Парковки подразделяются на следующие виды: наземные (открытые, крытые), многоуровневые (наземные, подземные и наземно-подземные), механизированные.
Рисунок 2 – Классификация парковок
Самыми простыми являются наземные, как их еще называют, плоскостные, парковки, которые представляют собой одноуровневые открытые стоянки для автотранспорта. (Рисунок 3 а) Территория под стоянку автомобилей ограничивается только разметкой и знаками.
Также есть парковки, огороженные по всему периметру забором, имеющие разнесенные места въезда и выезда, охрану, средства учета времени и прочие автоматические системы.
Наземные площадки для парковок занимают большие территории в городах, что уменьшает и так небольшие островки газонов. Для решения этой проблемы создаются экопарковки при помощи газонных решеток, которые укрепляют грунт и корневую систему травы. В результате получается аккуратный газон из живой травы, на который спокойно может въехать автомобиль, не повредив растения. (Рисунок 3б)
а) б)
Рисунок 3 – а) модель плоскостной парковки; б) модель плоскостной экопарковки
Подземные парковки располагаются под бизнес-центрами, жилыми комплексами и некоторыми торговыми центрами. Они могут иметь несколько уровней. Подземные парковки решают ряд экологических проблем - таких, как загрязнение окружающей среды, шум, вытеснение жилого пространства микрорайонов, не искажает ландшафт и архитектурную целостность города.
Рисунок 4 – модель подземной парковки
В больших городах под паркинги используют крыши малоэтажных зданий. Главное отличие таких зданий в монолитных перекрытиях последнего этажа и слоя асфальта поверх гидроизоляции. Самая затратная часть таких стоянок - это эстакада для проезда на верхнюю парковку.
|
Эстакада не должна иметь большой уклон, а также маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Если уклон эстакады 10-12%, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон заезда для легковых автомобилей не должен превышать 30%. Некоторые российские въезды в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований. Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам - 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной плоскости приходится 8 см подъема или спуска.
Рисунок 5 – модель парковки на крыше здания
Одним из вариантов подземно-надземной парковки является обвалованная стоянка автомобилей - наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли. Данный тип паркинга используется на территориях со сложным рельефом. Обвалованные парковки дают возможностью использовать естественный рельеф участка для минимизации воздействия на окружающую среду (окружающую застройку), сократить расходы по выравниванию строительной площадки Обвалованная стоянка может быть заглубленной открытого или закрытого типа.[8,9]
Рисунок 6 – модель обвалованного паркинга
Многоуровневые паркинги – самый эффективный способ решения проблемы хранения автотранспорта в большом количестве на небольшой территории. Они могут вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч машин. Существует много вариаций многоуровневых паркингов. Они могут находиться в отдельно стоящем сооружении или пристроенном к глухим торцевым стенам здания. Для въезда автомобилей в них могут быть устроены прямолинейные или криволинейные рампы, полурампы, наклонные полы, лифтовые подъемники, механизированные и автоматизированные подъемники и манипуляторы.
|
В них может быть предусмотрена электронная система оповещения о количестве свободных мест. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены съезды подъема и спуска.
Рисунок 7 – модель многоуровневой парковки
В последнее время традиционные способы размещения автомобилей не удовлетворяют современным требованиям. Машин все больше, а площади все те же, или даже меньше. Для того, чтобы уменьшить потери в площадях, машины нужно размещать плотней друг к другу. Но это возможно только в том случае, если водитель не участвует в процессе постановки автомобиля на стоянку.[3]
В настоящее время наиболее оптимальным решением в условиях нехватки свободной территории для парковок во всех крупных российских городах, является применение многоярусных автоматизированных (механизированных) систем парковки автомобилей.
Автоматизированные парковочные системы и автоматизированные парковочные комплексы можно применять практически везде, где существует нехватка парковочных площадей. В ряде случаев механизация парковки является единственным возможным решением. Например, в центральных, деловых и других районах мегаполисов с плотной застройкой, обладающих исторической и культурной ценностью, зачастую совершенно негде парковаться, поэтому организация парковки посредством автоматизированного подземного комплекса является единственно возможным решением.
|
Рисунок 8 – модель механизированных паркингов
В России автомеханизированные паркинги пока не сильно пользуются популярностью, как традиционные, но имеют хорошие перспективы.
Несмотря на высокую стоимость начальных капиталовложений, зарубежный̆ опыт строительства механизированных паркингов показал экономическую и практическую эффективность подобных проектов. Хочется надеяться, что сооружение таких паркингов в скором времени будет являться одним из приоритетных направлений в развитии инфраструктуры города.[12]
Выводы по 1 главе
Развитие многоэтажного строительства набирает популярность в современных условиях, однако проектировщики не уделяют должного внимания организации парковочного пространства. Это приводит к хаотичному «припарковыванию» машин на внутридворовых территориях. Автомобили располагаются на газонах, детских площадках и внутридомовых проездах, образовывая заторы для машин спецбслуживания.
В результате проведенного анализа можно отметить, что как за рубежом, так и в России, активно используются разные виды автостоянок в жилых комплексах, в частности, намечается тенденция к внедрению в практику механизированных и комбинированных (рамповых и механизированных) автостоянок (подземных и надземных).
Проведенный обзор позволяет сформулировать следующие задачи исследования:
- в результате сравнительного анализа необходимо выбрать оптимальный вариант паркинга с учетом условий стеснённой жилой застройки;
- разработать объемно-планировочные решения проекта паркинга с учетом нормативно-технической документации;
- дать оценку эффективности использования проекта в условиях стесненной жилой застройки.
ГЛАВА II.
В данной работе ставится задача найти наиболее приемлемый тип автостоянок и архитектурно-планировочные решения их интеграции в исторические центры.
В данной главе представлен результат возможного внедрения в исторический центр достаточно не популярный тип автостоянок в РФ, как автомеханизированный паркинг, описаны его основные преимущества, рассмотрены основные принципы разработки объемно-планировочных решений автомеханизированного паркинга. Представлены различные варианты разработки организации парковочного пространства, проведен сравнительный анализ их достоинств и недостатков.