Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни
1. Дата обследования__________________________2. Фамилия, имя ребенка_______________________________ возраст _________________________________
3. Данные доречевого и предречевого анамнеза________________________________________________________________________________________________
4. Состояние слуха (по заключению специалиста)______________________________________________________________________________________________
5. Состояние зрения (по заключению специалиста)_____________________________________________________________________________________________
Данные наблюдения и обследования
6.1. Череп: стигмы дизэмбриогенеза черепа | 6.2. Лицо стигмы дизэмбриогенеза симметрия мимической мускулатуры парез, паралич | Лицо. Мимика живая, выразительная вялая, маловыразительная лицо амимичное |
Лицо. Тонус мимических мышц: физиологический гипотонус гипертонус дистония | Лицо. Нос: строение не нарушено деформация носа западение спинки носа атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние двусторонние атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние другие аномалии строения | 6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с ОП ЦНС, синдромом ДЦП |
6.4. Артикуляционный аппарат. Верхняя челюсть: без особенностей расщелина справа/слева полная/неполная двусторонняя: полная/ неполная другие аномалии строения | Артикуляционный аппарат. Нижняя челюсть: без особенностей аномалии | Тонус мышц нижней челюсти: физиологический гипотонус гипертонус дистония |
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования): в полном объеме ограничено опускание челюсти ограничены боковые движения ограничены движения при открывании рта ограничены движения при закрывании рта нарушено откусывание нарушено жевание другие нарушения движений Соотношение между верхней и нижней челюстью: не нарушено тенденция к формированию прогении тенденция к формированию прогнатии | Губы. Строение: без особенностей толстые тонкие наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная двусторонняя: полная; неполная наличие пареза мышц губ деформация верхней губы деформация нижней губы укорочение верхней губной уздечки другие аномалии строения | Губы. Положение губ в покое: губы сомкнуты спастическое напряжение губ плотное смыкание рта губы плотно не смыкаются рот полуоткрыт губы вялые перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево опускание угла рта вниз: справа; слева |
Губы. Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования): движения в полном объеме губы не округляются при присасывании пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон ребенок быстро устает во время еды не снимает пищу губами при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева другие нарушения движений | Губы. Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта: физиологический гипотонус гипертонус дистония насильственные движения в мышцах губ тремор гиперкинезы | Язык. Строение: без особенностей толстый тонкий большой, массивный узкий, “игольчатый” складчатый кончик языка не выражен кончик языка раздвоен другие аномалии строения языка |
Язык. Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка. Положение языка в покое: язык по средней линии язык тонкий, распластан в полости рта напряженный, отодвинут назад (кзади) спинка языка приподнята спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх кончик языка приподнят кверху кончик языка не выражен язык отклоняется в правую сторону язык отклоняется в левую сторону синюшный цвет языка | Язык. Непроизвольные движения языка: движения в полном объеме ограничены движения в правую сторону ограничены движения в левую сторону ограничены движения кверху ограничены движения книзу ограничены движения кзади ограничены движения кончика языка вперед складывается “лодочкой” упирается кончиком в твердое небо другие нарушения движений Мышечный тонус языка: физиологический гипотонус гипертонус дистония | Язык. Синеет при непроизвольных движениях: больше справа больше слева кончик языка весь язык Насильственные движения языка: тремор гиперкинезы фибриллярные подергивания |
Подъязычная уздечка: без особенностей укорочена укороченная уздечка с массивным тяжем наличие двух и более укороченных тяжей другие аномалии строения | Твердое небо: строение: без особенностей высокое узкое уплощенное широкое плоское наличие расщелины другие аномалии строения | Мягкое небо: cтроение: без особенностей наличие расщелины другие аномалии строения наличие пареза: отклонение увуля от средней линии вправо (при крике); отклонение увуля от средней линии влево (при крике); провисание всей небной занавески; |
непроизвольные движения мягкого неба: движения в полном объеме; затруднено глотание; поперхивание при глотании; попадание пищи в нос; | наличие саливации: появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.); слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон; интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях | 6.5. Наличие оральных синкинезий |
6.6. Дыхательный аппарат. Тип дыхания: брюшное дыхание (до 6 мес.); смешанное дыхание (после 6 мес.); инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина); стридорозное дыхание. Ритм дыхания: без особенностей дискоординация вдоха и выдоха нарушение ритма дыхания, сосания, глотания нарушение ритма дыхания, жевания, глотания нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции поверхностный вдох укороченный, слабый выдох наличие утечки воздуха через носовые ходы | 6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции: Крик: громкий звонкий достаточно сильный интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста) наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста) тихий маловыразительный слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом захлебывающийся истощающийся визгливый прерывающийся сдавленный пронзительный болезненный с носовым оттенком отдельные всхлипывания на вдохе отдельные вскрикивания на вдохе крик афоничный вместо крика гримаса на лице другие особенности крика крик отсутствует | раздражители, вызывающие крик: физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.) часто беспричинно кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста): громкий звонкий достаточной силы тихий слабый захлебывающийся истощающийся с носовым оттенком (нозализованный) плач афоничный другие особенности плача Кряхтенье: активное слабое нет звуков кряхтенья Причмокивание: активное слабое нет звуков причмокивания |
Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста). Повизгивание: активное; слабое; нет звуков повизгивания. Хныканье: активное; слабое; нет звуков хныканья. Радостные возгласы: активные; слабые; нет звуков. Смех (с 4 мес.): радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение; нет радостных возгласов и смеха. | 6.8. Предпосылки формирования активной речи. Звуки гуканья, гыканья:(с 1 мес): издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; активное, частое гуканье; редкие звуки гуканья; звуки гуканья: раздражители, вызывающие гуканье: непроизвольно; на присутствие взрослого в поле зрения ребенка; на эмоционально-речевое общение со взрослым; на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка; на тактильное прикосновение взрослого; при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики; звуков гуканья нет. | Звуки гуления (с 2 мес): повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни); гулит (4 мес.); активное, частое гуление; редкие звуки гуления; звуки гуления раздражители, вызывающие гуление: непроизвольно в комплексе оживления (с 3 мес) на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей: только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики звуков гуления нет. |
Певучее гуление (с 5 мес.): активное певучее гуление редкие звуки певучего гуления звуки певучего гуления раздражители, вызывающие певучее гуление: непроизвольно на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики звуков певучего гуления нет | Лепет (с 6 мес.): произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес): интонированный; однообразные слоги лепета; неинтонированный; отдельные слоги лепета нет отдельных слогов лепета; | подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес): лепет интонированный лепет неинтонированный слоги лепета нет слогов лепета громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес) слоги лепета разнообразные слоги лепета однообразные лепет интонированный лепет неинтонированный слоги лепета нет слогов лепета |
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.): слоги лепета разнообразные слоги лепета однообразные произосит слоговые цепочки произносит отдельные слоги лепета редкие слоги лепета недифференцированные звуки лепет интонированый лепет неинтонированный произносимые слоги, звуки | раздражители, вызывающие лепет: непроизвольно в ходе предметно-делового общения со взрослым на присутствие взрослого в поле зрения ребенка на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка) на эмоционально-речевое общение со взрослым на звук игрушки на яркую игрушку в поле зрения ребенка на тактильное прикосновение взрослого при сочетании ряда раздражителей только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги звуков лепета нет | подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.): не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги. Первые лепетные слова (с 11 мес.): наряду с лепетом пользуется лепетными словами редко пользуется лепетными словами произносимые лепетные слова нет первых лепетных слов легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес) не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова |
Звуковая активность ребенка повышается: в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого при сочетании различных форм общения. | 6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.) 6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.) 6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.) | 6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.) 6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.) Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук |
Мышечный тонус рук: гипотонус гипертонус дистония положение кисти рук: ротация кнаружи ротация вовнутрь положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных пальцы разведены | зрительно-моторная координация рук: приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.) приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.) фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.) наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.) перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.) | формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: ладонный захват захват нижней третью пальцев рук захват верхней третью пальцев рук захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.) захват тремя пальцами (с 10 мес.) указательный жест (с 9 мес.) |
6.14. Движения общие 7. Речевое заключение 8. Задачи (рекомендации) логопедической работы: 9. Подпись логопеда. |
|