с 88 | |
Февраль | «Цветок» | - Учить детей рисовать с помощью нетрадиционных техник (ладонью); - Развивать чувство цвета, формы - Развивать воображение | |
«Солнышко» | - Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями; - Развивать чувство цвета и ритма. - Воспитывать интерес к природе. | Комарова | |
«Самолеты летят» | - Закреплять умения проводить прямые линии в разном направлении; - Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. | Комарова | |
Март | «Цветок для мамочки» | - Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений; - Упражнять в технике рисования гуашевыми красками; - Развивать чувство формы и цвета. | Лыкова И.А., с 106 |
«Сосульки» | - Учить детей рисовать предметы в форме треугольника; - Вызвать интерес к сочетанию изобразительных техник: аппликации, рисование красками и карандашами; - Развивать чувство цвета, формы и ритма. | Лыкова И.А., с 110 | |
«Солнышко, солнышко, раскидай колечки» | - Показать сходство и различие между кругом и кольцом; - Упражнять в рисовании кистью; - Развивать чувство цвета, формы и ритма. | Лыкова И.А., с 118 | |
«Ручеек и кораблик» | - Учить детей изображать кораблик из нескольких форм (треугольник, трапеция), рисовать ручеек по представлению; - Развивать чувство цвета, формы и ритма. | Лыкова И.А., с 120 | |
«Неваляшка» | - Закреплять умения детей рисовать предметы круглой формы; - Учить детей рисовать большие и маленькие круги и различать их; - Развивать самостоятельность и творчество. | Комарова | |
Апрель | «Почки и листочки» | - Учить детей передавать изменение образа; - Формировать представления о сезонных изменениях в природе; - Развивать наглядно-образное мышление, воображение. | Лыкова И.А., с 124 |
«Божья коровка» | - Учить детей рисовать образы насекомых; - Совершенствовать технику рисования красками; - Развивать чувство формы и цвета. | Лыкова И.А., с 130 | |
«Флажки» | - Продолжать учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы; - Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу; - Развивать чувство цвета и формы. | Лыкова И.А., с 134 | |
«Дождь, дождь» | - Учить изображать дождь с помощью техники «примакивание»; - Развивать чувства ритма. | Лыкова И.А., с 50 | |
Май | «Филимоновские игрушки» | - Продолжать знакомство детей с филимоновской игрушкой; - Учить рисовать узоры на рельефных изображениях | Лыкова И.А., с 138 |
«Цыплята и одуванчики» | - Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне (примакивание); - Развивать чувства цвета, формы и композиции; - Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых объектах природы в изобразительной деятельности. | Лыкова И.А., с 140 | |
Рисование по замыслу | - Учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок: самостоятельно выбирать тему и средства художественно-выразительной деятельности; - Развивать воображение; - Воспитывать эстетические эмоции. | Лыкова И.А., с 88 | |
«Колобок покатился по дорожке» | - Развивать наглядно-образное мышление, воображение; - Учить сочетать разные техники (гуашь и фломастеры); - Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изо деятельности. | Лыкова И.А., с 86 | |
Лепка | |||
Сентябрь | «Мой веселый, звонкий мяч» | - Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения; - Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней; - Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | Лыкова И.А., с 16 |
«Ягодки на тарелочке» | - Учить детей лепить шар разными способами; - Показать преобразование шара в диск; - Вызвать интерес к созданию пластической композиции; - Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы. | Лыкова И.А., с 28 | |
«Репка на грядке» | - Вызвать интерес к созданию образов по мотивам сказок; - Учить лепить репку; - Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов | Лыкова И.А., с 32 | |
«Шарики» | - Продолжать учить детей лепить шар; - Развивать чувство формы. | Комарова | |
Октябрь | «Дерево» | - Развивать у детей умение брать нужное количество пластелина и раскатывать его между ладоней; - Воспитывать аккуратность, внимательность. | Комарова |
«Мышка-норушка» | - Учить лепить мышку на основе конусной формы» - Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы. | Лыкова И.А., с 36 | |
«Грибы на пенечке» | - Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-3 частей; - Вызвать интерес к созданию коллективной композиции; - Развивать способности к формообразованию и композиции. | Лыкова И.А., с 44 | |
«Лесной магазин» | - Учить детей лепить животных конструктивным способом из 3-4 деталей, передавая самое общее представление о внешнем виде. - Вызвать интерес к созданию коллективной композиции; - Развивать чувство формы, мелкую моторику. | Лыкова И.А., с 61 | |
Ноябрь | «Орешки для белочки» | - Упражнять детей лепить предметы круглой формы; - Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | Комарова, с.20 |
«Лямба» | - Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа; - Развивать образное мышление, творческое воображение. | Лыкова И.А., с 52 | |
«Улитка, улитка» | - Учить детей лепить улитку с помощью спирали; - Развивать чувство формы, мелкую моторику. - Воспитывать любовь к живой природе. | Бондаренко,с.81 | |
«Пирамидка из шариков» | - Упражнять раскатывать пластелин кругообразными движениями ладоней, расплющивать его, составлять предмет из нескольких частей; - Развивать чувство цвета и формы. | Бондаренко, с.101 | |
«Неваляшка» | - Учить создавать в лепке образ неваляшки; - Учить лепить предмет, состоящий из 2 частей круглой формы разной величины; - Закрепить умение раскатывать пластелин между ладоней. | Комарова,с.28 | |
Декабрь | «Самолет» | - Учить лепить предмет, состоящий из 2 частей удлиненной формы разной величины; - Развивать чувство формы, мелкую моторику. | Комарова,с.30 |
«Снеговик» | - Учить создавать образ снеговика, лепить фигуру из 3 частей разной величины. | Бондаренко,с.136 | |
«Снежинка» | - Продолжать учить детей лепить фигуры из продольных форм (снежинки); - Развивать наглядно-образное мышление, воображение; - Воспитывать интерес к природе. | Комарова | |
«Угостим зайку морковкой» | - Учить детей лепить конусообразную форму (морковку); - Воспитывать бережное отношение к животным; - Развивать мелкую моторику, творческое и образное мышление. | Бондаренко, с.126 | |
Январь | «Бублики-баранки» | - Формировать умение раскатывать столбики разной длины и толщины и замыкать в кольцо; - Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. | Лыкова И.А., с 80 |
«Я пеку, пеку, пеку…» | - Учить детей лепить из соленого теста; - Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук. | Лыкова И.А., с 76 | |
«Большая миска для киски» | - Учить детей лепить миску круговыми движениями рук; - Закрепить понятия «большая-маленькая»; - Воспитывать любовь к животным | Комарова,с.39 | |
Февраль | «Цыпленок» | - Учить детей лепить цыпленка; - Развивать чувство формы, мелкую моторику | Комарова,с.52 |
«Куколка» | - Учить детей лепить образ куклы (из 4 деталей); - Развивать творческое мышление, воображение | Комарова,с.26 | |
«Баю-бай, засыпай» | - Учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»; - Активизировать приемы декорирования лепных поделок; - Воспитывать чувство композиции. | Лыкова И.А., с 92 | |
«Робин Бобин Барабек» | - Вызвать интерес к созданию шуточной коллективной композиции по мотивам литературного произведения; - Продолжать учить лепить отдельные изображения по замыслу; - Активизировать освоенные приемы лепки. | Лыкова И.А., с 96 | |
Март | «Сосульки» | - Учить детей лепить предметы в форме конуса, смешивать в одном комке пластилина 2-3 цвета; - Развивать чувство формы; - Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности. | Лыкова И.А., с108 |
«Угощение для гостей» | - Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы, замкнутые в кольцо; - Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов; - Развивать чувства формы. | Комарова.с.34 | |
«Мостик» | - Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции; - Учить выравнивать пластилиновые детали по длине, лишнее отрезать стекой; - Развивать чувство формы, величины, способности к композиции. | Лыкова И.А., с 122 | |
«Веселая неваляшка» | - Учить детей лепить игрушки; - Формировать умение планировать свою работу; - Развивать чувство формы и пропорций; - Воспитывать любознательность и самостоятельность. | Лыкова И.А., с 112 | |
Апрель | «Птенчики в гнездышке» | - Учить детей лепить гнездышко скульптурным способом; - Учить лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка; - Развивать чувства формы и композиции. | Лыкова И.А., с 126 |
«Ути-ути» | - Учить оттягивать от всего куска пластилина такое кол-во материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; - Развивать чувство формы и пропорций. | Лыкова И.А., с 128 | |
«Колеса для машины» | - Продолжать учить детей раскатывать пластилин «колбаской» и придавать ей форму предмета - Закрепить понятие «круг-круглый» - Развивать воображение и фантазию. | Бондаренко,с.200 | |
«Миска для медведя» | - Учить детей лепить миску круговыми движениями рук; - Закрепить понятия «большая-маленькая»; - Воспитывать любовь к животным | Бондаренко,с.187 | |
Май | Филимоновские игрушки | - Познакомить детей с филимоновской игрушкой; - Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров. | Лыкова И.А., с 136 |
Филимоновские игрушки | - Продолжать знакомство детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность; - Развивать чувство формы, любознательность. | Лыкова И.А., с 136 | |
По замыслу | - Учить детей лепить образы по своему замыслу, применяя все знакомые им приемы лепки (по желанию); - Развивать творческое мышление, воображение. | Комарова,с.22 | |
Лямба | - Продолжать вызывать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа; - Развивать образное мышление, творческое воображение. | Лыкова И.А., с 52 | |
Аппликация | |||
Сентябрь | «Угощение для ежат» | - Учить детей аккуратно пользоваться клеем, намазывать и прижимать готовые формы; - Развивать образное мышление; - Воспитывать интерес к технике «аппликация», как виду изодеятельности. | Бондаренко,с.61 |
«Шарики воздушные, ветерку послушные…» | - Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из 5-7 воздушных шаров; - Учить раскладывать готовые формы на расстоянии друг от друга, заполняя все пространство листа, и аккуратно наклеивать; - Развивать чувство формы и ритма. | Лыкова И.А., с 20 | |
Октябрь | «Выросла репка – большая-пребольшая» | - Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации; - Вызвать желание работать группой; - Развивать чувство формы, мелкую моторику. | Лыкова И.А., с 34 |
«Грибная полянка» | - Учить изображать грибы в технике аппликации; - Развивать чувство формы, величины и композиции; - Воспитывать любознательность, интерес к природе. | Лыкова И.А., с 46 | |
Ноябрь | «Дождь, дождь!» | - Учить детей аппликативно изображать тучи» - Рисовать дождь цветными карандашами; - Развивать чувство композиции и цвета. | Комарова,с.19 |
«Шарики и кубики» | - Учить детей создавать аппликативные изображения шаров и квадратов; - Вызвать интерес к созданию узоров; - Развивать чувство ритма, композиции | Лыкова И.А., с 50 | |
Декабрь | «Пирамидка» | - Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей в порядке уменьшающейся величины; - Закреплять знания о цвете; - Упражнять в аккуратном нанесении клея. | Комарова,с.23 |
«Снеговик» | - Закрепить знания о круглой форме, о различии предметов по величине; - Учить составлять изображения из частей, правильно их располагая; - Упражнять в аккуратном наклеивании деталей. | Комарова,с.27 | |
«Праздничная елочка» | - Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга; - Развивать чувство цвета, формы и ритма; - Воспитывать самостоятельность, инициативность. | Лыкова И.А., с 74 | |
Январь | «Бублики-баранки» | - Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из 5-7 баранок и бубликов на основе нитки – «нанизывать» в связку; - Учить раскладывать готовые формы на расстоянии друг от друга, наносить клей по окружности и составлять композицию; - Развивать чувство формы и ритма. | Лыкова И.А., с 78 |
Февраль | «Лоскутное одеяло» | - Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков (коллективная композиция); - Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое». | Лыкова И.А., с 94 |
«За синими морями, за высокими горами» | - Вызвать интерес к созданию сказочных образов; - Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации; - Развивать воображение, мелкую моторику, чувство формы и композиции. | Лыкова И.А., с 90 | |
Март | «Букет цветов» | - Вызвать интерес к созданию композиций из цветов по мотивам народной аппликации; - Учить составлять композицию из готовых элементов на сложной форме, выбирать и наклеивание вазы, и составление букета из бумажных цветов. | Лыкова И.А., с 104 |
«Солнышко ходит в небе» | - Учить создавать образ солнца в аппликации; - Развивать восприятие, нагляднообразное мышление. | Лыкова И.А., с 116 | |
Апрель | «Неваляшка танцует» | - Учить создавать образ игрушки в характерном движении; - Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств. | Лыкова И.А., с 114 |
«Флажки» | - Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и форме; - Развивать чувство формы, цвета и ритма. | Лыкова И.А., с 132 | |
«Ручеек и кораблик» | - Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников) и рисовать ручеек по представлению; - Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать; - Развивать чувство формы и композиции. | Лыкова И.А., с 120 | |
Май | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | - Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации; - Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику; - Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус. | Лыкова И.А., с 142 |
«Колобок на окошке» | - Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации; - Развивать чувство цвета и формы, композиции, мелкую моторику; | Лыкова И.А., с 84 |
|