Лю Цзин,
г. Фэндусянь,
Восемь заповедей включают: «не употреблять спиртное», «не быть сладострастным», «не стремиться к обогащению», «не раздражаться», «не быть тщеславным», «не действовать вслепую», «не зазнаваться», «не лениться». Если занимающийся цигун в течение длительного времени будет настойчиво соблюдать эти восемь заповедей, то сможет стать буддой (не иметь забот и печалей) и «бессмертным» (не болеть, не страдать).
1. «Не употреблять спиртное» — означает не употреблять спиртное, острое, не курить.
Во время курения образуются смолы, никотин, окись углерода и ряд других вредных веществ. Способность контроля нервной системы у курящих снижена, что мешает достигать «состояния покоя» во время занятий. Велик вред от курения для окружающих.
Употребление спиртного ведет к тому, что слабеют функции коры головного мозга, понижается способность клеток печени разлагать яды, возникает опасность заболеваний сердца. Это неблагоприятно возбуждает организм и должно быть исключено.
2. «Не быть сладострастным». Все подлежит регулированию. «Труд и регулирование — основа здоровья». Наши предки говорили: «Не в глазах хаос, но в сердце». Видеть красоту (людей, вещи) и оставаться спокойным, значит укреплять семя (цзин). «Укрепление здоровья — это прежде всего укрощение желаний», «тот, кто стремится укрепить здоровье, прежде всего бережет свое семя; достаточно семени — будет крепка ци, крепка ци — будет прочен дух (шэнь), прочность духа — это здоровье, нормально работают внутренние органы — кожа блестит, глаза ясные, слух острый, сохраняются бодрость и энергичность до старости лет». Нужно не только регулировать свои сексуальные желания, очень важно также ограничивать себя в еде и питье. Это — один из принципов долголетия.
|
3. «Не стремиться к обогащению». Занимающийся цигун должен честно и бескорыстно служить обществу, строго блюсти законы. Если сознание замутнено мыслями о личной выгоде, то тогда очень трудно достигать «состояния покоя», а значит и благоприятных результатов в своих занятиях цигун. Более того, возникает опасность серьезных отклонений, например, так называемого «временного помешательства». Следует быть щедрым, использовать любую появляющуюся возможность оказывать необходимую материальную помощь нуждающимся в ней*.
* Оказывать помощь — сложная наука, особенно если речь идет о материальной помощи. Помогать нужно тем, кто на самом деле в помощи нуждается. Но не все, кто просит, ее заслуживают. Помощь, оказываемая из неверно понимаемого чувства жалости, сострадания, зачастую способствует духовному падению человека и виноватым в этом будет и тот, кто искренне хотел добра своему ближнему. Трудные обстоятельства, в которых оказывается человек, как правило, являются наилучшими для него, призванными научить его. Они сами и есть Помощь. Помогать всегда нужно тем, кто хочет, пытается двигаться в нужном направлении, но ему не хватает сил. И всегда отличной помощью является искреннее желание добра человеку и вера в него. — Прим. ред.
4. «Не раздражаться». Согласно статистике, примерно 75% людей с плохим настроением заболевают, а вот лечебной цены хорошего настроения нет: оно бесценно. Эмоциональное напряжение, тоска, беспокойство, ревность и другие подобные настроения ведут к тому, что нервная и эндокринная системы, пищеварение, кровообращение расстраиваются, слабеет иммунитет, сопротивляемость организма заболеваниям падает, в конце концов наступает болезнь. Если же постоянно поддерживать покой и умиротворенность в душе, стабильно хорошее настроение, постоянно стремиться помочь добром людям, то, как говорится в главе «Шангу тянь чжэнь лунь» трактата «Су вэнь», «откуда же взяться болезням, ежели человек полон «истинной ци», рождающейся из его спокойствия?» Или вот еще: «Все болезни — от состояния жизненной силы ци: гнев подымает ци, радость смягчает, скорбь рассеивает ци, от страха ци идет вниз, испуг вносит хаос в ци, длительный напряженный труд истощает ци, неизбывные думы вяжут узлы из ци» (глава «Цзюй бин лунь» трактата «Су вэнь»). Наконец: «Человек рождается из ци, ци пребывает в духе; укреплять ци, совершенствовать дух — так можно прийти к истинному пути».
|
5. «Не быть тщеславным». Не к лицу цигунисту бахвалиться своими достижениями перед людьми, за спиной поносить других. Есть что сказать — скажи человеку прямо, открыто и честно, желая ему помочь, чтобы совместно продвигаться вперед. Не годится свой «товар» (например, свою методику), продавать под чужим именем, имеющим высокую репутацию.
6. «Не действовать вслепую». Занимающийся цигун сначала должен оценить ситуацию, в которой находится (состояние здоровья, специфика работы, условия жизни и т.п.), и только после этого приступать к занятиям. При самостоятельном выполнении необходимо усилить медицинский контроль за своим состоянием.
|
Занятия цигун требуют расширения кругозора, изучения основ традиционной медицины. Это поможет более сознательно подходить к выполнению упражнений, повысит их эффективность, уменьшит или вовсе исключит появление каких-либо отклонений в организме.
7. «Не зазнаваться». Даже если человек и достиг больших успехов, стал мастером, он должен по-прежнему уважать учителя, быть скромным и сдержанным. Следует помнить, что за этими горами есть другие горы, за этим небом есть другое небо, а море учения безбрежно. Каждый человек должен уметь адекватно себя оценивать. Нельзя чтобы малейшая известность вскружила голову, слава не всегда соответствует уровню мастерства. Цигун — это наука, не терпящая ни малейшего зазнайства.
8. «Не лениться». Заниматься без усердия, значит быть подверженным лени. «Заучивать, но не осмысливать — значит запутываться в сети; осмысливать, но не заучивать — значит лениться». Если заниматься недостаточно по времени и интенсивности, то «понимание» будет расти медленно, результаты будут весьма незначительными.
Цигунист, не желающий обобщать опыт и извлекать из него уроки, — лентяй. Очень важно уметь разбираться в причинах успехов и неудач.
Соблюдайте восемь заповедей, и вы добьетесь большого прогресса в изучении цигун.