И днём и ночью кот учёный




Методическая разработка

Квест-игра «В поисках кота из Лукоморья»

Аннотация. Для любого дошкольника сказки – это увлекательный мир, в котором разговаривают животные, птицы, где добро побеждает зло. В квест-игре «В поисках кота из Лукоморья» закрепляются знания детей сказок А.С.Пушкина. Она разработана для детей 6-7 лет, но будет интересна и для детей младшего школьного возраста.

Содержание.

Вводная часть: создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Основная часть: выполнение задания.

Заключительная часть: подведение итогов.

Цель: формирование у детей интереса к сказкам А. С. Пушкина через игровую деятельность.

Задачи:

- закреплять знание сказок А. С. Пушкина;

- развивать внимание, мышление, память;

- развивать навыки коллективной работы;

- воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса.

 

Предварительная работа: чтение с детьми сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям, изготовление макета дуба.

 

Методы:

Словесный: беседа, использование художественного слова, вопросы к детям.

Проблемный: постановка проблемной ситуации.

Практический: составление картины из нескольких частей, «раскалывание» орешков.

Игровые: игра-эстафета «Кто быстрее достанет подсказку».

Приемы: сюрпризный момент, смена деятельности.

Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности обращение к каждому из детей, учитывая их индивидуальные особенности.

 


Ход квест-игры

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», который читали прошлый раз. К тому же у нас есть повод, готов дуб из этой поэмы.

 

(В группе стоит макет дерева с цепью и русалкой.

Воспитатель читает первые 4 строчки.)


У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.


 

(Возможно, дети заметят, что кот исчез. Если нет, то обратить на это их внимание)

 

Воспитатель: И правда, где кот? Вчера же он был здесь. Погодите, а это что? Конверт. Может, это кот нам оставил? Давайте прочитаем.

«Кота я забрал к себе. Мне одному скучно, пусть теперь меня веселит, развлекает. Если он вам очень нужен, можете его забрать. Но дорога ко мне далека и трудна. Пройти его не так-то просто. До встречи! Чародей.»

Воспитатель: Ребята, кота будем возвращать, или пусть он остаётся у Чародея?

Дети: Будем возвращать.

 

Основная часть:

Воспитатель: Тогда, для начала, скажите, кто такой Чародей?

Дети: Волшебник, колдун.

Воспитатель: Получается, он приготовил нам коварные, хитрые задания. Вы не боитесь трудностей?... Тогда вперёд. А с чего начнём? Погодите, в конверте ещё что-то есть.

(В конверте лежит лист дубовый)

Воспитатель: От какого дерева этот лист? Что может означать этот лист? Я думаю, что подсказка связана с этим деревом.

(На ветке дуба находят яблоко.)

В сказках может происходить что угодно. Даже на дубе яблоко вырастет. Ребята, а на самом деле на дубе что растёт?

Дети: Жёлуди.

Воспитатель: А на каком дереве яблоки растут?

Дети: На яблоне.

Воспитатель: Какие ещё деревья вы знаете, которые растут в нашей местности?

Дети:…….

Воспитатель: Ни на одном дереве яблоки больше не растут? А как же одно яблоко может нам помочь отыскать кота?

Дети: А вот ещё корзина с яблоками стоит.

Воспитатель: Давайте посмотрим, может что-нибудь получится.

(Под корзиной опять конверт.)

Воспитатель: Молодцы! Откроем и посмотрим.

Здесь листок с вопросами, на которые надо ответить:

1. В какой сказке А.С.Пушкина встречается яблоко? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

2. Какое было яблоко? (отравленное)

3. Кто съел отравленное яблоко? (царевна)

4. Как звали жениха у царевны? (Елисей)

5. К кому обращался Елисей за помощью при поиске невесты? (к солнцу, луне, ветру)

6. Выбери лишний предмет из данной сказки: зеркальце, корыто, яблоко, клюка.

Дети: Корыто.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Оно из другой сказки.

