Модуль5 Вопрос 57
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность). Наблюдения за развитием детей с врожденной слепоглухотой показывают большие возможности осязания и обоняния в освоении окружающего пространства.
Если не препятствовать активности такого ребенка и способствовать формированию у него хватания, сидения, прямохождения и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться свободной ориентировки в помещении и развития у него полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ними в соответствии с их назначением.
Ребёнку, лишённому зрения и слуха, обоняние доставляет разнообразие ощущений. Они имеют положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный фон. Из всех ощущений ни одно не связано так тесно с эмоциональным чувственным фоном, как обонятельное.
Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств
Ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепоглухих людей. Описаны случаи, когда слепоглухой человек полностью ориентировался в помещении на основе запахов или мог не только отличить в груде перчаток две, составляющие пару, но и отобрать две пары, принадлежащие двум сестрам. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы.
|
Известны наблюдения О. И. Скороходовой, когда она из запаха букета разных цветов сразу выделяла аромат белой лилии или на фоне запаха чернил вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духов[8].
На специальных коррекционных занятиях у детей развивают обонятельную чувствительность.
В результате дети учатся узнавать знакомый запах, выделяют его среди других (из 2-х, 3-х) и соотносят с предметом.
Составляют индивидуально ориентированную программу развития обонятельных ощущений.Сначала выясняют какие запахи не нравятся ребёнку, какие привлекают, вызывают интерес и любопытство.
В процессе обучения развитию обоняния, с целью формирования ориентаций в окружающем пространстве ребёнка учат принюхиваться. Для слепого ребёнка это особенно важно, т.к. этим он открывает для себя дополнительную возможность получения информации о свойствах вещей, возможность узнавания и различения людей и предметов. Нюхание предметов - это освоение (познание) окружающего мир. Затем ребёнок должен научиться
сосредотачивать внимание на запахе, его узнавать, запоминать, называть,
локализовать (столовая, медицинский кабинет и т.п.) Запахи классифицируем по группам:
- запахи продуктов питания (овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и др.);
- парфюмерные запахи (дезодорант, духи, одеколон и др.);
- медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.).
- запахи приправ и специй (лавровый лист, корица, гвоздика и др.);
|
- запахи растений (цветы, кустарники, лекарственные травы и т.д.);
- запахи моющих средств (стиральные порошки, сорта мыла и т.д.);
- бытовые запахи (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.); Все группы запахов классифицируются на. приятные и неприятные; знакомые и незнакомые; запахи человеческого тела; домашние запахи; «топографические» запахи (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой,запах глины - с мастерской).
Затем даются упражнения, на развитие обоняния и дифференциацию запахов.: «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное - несъедобное». На заключительном этапе коррекционной работы важно направить внимание ребёнка на упражнения по использованию обонятельной чувствительности в различных видах деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке.
Приемы работы по развитию обонятельной чувствительности:
1. Рассматривание (обследование) предмета.
2. Определение запаха предмета.
3. Жестовое обозначение.
4. Определение цвета предмета.
5. Соотнесение предмета с предметом.
6. Соотнесение предмета с картинкой.
7. Соотнесение предмета с табличкой.
8. Соотнесение с цветовой карточкой.
9. Работа с инструкциями. Дидактическая игра «Угадай по запаху».
1. Работа в альбоме. Рисование.
2. Работа с трафаретами.
В каких случаях можно использовать запахи?
1.При изучении ребёнком своего тела можно использовать предметы с запахами (крем, эфирные масла, глина, тесто с ванилином и т.д.), нанося их ребёнку на разные части тела. Это поможет ему лишний раз обратить внимание на своё тело способом ощупывания, поразглядывания, обнюхивания тела.
|
2.Запахи можно использовать для как метки в пространстве ослабления страхов ребёнка: знакомый запах поможет снизить уровень страха в незнакомом помещении, на незнакомой территории. В данном случае можно провести игру «Чем пахнет?», брызнув в незнакомом помещении знакомый запах освежителя воздуха. Ребёнок вспомнит запах своего класса, отсека и это его успокоит.
3. Страх можно и «занюхать », накапав несколько капель лимонного, мятного или масла ромашки на носовой платок. Вдыхая эти запахи, ребёнок начнёт успокаиваться, приобретать уверенность. А сладкий и резковатый запах сандалового масла не только успокоит, но и снимет тревоги и улучшит настроение.
4.Тренировать ребёнка в прослеживании «движения» ароматов: провести ароматизированной палочкой вверх и вниз относительно лица, обвести палочкой вокруг головы и т.п., закрепляя заданием типа: «Покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах». На занятиях продуктивной деятельностью надо акцентировать внимание детей на запахах клея, краски, бумаги. На занятиях ознакомления с окружающим - на запахи растений. Во время режимных моментов - на запах мыла, пасты и т.д.
Дети на занятиях по развитию обонятельной чувствительности показывают разные поведенческие реакции: успокаиваются, настораживаются, радуются, пугаются.
Обоняние - это дистантный анализатор, поэтому его можно применять при ориентировке в пространстве. Для ребёнка, у которого нарушено зрительное и (или) слуховое восприятие, запахи становятся значимыми метками, которые вполне можно использовать при освоении пространства. Благодаря обонянию слепоглухой ребёнок может определить местоположение различных предметов, узнать знакомых людей и т.д.
Таким образом, развитие обонятельной чувствительности у детей показали, что они способствуют положительной динамике в способности детей воспринимать, различать и успешно использовать запахи для получения более полной информации о происходящем вокруг, а также помогают лучше ориентироваться в пространстве и быту.