На основе представленного материала и с учетом текущей ситуации между Россией и США сделать анализ по внешнеполитическим отношениям этих стран.
СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРИТЕТА. РАЗРЯДКА
Учебные вопросы:
1. Причины разрядки
2. Советско-американские отношения
Вопрос.
Причины разрядки.
Здравомыслящие люди на Востоке и на Западе стали осознавать, особенно после Карибского кризиса, что обеспечить международную и, в первую очередь, европейскую безопасность на путях гонки вооружений, конфронтации, противостояния блоков невозможно. Накопленные горы оружия, в том числе ракетно-ядерного, количество которого все увеличивалось, показали политикам, что победителя в будущей войне не будет. Оружием, которое уже имелось, можно было уничтожить все живущее на Земле 15 раз.
Наметился медленный процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами. Важным этапом стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. В 1968 г. был подписан одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне Договор о нераспространении ядерного оружия. К началу 1970 г. к нему присоединилось около 100 государств.
Постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом, новая полоса взаимоотношений между социалистическими и капиталистическими странами была названа «разрядкой международной напряженности.
Переход от конфронтации к разрядке имел свои причины и побудительные мотивы. Гонка вооружений 1960-х гг. привела к тому, что к началу 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета с США. США признали эту новую реальность, т. е. тот факт, что СССР способен причинить «неприемлемый ущерб» США даже вторым ударом. Возникла необходимость совместно разрабатывать условия, соблюдение которых позволило бы предотвратить всеобщую ядерную войну. Разрядка материализовалась в ряде советско-американских соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) и систем противоракетной обороны (ПРО).
|
Шаги по пути к разрядке между Востоком и Западом начались с середины 1960-х гг. с улучшения отношений СССР с западноевропейскими странами. Разрядку в Европе открыл первый в послевоенные годы визит президента Франции генерала Шарля де Голля в Москву, который состоялся летом 1966 г. В Москве Шарлю де Голлю была оказана радушная встреча. Результатом визита стало быстрое развитие советско-французских экономических связей.
В начале 1970-х гг. произошла нормализация отношений с ФРГ. СССР долго добивался этого на основе признания государственных границ, сложившихся в результате второй мировой войны. Однако только с приходом к власти в ФРГ партии социал-демократов (1969 г.) во главе с В. Брандтом, длительные переговоры завершились подписанием в 1970 г. Договора, согласно которому обе стороны согласились соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах.
Подобные договоры были заключены ФРГ с Польшей (декабрь 1970 г.), ГДР (1972 г.), Чехословакией (декабрь 1973 г). Оздоровлению обстановки в Европе содействовало заключение в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения СССР, ФРГ, Англии и Франции по Западному Берлину, которое отчасти решало спорный западноберлинский вопрос. В договоре заявлялось о неприменении силы или угрозы силой в урегулировании вопросов по Западному Берлину.
|
Постепенно были нормализованы двухсторонние отношения СССР практически со всеми европейскими странами (за исключением социалистической Албании, отношения с которой были разорваны в 1961 г. из-за прокитайской позиции последней).
В годы разрядки все большее развитие получало заключение долгосрочных соглашений. К примеру, в 1973 г. была подписана 10-летняя программа советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности, в 1974 г. — соглашение на 10 лет о сотрудничестве в различных сферах с Италией, в 1978 г. –– соглашение на 25 лет с ФРГ о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества в области экономики и промышленности. Оно было рассчитано на 25 лет. Были заключены соглашения с Японией, ФРГ и другими странами об их участии в осуществлении крупных экономических проектов в СССР на компенсационной основе (за предоставляемые ими кредиты и оборудование расчет шел частью продукции строящихся объектов). В Москве были открыты отделения ряда иностранных банков. В 1970-е гг. резко вырос товарооборот с капиталистическими государствами (с 4,7 млрд. рублей до 31,6 млрд. рублей).
Вопрос.
Советско-американские отношения.
Позитивно сказалось на европейской разрядке улучшение советско-американских отношений. Первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву состоялся в мае 1972 г. В результате переговоров глав двух государств в Москве были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), «Основы взаимоотношений между СССР и США». Стороны обязались делать все возможное, чтобы избежать военной конфронтации и предотвращать возникновение ядерной войны, развивать всестороннее мирное сотрудничество.
|
.
В ходе советско-американских встреч на высшем уровне (июнь 1973 г., июнь — июль 1974 г., ноябрь 1974 г.) были подписаны важные соглашения, которые закрепили поворот от конфронтации к нормальным отношениям и взаимовыгодному сотрудничеству двух стран. В области ограничений в наращивании вооружений были подписаны соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1, 1972 г.), соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 г.), об ограничении подземных ядерных испытаний (1974 г.), ряд других. В июле 1979 г. в результате многолетних переговоров был подписан договор об ОСВ-2, который хотя и не был ратифицирован американским Сенатом из-за ввода советских войск в Афганистан, но ограничил гонку вооружений. В 1972—1975 гг. была подписана целая серия договоров о развитии сотрудничества между СССР и США в самых различных областях (по мирному использованию атомной энергии, в области сельского хозяйства, транспорта, исследованию Мирового океана, науки, техники, образования, культуры). Летом 1975 г. символизировал улучшение отношений совместный космический полет двух кораблей — «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР).
Переговорный процесс шел интенсивно и был результативен. Достаточно сказать, что из 100 договоров и соглашений, заключенных со времени установления дипломатических отношений между СССР и США в 1933 г. и до конца 70-х гг. на 1972—1975 гг. приходится свыше 40. В 1971—1976 гг. общий объем советско-американской торговли вырос в 8 раз, притом, что товарооборот в целом между Востоком и Западом увеличился за эти годы в 5 раз.
В условиях разрядки стали возможны созыв и плодотворная работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Идея созыва совещания по обеспечению коллективной безопасности в Европе в 1969 г. была предложена от имени стран-участниц Варшавского договора. В 1970 году правительство Финляндии предложило правительствам 35 стран провести его в Хельсинки. Вершиной процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. главами 33 стран Европы, США и Канады Заключительного акта совещания. Совещание в Хельсинки положило начало новому уникальному явлению в европейской истории, которое стали называть Общеевропейский (или Хельсинский) процесс. Он со временем стал играть все более заметную роль в усилиях по развитию сотрудничества европейских стран, по обеспечению европейской безопасности. Страны-участницы Совещания учредили Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она работает на постоянной основе до настоящего времени.
Руководители многих европейских стран неоднократно заявляли, что разрядка, высшим проявлением которой было Совещание в Хельсинки, приносит выгоды всем странам, что ей нет разумной альтернативы. Но с течением времени на Западе стала распространяться мысль, что СССР получил от Совещания бoльше выгоды, чем Запад, что ему были сделаны слишком существенные уступки, что разрядка вообще приносит односторонние выгоды Советскому Союзу, представляет собой «улицу с односторонним движением».
Разрядка не стала постоянным фактором международных отношений. Очень скоро она сменилась обострением положения в мире, конфронтацией между Востоком и Западом. Сказались коренные различия противостоящих систем — капитализма и социализма. Положительные результаты разрядки подрывались как политикой США, так и действиями руководства Советского Союза. Их глобальное противоборство за доминирование в мире продолжалось.
Глобалистские интересы США и СССР продолжали сталкиваться в «третьем мире». В Москве, полагая, что переход к разрядке произошел по причине изменения соотношения сил в мире в пользу социализма и ослабления позиций капитализма, решили, что разрядка открывает перспективу для усиления влияния СССР и распространения социализма. Ареной этих процессов в Москве представлялись прежде всего страны «третьего мира». Расчеты США, что в обмен на признание зоной влияния СССР Восточной Европы (социалистических стран) Москва не будет добиваться доминирования в других регионах мира, не оправдались.
К окончательному краху разрядки привело решение политического руководства СССР ввести войска в соседний Афганистан. На волне нарастания напряженности советско-американских отношений в 1980 г. президентом США был избран Р. Рейган — политик, который был настроен непримиримо к СССР и социализму как общественной системе. При Р. Рейгане (а он был переизбран президентом и на второй срок) в США был объявлен «крестовый поход» против социализма, а Советский Союз Р. Рейган рассматривал не иначе как «империю зла». Идеологическое противоборство сопровождалось демонстративными акциями конфронтации, вроде отказа большинства западных стран от участия в Олимпийских играх 1980 г. в Москве. В 1984 г. уже СССР и его сотрудники по социалистическому содружеству отказались участвовать в Олимпиаде, которая проводилась в Лос-Анджелесе. Нагнетание конфронтации происходило всю первую половину 1980-х гг., вплоть до начала перестройки.
К концу 1970-х гг. США пересмотрели способы борьбы с советским влиянием и социализмом как общественной системой, придя к выводу, что экономическое изматывание СССР гонкой вооружений, подрыв идеологических догм социализма путем критики социалистической системы по гуманитарным проблемам может принести реальный успех.
Советское руководство не видело (или не хотело видеть), что во второй половине ХХ в. безопасность страны во все большей степени зависела от развития ее экономического и научно-технического потенциала. Происходила девальвация военной силы как главного фактора мощи государства.. Военные расходы в СССР и США были приблизительно одинаковы, но по внутреннему национальному продукту (ВНП) США превосходили СССР в 3—4 раза. Западные политики добивались главного: заставить СССР расходовать на оборону столько, чтобы это оказалось ему не по силам.
«Последней каплей» стала американская программа стратегической оборонной инициативы (СОИ), известная как программа «звездных войн». Президент США Р. Рейган провозгласил ее в 1983 г. Соревнование в гонке вооружений перемещались в космос. Оно требовало колоссальных расходов, новейших технологий. Для США главным было втянуть СССР в новый виток гонки вооружений. СССР вынужден был признать, что не в состоянии в этом отношении соревноваться с США.
Советский Союз задыхался в гонке ракетно-ядерных вооружений. Советская дипломатия активизировала внешнеполитическую деятельность, стремясь добиться стратегических вооружений, не допустить размещения оружия в космосе. Однако противостояние сверхдержав нарастало. Намерение США разместить в Европе среднего радиуса действия (РСД) его усугубило. Усилия, направленные на то, чтобы преодолеть кризис между Востоком и Западом предпринимала и приемники Л. Брежнева –– сначала Ю. Андропов, потом К. Черненко. Однако в годы их руководства страной международная обстановка предельно обострилась.
Только осенью 1984 г. советское руководство ответило на предложение американской стороны вернуться к диалогу Восток – Запад. В Вашингтоне состоялась встреча министра иностранных дел СССР А. Громыко и президента США Р. Рейгана. За этой встречей последовали новые контакты.
С приходом к власти М. Горбачева в марте 1985 г. и началом перестройки в СССР произошли перемены во внешней политике СССР, известные, как «новое политическое мышление».
По инициативе СССР в марте 1985 г. между СССР и США начались новые переговоры по ядерным и космическим вооружениям. Перестройка в СССР открыла новый этап отношений СССР и западных стран, который к началу 1990-х гг. привел к окончанию «холодной войны».