Воспитатель: Какой?

Дети: Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Воспитатель: А что такое корыто?

Дети: Это таз овальной формы.

Воспитатель: Правильно, ребята, это предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота и пр.

В сказке из чего было сделано корыто?

Дети: Из дерева. Оно сделано из широкого бревна, расколотого пополам и выдолбленного с плоской стороны. В нынешнее время корыто бывает и металлическое, и медное, и пластмассовое.

Воспитатель: И что же нам дальше делать? Куда дальше идти? Наверное, вспомнить надо сказку, о чём и о ком она.

Дети: О старике, старухе и рыбке. О море….

Воспитатель: Оглянитесь вокруг, может что-то вам напомнит о сказке.

Дети: Аквариум с рыбкой.

Воспитатель: Возможно. Надо проверить. А вы ведь правы – здесь, за аквариумом, какие-то фрагменты бумаги лежат. Что же это может быть?

Дети: Эти части от целой картинки. Надо собрать картинку.

(Дети собирают 3 картинки из частей)

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Иллюстрации из «Сказки о царе Салтане……(белка – приложение)

Воспитатель: И во всех картинках белка орешки грызёт. Видно здесь спрятана ещё одна подсказка.

Дети: Вот на полке сидит белка. Рядом с белкой коробочка с орешками.

(Орешки – это контейнеры от шоколадных яиц.)

Воспитатель: Ребята, а в нашем лесу живут белки? (ДА) Каких диких животных нашего леса ещё вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: А здесь опять нам послание: Найдёте подсказку – найдёте кота.

(в 4 орехах лежат слова-подсказки)

И где же эта подсказка? Что белка в сказке делала?

Дети: Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. Подсказки внутри орехов. Надо все орешки расколоть.

Воспитатель: Ну, тогда мы с вами поиграем. Разделитесь на две команды, постройтесь в колонны по одному. Каждый по очереди будете подходить к коробочке с орешками, открывать их, складывать скорлупки в одну коробку, ядра в другую. Найдёте, подсказку, несёте мне. 1,2,3, беги.

Воспитатель: Перед нами 4 слова-подсказки: верёвка, полба, заяц, оброк. Вам они о чём-то говорят?

Дети: Слова со Сказки о попе и о работнике его Балде.

Воспитатель: А ведь вы правы. Все эти слова встречаются там. Сказку угадали, но я не понимаю, в каком направлении нам дальше двигаться. Давайте порассуждаем.

- Как использовали в сказке верёвку? (Балда верёвкой море морщил, т.е. крутил верёвкой так, что поднимались волны над морем).

- Давайте с вами вспомним, что такое полба? (каша из особого сорта пшеницы, которым питался Балда).

- Что в сказке делал заяц? (Балда поймал и принёс 2 зайцев для соревнования с бесёнком)

- А в чём Балда принёс зайцев? (в мешке)

- Как вы понимаете слово «оброк»? (у Пушкина – это дань, деньги)

А если это деньги, как Балда их унёс? В чём он принёс Попу оброк?

Я думаю, не зря так часто нам встречается слово мешок. Может это и есть подсказка?

(Находим в группе мешок, в котором находится кот учёный)

 

Заключение:

Воспитатель: Ура! Ребята! Мы нашли нашего кота. Давайте вернём его на своё место на нашем дубе. Все молодцы!

Кто запомнил, какие сказки А.С.Пушкина мы с вами сегодня вспомнили?

Дети:

1 – Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

2 – Сказка о рыбаке и рыбке.

3 – Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

4 – Сказка о попе и работнике его Балде.

Воспитатель: Прекрасно. За такую хорошую и слаженную работу мы заслужили сегодня просмотр сказки А.С.Пушкина. А какая эта будет сказка, сюрприз!

 

Список использованных источников:

https://stih.su/pushkin/detskie-skazki/

https://infourok.ru/slovar-ustarevshey-leksiki-skazok-aspushkina-1609729.html

Приложение:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: