Пояснительная записка.
Цели и задачи дисциплины (модуля).
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов базовых знаний о некоторых влиятельных мифологиях мира. Задачи освоения дисциплины заключаются в анализе студентами 1) источников изучения, 2) структур, систем и практик некоторых влиятельных мифологий мира.
1. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина относится к Вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Она имеет логическую и содержательно-методическую связь с некоторыми модулями таких предшествующих дисциплин ООП, как «Информатика» (1 семестр), «Историко-культурная библиография» (1 семестр), «Первобытное общество» (1 семестр), «История древнего мира» (2 семестр), «Философия» (2 семестр), «Этнология и социальная антропология»
(2 семестр), «Древности Востока» (3 семестр), «История мировой культуры» (3 семестр), «История средних веков» (3, 4 семестр), «Источниковедение» (3 семестр), «История отечественной культуры» (4 семестр). Поэтому при освоении дисциплины студентам будут необходимы знания, умения и готовности, приобретённые в результате освоения указанных предшествующих дисциплин.
В частности, обучающиеся должны будут 1) обладать базовыми знаниями в области философии, в соответствующих областях всеобщей и отечественной истории, в области этнологии, источниковедения, в области истории мировой и отечественной культуры; 2) уметь понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; 3) уметь работать в библиотеках и владеть навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; 4) иметь готовность составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографические списки по тематике проводимых исследований.
Кроме этого, освоение дисциплины необходимо как предшествующее при освоении дисциплин «Актуальные проблемы историко-культурного знания. Часть 1» (5 семестр), «Современные когнитивные приёмы историко-культурного познания» (5 семестр), «Сравнительная история мировых религий» (7 семестр).
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (см. соответствующий ФГОС ВПО): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: в базовом виде некоторые влиятельные мифологии мира.
Уметь: понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию об 1) источниках изучения, о 2) структурах, системах и практиках некоторых влиятельных мифологий мира.
Владеть: навыками составления библиографических списков, подготовки докладов, словарей, контрольных работ по мифологии.
Структура и трудоёмкость дисциплины.
Дисциплина изучается в 4 семестре. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоёмкость дисциплины составляет
3 зачётных единицы, 108 часов.
3. Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№ | Тема | Недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Итого количество баллов | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
Модуль 1. Пропедевтика дисциплины, проблемы мифологии древнейших цивилизаций. | ||||||||
1. | Мифология как социокультурный феномен. | 1–2 | 0–4 | |||||
2. | Древнемесопотамская мифология. | 3–4, 2–4 | 2,5 | 6,5 | 1,5 | 0–13 | ||
3. | Древнеегипетская мифология. | 5–6, 4–6 | 2,5 | 6,5 | 1,5 | 0–13 | ||
Всего | 1–6 | 0–30 | ||||||
Модуль 2. Проблемы мифологии древних цивилизаций. | ||||||||
4. | Древнеиранская мифология. | 7–8, 6–8 | 2,5 | 6,5 | 1,5 | 0–10 | ||
5. | Древнеиндийская мифология. | 9–10, 8–10 | 2,5 | 6,5 | 0–10 | |||
6. | Мезоамериканская мифология. | 11–12, 12–14 | 2,5 | 6,5 | 1,5 | 0–10 | ||
Всего | 7–12, 6–14 | 7,5 | 19,5 | 0–30 | ||||
Модуль 3. Проблемы мифологии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. | ||||||||
7. | Древнегреческая мифология. | 13–15, 14–16 | 1,5 | 0–20 | ||||
8. | Древнеримская мифология. | 16–18 | 2,5 | 8,5 | 1,5 | 0–20 | ||
Всего | 13–18 | 5,5 | 17,5 | 0–40 | ||||
Итого (часов, баллов) | 1–18 | 0–100 | ||||||
Из них в интерактивной форме | 3–18 | 0–11 |
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Итого количество баллов | |||||
Доклад | Коллоквиум | Ответ на семинаре | Словарная работа | Проверочная работа | Контрольная работа | |||
Модуль 1. Пропедевтика дисциплины, проблемы мифологии древнейших цивилизаций. | ||||||||
1. Мифология как социокультурный феномен. | 0–3 | 0–1 | 0–4 | |||||
2. Древнемесопотамская мифология. | 0–4 | 0–2 | 0–3 | 0–3 | 0–1 | 0–13 | ||
3. Древнеегипетская мифология. | 0–4 | 0–2 | 0–3 | 0–3 | 0–1 | 0–13 | ||
Всего | 0–8 | 0–4 | 0–6 | 0–9 | 0–3 | 0–30 | ||
Модуль 2. Проблемы мифологии древних цивилизаций. | ||||||||
4. Древнеиранская мифология. | 0–3 | 0–1 | 0–2 | 0–3 | 0–1 | 0–10 | ||
5. Древнеиндийская мифология. | 0–3 | 0–1 | 0–2 | 0–3 | 0–1 | 0–10 | ||
6. Мезоамериканская мифология. | 0–3 | 0–1 | 0–2 | 0–3 | 0–1 | 0–10 | ||
Всего | 0–9 | 0–3 | 0–6 | 0–9 | 0–3 | 0–30 | ||
Модуль 3. Проблемы мифологии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. | ||||||||
7. Древнегреческая мифология. | 0–4 | 0–2 | 0–3 | 0–4 | 0–2 | 0–5 | 0–20 | |
8. Древнеримская мифология. | 0–4 | 0–2 | 0–3 | 0–4 | 0–2 | 0–5 | 0–20 | |
Всего | 0–8 | 0–4 | 0–6 | 0–8 | 0–4 | 0–10 | 0–40 | |
Итого | 0–25 | 0–11 | 0–18 | 0–26 | 0–10 | 0–10 | 0–100 | |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объём часов | Кол-во баллов | |
Обязательные | Дополнительные | |||||
Модуль 1. Пропедевтика дисциплины, проблемы мифологии древнейших цивилизаций. | ||||||
1. 1. | Мифология как социокультурный феномен. | Подготовка к проверочной работе. | Подготовка словарной работы. | 1–2 | 0–4 | |
1. 2. | Древнемесопотамская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе. | Подготовка доклада, словарной работы. | 3–4, 2–4 | 6,5 | 0–13 |
1. 3. | Древнеегипетская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе. | Подготовка доклада, словарной работы. | 5–6, 4–6 | 6,5 | 0–13 |
Всего по модулю 1 | 0-30 | |||||
Модуль 2. Проблемы мифологии древних цивилизаций. | ||||||
2. 4. | Древнеиранская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе. | Подготовка доклада, словарной работы. | 7–8, 6–8 | 6,5 | 0–10 |
2. 5. | Древнеиндийская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе. | Подготовка доклада, словарной работы. | 9–10, 8–10 | 6,5 | 0–10 |
2. 6. | Мезоамериканская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе. | Подготовка доклада, словарной работы. | 11–12, 12–14 | 6,5 | 0–10 |
Всего по модулю 2 | 19,5 | 0–30 | ||||
Модуль 3. Проблемы мифологии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. | ||||||
3. 7. | Древнегреческая мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе, подготовка контрольной работы. | Подготовка доклада, словарной работы. | 13–15, 14–16 | 0–20 | |
3. 8. | Древнеримская мифология. | Подготовка к семинару, коллоквиуму, проверочной работе, подготовка контрольной работы. | Подготовка доклада, словарной работы. | 16–18 | 8,5 | 0–20 |
Всего по модулю 3 | 17,5 | 0–40 | ||||
ИТОГО | 0–100 |