Советы
Ищите заданное слово надо не по всему тексту, а в указанном предложении. Выписывайте найденное слово в той форме, в которой оно дано в предложе-нии.
Пример:
безветренный(2) / безветренный / безветренный
без- – приставка
-ветр- – корень
-енн- – суффикс
-ый – окончание
ЗАДАНИЕ № 2.3
Морфологический разбор
Схема морфологического разбора имени существительного I. Часть речи
II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицатель-ное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки: число, падеж.
III. Член предложения Пример:
В саду поспели груши.
I. В саду – сущ., обозначает предмет
II. Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п., III. В предложении является обстоятельством.
Схема морфологического разбора имени прилагательного I. Часть речи, общее грамматическое значение.
II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки: полная или краткая форм,
непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения явля-ется прилагательное).
Пример:
(в) большие(3) (стаи)
I. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;
II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.
III. В предложении является определением
ЗАДАНИЕ №2.4
Синтаксический разбор
Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:
1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске;
2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;
3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);
4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;
|
5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение. Например:
Они б ыс т р о вянут, теряют яркий зелёный цвет. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные ска-зуемые).
Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий – определение; (цвет) зелёный – определение.
Виды простых предложений | |||||||||||||||||
План разбора | содержание | пояснение | примеры | ||||||||||||||
1. по цели вы- | Повествовательное | содержит сообщение | Сегодня весь день | ||||||||||||||
сказывания | идёт дождь. | ||||||||||||||||
Вопросительное | содержит вопрос | Ты поёдешь гулять? | |||||||||||||||
Побудительное | побуждает к дей- | Собирайся и иди в | |||||||||||||||
ствию (предлагает, | школу. Подойди, | ||||||||||||||||
просит, требует) | пожалуйста, ко мне. | ||||||||||||||||
2. по интонации | Восклицательные | Интонация к концу | Как хороши, как | ||||||||||||||
(= по эмоцио- | предложения повы- | свежи были розы! | |||||||||||||||
нальной окрас- | шается | ||||||||||||||||
ке) | |||||||||||||||||
Невосклицательные | Интонация к концу | Как хороши, как | |||||||||||||||
предложения пони- | свежи были розы. | ||||||||||||||||
жается | |||||||||||||||||
3. указать, что | предложение простое, если ОДНА грамматическая основа | ||||||||||||||||
4. по наличию | Двусоставные | есть оба главных | Только серые воро- | ||||||||||||||
главных членов | члена | ны расшумелись | на | ||||||||||||||
снегу. | |||||||||||||||||
Односоставные | только один из глав- | Еду. Тихо. Люблю | |||||||||||||||
ных членов: (подле- | |||||||||||||||||
грозу в начале мая. | |||||||||||||||||
жащее или сказуе- | Ночь. Улица. Фо- | ||||||||||||||||
мое) | нарь. Аптека. Темная | |||||||||||||||||||||
ночь. | ||||||||||||||||||||||
5. по наличию | Распространенные | есть хотя бы один | Наступила холодная | |||||||||||||||||||
второстепенных | второстепенный | |||||||||||||||||||||
осень. | ||||||||||||||||||||||
членов | член предложения. | |||||||||||||||||||||
Нераспространенные | нет второстепенных | Осень наступила. | ||||||||||||||||||||
членов | ||||||||||||||||||||||
Высохли цветы. | ||||||||||||||||||||||
6. по наличию | Осложнено | Однородными чле- | Как хороши, как | |||||||||||||||||||
однородных | нами или обращени- | розы! | ||||||||||||||||||||
свежи были | ||||||||||||||||||||||
членов предло- | ем | одно- | ||||||||||||||||||||
(осложнено | ||||||||||||||||||||||
жения, вводных | родными сказуемы- | |||||||||||||||||||||
слов или обра- | ми) Спой, светик, | |||||||||||||||||||||
щения | не стыдись. (ослож- | |||||||||||||||||||||
нено обращением) | ||||||||||||||||||||||
Не осложнено | Нет однородных | Люблю грозу в нача- | ||||||||||||||||||||
членов или обраще- | (не осложне- | |||||||||||||||||||||
ле мая. | ||||||||||||||||||||||
ния | но) | |||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ №3 | ||||||||||||||||||||||
ЗАПОМНИ: | Ударение | |||||||||||||||||||||
зАгнутый, | кремЕнь, кремнЯ, | |||||||||||||||||||||
бАрмен, | сОгнутый, | |||||||||||||||||||||
бОроду, бОроды, | зАгодя, | мастерскИ, | сорИт, | |||||||||||||||||||
борОд, бородАм, | закУпорить, | мозаИчный, | стАтуя, | |||||||||||||||||||
вОвремя, | зАсветло, | молЯщий, | столЯр, | |||||||||||||||||||
ворОта, | зАтемно, | надОлго, | тамОжня, | |||||||||||||||||||
дефИс, | звонИт, | ненадОлго, | танцОвщица, | |||||||||||||||||||
дешевИзна, | защемИть, | новостЕй, | тОтчас, | |||||||||||||||||||
диспансЕр, | защемИт, | нОвости, | фенОмен, | |||||||||||||||||||
добелА, | жалюзИ, | новорождЁнный, | цепОчка, | |||||||||||||||||||
довезЁнный, | исчЕрпать, | нОгтя, | чЕлюстей, | |||||||||||||||||||
дОверху, | избалОванный, | оптОвый, | чЕрпать, | |||||||||||||||||||
донЕльзя, | каталОг, | Отрок, | шассИ, | |||||||||||||||||||
дОнизу, | каучУк, | Отрочество, | школЯр, | |||||||||||||||||||
досУг, | квартАл, | откУпорить, | щавЕль, | |||||||||||||||||||
дОсуха, | киломЕтр, | пОчестей, | щемИть, | |||||||||||||||||||
доЯр, | киоскЁр, | пЕтля, | щемИт, | |||||||||||||||||||
завИдно, | красИвее, | свЁкла, | экспЕрт | |||||||||||||||||||
сирОты, | ||||||||||||||||||||||
срЕдства, |
|
|
ЗАДАНИЕ №4 | ||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ | Части речи | СЛУЖЕБНЫЕ | ||||||||
ИЗМЕНЯЕМЫЕ | НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ | |||||||||
НАРЕЧИЕ | ||||||||||
СКЛОНЯЕМЫЕ | СПРЯГАЕМЫЕ ПРЕДЛОГ | СОЮЗ | ЧАСТИЦА | |||||||
В, НА, | И, А, НО, | НЕ, ВСЁ- | ||||||||
ПОД, НАД, | ИЛИ, ЛИБО, ТАКИ, БЫ, | |||||||||
ИЗ, К, С и | ДА (=НО), | ТОЛЬКО, | ||||||||
др. | ДА (+=И) и | ЛИШЬ и др. | ||||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ | др. | ||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
МЕСТОИМЕНИЕ | ||||||||||
Части речи | Вопросы | Грамматическое | Примеры | |||||||
значение | ||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ | ЧАСТИ РЕЧИ | |||||||||
Имя существитель- | Кто? Что? | предметность | Парта, лес, море, | |||||||
ное | красота | |||||||||
Имя прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета | Красивый, умный | |||||||
Имя числительное | Сколько? Какой | Количество или | Два, двести, | |||||||
по счёту? | порядок при счёте | пятый | ||||||||
Местоимение | Кто? Что? | Указывает на | Я, мы, каждый, | |||||||
Сколько? Кото- | предмет, признак, | иной, некто, тот, | ||||||||
рый? | но не называет его | ваш | ||||||||
Наречие | Где? Куда? Ко- | Признак действия. | Влево, завтра, нико- | |||||||
гда? Откуда? | Признак признака | гда, тут | ||||||||
Почему? Зачем? | ||||||||||
и Как? | ||||||||||
СЛУЖЕБНЫЕ | ЧАСТИ РЕЧИ | |||||||||
Части речи | Служат для | Примеры | ||||||||
союз | связи однородных членов и частей | Пришёл И увидел | ||||||||
сложного предложения | ||||||||||
предлог | связи слов в словосочетании | Пошёл В школу | ||||||||
частица | передачи дополнительных значений | НЕ пришёл | ||||||||
значения | ТОЛЬКО ты | |||||||||
ЗАДАНИЕ № 5
Предложения с прямой речью
1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:
А: «П». А: «П?» А: «П!»
3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начи-
наются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе
ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный
знак:
«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
1. Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возра-зить, прошептать, предложить и т.п.
Например:
М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».
«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький. «П», – а.
Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?» А: «П?»
«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.
«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.
ЗАДАНИЕ № 6
Предложения с обращением
Схемы Примеры предложений
О | |
…,О,…? | Что, царевич, ты не весел? (А.С.Пушкин) |
О | |
…,О? | Где ты был, Сережа? |
О | |
О,…! | Девицы красные, спойте мне песенку! |
О | |
О!…! | Друзья! Прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин) |
ЗАДАНИЕ № 7
Сложные предложения
1. Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.
2. Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.
Сложное предложение
СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ
Сложносочиненное Сложноподчиненное
Предложения равноправны
одно предложение подчиняется другому, т.е. одно - придаточное, другое – главное
соединены
сочинительными союзами
подчинительными союзами
интонацией и
смыслу
и, но, а, да, или, то…то, ни… ни, либо…либо и др.
когда, потому что, что, если, хотя, будто,
чтобы, так что, несмотря на то что и др.
+ союзными словами:
который, чей, какой, где, куда, откуда и др.
Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»
1. Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;
2. для этого в каждой части найдите грамматическую основу;
3. затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.
ЗАДАНИЕ № 8 | |||
Определение основной мысли | |||
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) | Проблема | |
(ЗАЧЕМ?) | (ПОЧЕМУ?) | ||
То, о чём говорится в | Цели, которые автор | Вопрос, о котором рас- | |
тексте | ставит перед собой (ЗА- | суждает автор | |
ЧЕМ пишется текст?), и | |||
личное мнение автора - | |||
то, к чему он пытается | |||
подвести читателя | |||
Спасение бездомного | Заботясь о животных, | Нужно ли заботиться о | |
щенка | человек проявляет свои | братьях наших мень- | |
лучшие качества: уме- | ших? Почему? | ||
ние сопереживать, доб- | |||
роту и ответственность. |
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
1. внимательно прочитать текст;
2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал выска-
зать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда ос-новная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выраже-на в первом или последнем предложении;
3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в зада-нии вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».
ЗАДАНИЕ № 9
Работа с текстом
Советы
1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исход-ный текст;
2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;
3. сначала сформулируйте ответ устно;
4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.
Например:
Исходное задание:
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Варианты ответов
По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки
не одному десятку поколений дятлов. или
Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» слу-
жила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложе-
нии 12.
или
Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».
ЗАДАНИЕ № 10 | |||||||
Типы речи | |||||||
Что делает | Рассказ о | 1. Завязка | Это мир в | 1. Ведущая часть | |||
предмет? | событиях, | 2. Развитие | движении | речи – глагол, обо- | |||
Что и как | действиях, | действия | (один кадр | значающий динами- | |||
произо- | происше- | 3. Кульминация | сменяет дру- | ку, особенно в фор- | |||
шло? | ствиях | (наивысшая | гой) | ме прошедшего | |||
повествование | точка) | времени (например, | |||||
4. Развязка | увидел, приехал, | ||||||
разработал). | |||||||
2. Последователь- | |||||||
ность событий. | |||||||
3. Частотны наречия | |||||||
места и времени | |||||||
(например, там, | |||||||
здесь, оттуда, | |||||||
завтра, вчера, ско- | |||||||
ро) | |||||||
Какой | Изображе- | Перечисление | Это мир в | 1. Ведущая часть | |||
предмет? | ние (описа- | общего и част- | покое | речи – существи- | |||
ние) какого- | ных признаков, | (одна фото- | тельное и прилага- | ||||
либо явле- | Впечатление о | графия) | тельное. | ||||
ния дей- | ком-либо или о | 2. Глагол статичен. | |||||
описание | ствительно- | чём-либо, воз- | 3. Предложения | ||||
сти: портре- | можен вывод. | простые. | |||||
та, пейзажа, | 1) общее пред- | ||||||
животного, | ставление опи- | ||||||
картины, | сываемого; | ||||||
интерьера | 2) описание де- | ||||||
талей, частей; | |||||||
3) отношение к | |||||||
описываемому. |
Почему | Размышле- | 1. Тезис | Это мысли о | 1. Частотны ввод- | ||
так, а не | ние о том, | (мысль, кото- | мире, а не | ные слова (напри- | ||
иначе? | почему | рую надо дока- | сам мир, по- | мер, во-первых, во- | ||
Что из это- | произошло | зать). | этому нельзя | вторых, итак, | ||
го следу- | что-либо, | 2. Аргументы | сфотографи- | например, следова- | ||
рассуждение | ет? | почему че- | (доказатель- | ровать | тельно), составные | |
Как быть? | ловек по- | ства). | союзы (например, | |||
ступает | 3. Вывод | для того чтобы, | ||||
именно так, | вследствие того | |||||
почему ав- | что, потому чт о) | |||||
тор пишет | 2. Богатый синтак- | |||||
именно об | сис (сложные пред- | |||||
этом | ложения, вводные | |||||
конструкции, | ||||||
обособленные обо- | ||||||
роты) |