Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»




Советы

Ищите заданное слово надо не по всему тексту, а в указанном предложении. Выписывайте найденное слово в той форме, в которой оно дано в предложе-нии.

Пример:

безветренный(2) / безветренный / безветренный

без- – приставка

-ветр- – корень

-енн- – суффикс

 

-ый – окончание

 

ЗАДАНИЕ № 2.3

 

Морфологический разбор

 

Схема морфологического разбора имени существительного I. Часть речи

 

II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицатель-ное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки: число, падеж.

III. Член предложения Пример:

В саду поспели груши.

 

I. В саду – сущ., обозначает предмет

II. Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п., III. В предложении является обстоятельством.

Схема морфологического разбора имени прилагательного I. Часть речи, общее грамматическое значение.

 

II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки: полная или краткая форм,

непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.

III. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения явля-ется прилагательное).

Пример:

(в) большие(3) (стаи)

 

I. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;

 

 


II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.

III. В предложении является определением

 

ЗАДАНИЕ №2.4

 

Синтаксический разбор

Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:

1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске;

2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;

3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);

4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;

5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение. Например:

Они б ыс т р о вянут, теряют яркий зелёный цвет. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные ска-зуемые).

Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий – определение; (цвет) зелёный – определение.

 

  Виды простых предложений                              
План разбора содержание пояснение           примеры  
1. по цели вы- Повествовательное содержит сообщение   Сегодня весь день  
сказывания       идёт дождь.  
  Вопросительное содержит вопрос   Ты поёдешь гулять?  
  Побудительное побуждает к дей-   Собирайся и иди в  
    ствию (предлагает,   школу. Подойди,  
    просит, требует)   пожалуйста, ко мне.  
2. по интонации Восклицательные Интонация к концу   Как хороши, как  
(= по эмоцио-   предложения повы-   свежи были розы!  
нальной окрас-   шается                              
ке)                                  
Невосклицательные Интонация к концу   Как хороши, как  
    предложения пони-   свежи были розы.  
    жается                              
3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа  
4. по наличию Двусоставные есть оба главных   Только серые воро-  
главных членов   члена   ны расшумелись   на      
                               
        снегу.        
  Односоставные только один из глав-   Еду. Тихо. Люблю  
    ных членов: (подле-                      
      грозу в начале мая.  
    жащее или сказуе-   Ночь. Улица. Фо-  
                                   
               

      мое)   нарь. Аптека. Темная  
          ночь.                                
                               
5. по наличию Распространенные есть хотя бы один   Наступила холодная  
второстепенных     второстепенный                              
      осень.  
членов     член предложения.                                      
  Нераспространенные нет второстепенных   Осень наступила.  
      членов                          
        Высохли цветы.    
                   
6. по наличию Осложнено Однородными чле-   Как хороши, как  
однородных     нами или обращени-           розы!  
      свежи были  
членов предло-     ем       одно-  
      (осложнено  
жения, вводных         родными сказуемы-  
слов или обра-         ми) Спой, светик,  
щения         не стыдись. (ослож-  
          нено обращением)  
  Не осложнено Нет однородных   Люблю грозу в нача-  
      членов или обраще-     (не осложне-  
        ле мая.  
      ния   но)  
    ЗАДАНИЕ №3                                      
ЗАПОМНИ:   Ударение                                      
  зАгнутый, кремЕнь, кремнЯ,                                      
бАрмен,   сОгнутый,  
бОроду, бОроды, зАгодя, мастерскИ, сорИт,  
борОд, бородАм, закУпорить, мозаИчный, стАтуя,  
вОвремя,   зАсветло, молЯщий, столЯр,  
ворОта,   зАтемно, надОлго, тамОжня,  
дефИс,   звонИт, ненадОлго, танцОвщица,  
дешевИзна,   защемИть, новостЕй, тОтчас,  
диспансЕр,   защемИт, нОвости, фенОмен,  
добелА,   жалюзИ, новорождЁнный, цепОчка,  
довезЁнный,   исчЕрпать, нОгтя, чЕлюстей,  
дОверху,   избалОванный, оптОвый, чЕрпать,  
донЕльзя,   каталОг, Отрок, шассИ,  
дОнизу,   каучУк, Отрочество, школЯр,  
досУг,   квартАл, откУпорить, щавЕль,  
дОсуха,   киломЕтр, пОчестей, щемИть,  
доЯр,   киоскЁр, пЕтля, щемИт,  
завИдно,   красИвее, свЁкла, экспЕрт  
      сирОты,                                      
      срЕдства,                                      

 


      ЗАДАНИЕ №4        
  САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ Части речи СЛУЖЕБНЫЕ  
         
  ИЗМЕНЯЕМЫЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ        
      НАРЕЧИЕ        
  СКЛОНЯЕМЫЕ СПРЯГАЕМЫЕ ПРЕДЛОГ СОЮЗ ЧАСТИЦА  
          В, НА, И, А, НО, НЕ, ВСЁ-  
          ПОД, НАД, ИЛИ, ЛИБО, ТАКИ, БЫ,  
          ИЗ, К, С и ДА (=НО), ТОЛЬКО,  
          др. ДА (+=И) и ЛИШЬ и др.  
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ др.      
       
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ                
МЕСТОИМЕНИЕ                  
                 
  Части речи Вопросы   Грамматическое   Примеры  
          значение          
    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ          
  Имя существитель- Кто? Что?   предметность   Парта, лес, море,    
  ное           красота    
  Имя прилагательное Какой? Чей?   Признак предмета   Красивый, умный    
  Имя числительное Сколько? Какой   Количество или   Два, двести,    
    по счёту?   порядок при счёте   пятый      
  Местоимение Кто? Что?   Указывает на   Я, мы, каждый,    
    Сколько? Кото-   предмет, признак,   иной, некто, тот,    
      рый?   но не называет его   ваш      
  Наречие Где? Куда? Ко- Признак действия.   Влево, завтра, нико-    
    гда? Откуда?   Признак признака   гда, тут    
    Почему? Зачем?              
    и Как?              
    СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ          
  Части речи   Служат для   Примеры    
  союз связи однородных членов и частей   Пришёл И увидел    
    сложного предложения          
  предлог связи слов в словосочетании   Пошёл В школу    
  частица передачи дополнительных значений   НЕ пришёл    
    значения       ТОЛЬКО ты    
                     


ЗАДАНИЕ № 5

 

Предложения с прямой речью

 

1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

 

2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

А: «П». А: «П?» А: «П!»

3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начи-

 

наются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе

ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный

 

знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

1. Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возра-зить, прошептать, предложить и т.п.

 

Например:


М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».

«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький. «П», – а.

Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?» А: «П?»

«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.

«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.


 

ЗАДАНИЕ № 6

 

Предложения с обращением

 

Схемы Примеры предложений

 

  О
…,О,…? Что, царевич, ты не весел? (А.С.Пушкин)
  О
…,О? Где ты был, Сережа?
  О
О,…! Девицы красные, спойте мне песенку!
  О
О!…! Друзья! Прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин)

 

ЗАДАНИЕ № 7

 

Сложные предложения

1. Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.

 

2. Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.

 

Сложное предложение

 


СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ

 

Сложносочиненное Сложноподчиненное


 

Предложения равноправны


 

 

одно предложение подчиняется другому, т.е. одно - придаточное, другое – главное

 


соединены


 

сочинительными союзами


 

 

подчинительными союзами


 

 

интонацией и

 


смыслу


 

и, но, а, да, или, то…то, ни… ни, либо…либо и др.


 

 

когда, потому что, что, если, хотя, будто,

 

чтобы, так что, несмотря на то что и др.

+ союзными словами:

который, чей, какой, где, куда, откуда и др.

 


Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»

1. Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;

2. для этого в каждой части найдите грамматическую основу;

3. затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.

 

    ЗАДАНИЕ № 8  
  Определение основной мысли
Тема (О ЧЁМ?)   Основная мысль (идея) Проблема
    (ЗАЧЕМ?) (ПОЧЕМУ?)
То, о чём говорится в   Цели, которые автор Вопрос, о котором рас-
тексте   ставит перед собой (ЗА- суждает автор
    ЧЕМ пишется текст?), и  
    личное мнение автора -  
    то, к чему он пытается  
    подвести читателя  
Спасение бездомного   Заботясь о животных, Нужно ли заботиться о
щенка   человек проявляет свои братьях наших мень-
    лучшие качества: уме- ших? Почему?
    ние сопереживать, доб-  
    роту и ответственность.  

 

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

 

1. внимательно прочитать текст;

2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал выска-

зать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)

 


3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;

 

4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

1. Грамотно сформулируйте основную мысль;

2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда ос-новная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выраже-на в первом или последнем предложении;

 

3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в зада-нии вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

 

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

 

ЗАДАНИЕ № 9

 

Работа с текстом

Советы

1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исход-ный текст;

2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;

3. сначала сформулируйте ответ устно;

4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

 

Например:

 

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

 

Варианты ответов

 

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки

не одному десятку поколений дятлов. или

 

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» слу-

жила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложе-

нии 12.

 

или

 

 


Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

 

      ЗАДАНИЕ № 10    
      Типы речи      
  Что делает Рассказ о 1. Завязка   Это мир в 1. Ведущая часть  
  предмет? событиях, 2. Развитие   движении речи – глагол, обо-  
  Что и как действиях, действия   (один кадр значающий динами-  
  произо- происше- 3. Кульминация   сменяет дру- ку, особенно в фор-  
  шло? ствиях (наивысшая   гой) ме прошедшего  
повествование     точка)     времени (например,  
    4. Развязка     увидел, приехал,  
           
            разработал).  
            2. Последователь-  
            ность событий.  
            3. Частотны наречия  
            места и времени  
            (например, там,  
            здесь, оттуда,  
            завтра, вчера, ско-  
            ро)  
  Какой Изображе- Перечисление   Это мир в 1. Ведущая часть  
  предмет? ние (описа- общего и част-   покое речи – существи-  
    ние) какого- ных признаков,   (одна фото- тельное и прилага-  
    либо явле- Впечатление о   графия) тельное.  
    ния дей- ком-либо или о     2. Глагол статичен.  
описание   ствительно- чём-либо, воз-     3. Предложения  
  сти: портре- можен вывод.     простые.  
         
    та, пейзажа, 1) общее пред-        
    животного, ставление опи-        
    картины, сываемого;        
    интерьера 2) описание де-        
      талей, частей;        
      3) отношение к        
      описываемому.        

 


  Почему Размышле- 1. Тезис Это мысли о 1. Частотны ввод-  
  так, а не ние о том, (мысль, кото- мире, а не ные слова (напри-  
  иначе? почему рую надо дока- сам мир, по- мер, во-первых, во-  
  Что из это- произошло зать). этому нельзя вторых, итак,  
  го следу- что-либо, 2. Аргументы сфотографи- например, следова-  
рассуждение ет? почему че- (доказатель- ровать тельно), составные  
Как быть? ловек по- ства).   союзы (например,  
  ступает 3. Вывод   для того чтобы,  
  именно так,     вследствие того  
  почему ав-     что, потому чт о)  
  тор пишет     2. Богатый синтак-  
         
    именно об     сис (сложные пред-  
    этом     ложения, вводные  
          конструкции,  
          обособленные обо-  
          роты)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: