Подвиг Христа ради юродивых на Калужской земле.




 

Ефименкова Марина Алексеевна, зав. отделом искусств Областной детской библиотеки

 

С давних пор встречались на Руси странные люди. Одетые в лохмотья, едва прикрывавшие тело от ветра и дождя, жили они лишь подаянием. Одни из них скитались по белу свету из селения в селение, из города в город. Другие жили всегда на одном месте; не жили – ютились где-нибудь под мостом или в укромном уголке на задворках. О чем-то плакали, о чем-то молились и вели эти безумные на вид люди чудные речи, которые часто оказывались пророческими. Имели они особый дар видеть насквозь каждого человека и знать, что с ним случиться в будущем. А иногда предсказывали даже судьбу страны. Народ называл таких людей юродивыми, или блаженными.

В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Юродивый, с точки зрения пресловутого здравого смысла,- обыкновенный дурачок. Это заблуждение. Святой Дмитрий Ростовский в своих Четьих Минеях (они были настольной книгой многих поколений русских интеллигентов – от Ломоносова до Льва Толстого) поясняет, что юродство – «самоизвольное мученичество, маска, скрывающая добродетель». Православие учит различать юродство природное и юродство добровольное, «Христа ради».

Английский дипломат Д.Флетчер, в конце 16 века бывший послом в Москве писал: «Юродивые ходили совершенно нагими, закрывая лишь среднюю часть тела тряпьем, с дико распущенными волосами, которые у них ниспадали на плечи. На них смотрели как на пророков, или людей особенной святости; они пользовались свободой и говорили, что им было угодно. Если они обличали кого-нибудь явным образом в чем бы то ни было, тот ничего не возражал, разве только со смирением приговаривал: «Это по моим грехам!»1

Юродство Христа ради – особый вид религиозного подвижничества, разновидность апостольского служения. Юродивые добровольно отказывались от всех земных благ и удовольствий, не имели ни крова над головой, ни одежды на теле, питались, как нищие, и жили в крайних лишениях: «зимою от мраза померзаемы, летом же от зноя ополяемы». Подобным самоотречением они очищали свой дух и, хотя жили в миру, среди грехов и соблазнов, помыслы их были свободны от всего земного и обращены к Богу.

Подвиг юродства Христа ради почитался более высоким и трудным, чем подвиг иночества и даже пустынничества. Юродивые Христа ради подвизались и в Калужском краю. Имена их в основном известны в нашем краеведении. Цель данной работы обобщить известные факты и выяснить значение духовно – нравственного подвига этих необыкновенных людей.

 

Лаврентий Калужский

В 1896 году калужский епископ Александр, благославляя паству, сказал: «Так счастлив град Калуга, владеющий поистине многоценным сокровищем в лице близкого родственного ходатая и молитвенника пред престолом благодати Божией святого праведного Лаврентия чудотворца. Чистый сердцем, горящим, подобно светильнику любовью к ближним, особенно родственным ему жителям г. Калуги, несомненно, он возносит о них свои праведные молитвы, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Да будет же для граждан г. Калуги память святого Лаврентия, Калужского чудотворца, всегда священною2.

Лаврентий – личность таинственная, так как был он юродивым Христа ради, а значит добровольно и сознательно выбравшим для себя страшный и святой жизненный путь.

На одном из самых ранних иконописных изображениях Лаврентия Калужского святой представлен стоящим в рост, фронтально в длинной холщевой рубахе, с накинутыми на плечи овчинном кожухе; правая рука просительно простерта перед грудью, в левой – секира на очень тонком древке и раскрытый свиток. сплошь заполненный плотной вязью текстом, содержание которого не является традиционным: вместо моления святого здесь повествование о Божьем милосердии князю Симеону по молитвам праведного Лаврентия3.

Текст на свитке таков: «Милосердием Божием по молению и молитвам святого сего праведного Христа ради юродивого Лаврентия помощь великому князю Симеону Иоанновичу Калужскому, еже прежде нас явленныя в дом княжей…» За последней фразой скрыта полная тайн легенда.

Имя святого, может быть, и кануло бы в лету, не случись в 1512 году события, прославившего доблесть калужан и давшего Лаврентию имя покровителя Калуги. Калужская летопись так повествует об этом событии: «В 1512 году напали на город (Калугу) агаряны. Против них вышел князь Симеон с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно «возопи гласом велиим»: «дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его!»4. Бой Калужского войска с агарянами проходил на Оке с насада. Перевес на стороне врага. Агаряне во множестве обступили князя. Сейчас сражение завершится. И вдруг на судне оказался праведный Лаврентий. Он сказал только одно слово: «Не бойтесь!» И в то же час Симеон и калужане победили агарян и прогнали их.

А праведный Лаврентий опять явился в доме княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя Симеона от псов». Князь, возвратясь со сражения, рассказал,какчудесным образом явился праведник и с его помощью побеждены враги, напавшие на горд Калугу.

Спасена не только Калуга, но и все московское княжество от разрушительного и гибельного нашествия сыновей крымского хана Менгли – Гирея.

Исторический факт, зафиксированный летописью, позволяет оценить полководческий талант калужского князя и подвиг Лаврентия. Однажды я обратила внимание на то единственное слово, которым Лаврентий ободряет погибающее калужское войско: «Не бойтесь!» По Евангелию это слово произносит архангел Гавриил, появляясь перед будущим отцом Предтечи Захарией, а спустя полгода перед будущей матерью Христа Марией.

В слове «Не бойтесь!» и ободрение и начало Благой Вести. Думаю в этом смысл подвига калужского чудотворца и его святое предназначение городу.

И еще одно наблюдение: битва с агарянами в 1512 году и участие в ней Лаврентия очень напоминает чудо явления Василия Блаженного персидским купцам, морской путь которых лежал на Москву.

Василий Блаженный – один из святых небесных покровителей Москвы.

Лаврентий Калужский – один из святых небесных покровителей Калуги.

Их роднит то, что они несли крест добровольного мученичества Спасителя ради, при жизни считались святыми, а после смерти обрели глубочайшее почитание со стороны жителей своих городов.

Множество исцелений происходило у цельбоносной раки чудотворца. Калужский святой был помощником и в ратном деле. Не случайно на обратной стороне хоругви Калужского ополчения 1812 года изображен чудотворец Лаврентий, внимающий гласу Небес5.

Интересно, что подвигу святого подражали. Известно, что в Лаврентьевском монастыре отдельно стояла часовня над могилой Ермила,Христа ради юродивого, подражателя подвигам блаженного Лаврентия в 17 веке. К сожалению, о Ермиле пока не удалось найти каких-либо сведений. А митрополит Иона (Василевский), экзарх Грузии, один из известнейших церковных деятелей России начала 19 века, во второй половине 18 века учился в Калужской духовной семинарии. Во время учебы в семинарии будущий митрополит старался подражать святому Лаврентию и зимой и летом ходил в овчинной шубе6.

Не забывая о том, что не всякое юродство есть юродство Христа ради, прикоснемся к еще одной странице духовной жизни нашего края, которую бы хотелось назвать

 

Андрей Мещовский

К калужским подвижникам благочестия принадлежит Мещовский Христа ради юродивый Андрей. Местночтимый святой блаженный Андрей был крестьянином Овсянниковской деревни Клетина прихода в Мещовском уезде Калужской губернии. Он говорил весьма редко и мало, всегда ходил босой и в одной рубахе с веревочными четками и небольшим топориком – символом духовной брани. Блаженный Андрей не имел определенного места жительства и питался лишь подаянием людей, отличавшихся чистотой жизни. Он предсказал пожар в Мещовском монастыре и спас его, поведав о том одному из монахов. В 1812 году блаженный Андрей скончался. Перед своей смертью Андрей предсказал нашествие французов. Глядя в сторону, откуда потом пришел Наполеон, блаженный говорил: «Идут с горы, очень много, боюсь, уйду в Калугу – но пропадут, исчезнут»7. Погребен блаженный Андрей был в средней монастырской башне, на востоке, там же хранился его топорик.

Память блаженного свято чтилась мещовцами и с каждым годом распространялась все дальше. После молебна перед образом Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» на могиле его служили часто панихиды, брали песок с могилы и воду «с топорика спущенную», а через это пред тем образом у могилы блаженного по вере получали исцеления.

12 июля 2007 года Мещовск отмечал День города, который был освящен неординарным событием: в самом центре торжественно открыли памятник блаженному Андрею Мещовскому. На Калужской земле это первый памятник святому. Место вокруг памятника назвали Андреевской площадью. Запечатлел блаженного Андрея скульптор Н.Н.Любимов – сподвижник знаменитого Вячеслава Клыкова. Город обрел зримую память и место, где начинаются и заканчиваются все значимые события, будь то начало учебного года или Петровская ярмарка. И у памятника теперь проходит церемония встречи высоких гостей хлебом-солью. Игумен Георгий (Евдачев), наместник Мещовской Георгиевской обители, не раз говорил в своих проповедях о том, что, когда обретут мощи Андрея Мещовского, великая благодать Божия изольется на всю Россию8.

Сегодня в Свято – Георгиевском Мещовском монастыре восстановлено почитание блаженного Андрея, заново отстроена когда- то стёртая с лица земли часовня и поставлено новое надгробие, взамен разрушенного на могиле местночтимого святого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: