Загадочная Мещовская земля изобилует открытыми и прикровенными православными святынями. Андрей Мещовский – местночтимый святой, а блаженные, о которых сейчас пойдет речь неизвестны почти никому, и жития их вряд ли когда-нибудь будут написаны. Их имена мы встречаем в житии преподобноисповедника Георгия, Даниловского чудотворца9. Архимандрит Георгий был последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915-1918 годах. Воспитанник Оптиной Пустыни, он подвизался в Даниловом монастыре в1920-е годы и снискал у верующего народа популярность как духовник, молитвенник и прозорливец. Среди его духовных детей были иерархи и священники, ныне также прославленные, ученые, простой верующий народ. Из жития исповедника: «В сорока верстах от Мещовска располагалась деревня Мамоново. Из этой деревни в монастырь приходил блаженный Никифорушка – Никифор Терентьевич Маланичев. Отец Георгий заметил в нем не простого человека, а истинного раба Божия, и называл его «един от древних». Он любил Никифорушку за его чистую душу, почитал за прозорливость. У них сложились духовно близкие отношения. Оба горели пламенем любви к Богу, оба имели открытое Господу сердце и потому хорошо понимали друг друга; часто они беседовали на непонятном для посторонних языке. Никифорушка предсказал некоторые события из жизни отца Георгия.
Взаимную любовь исповедник Христов Георгий и блаженный Никифорушка пронесли через всю жизнь. С благословения старца Никифорушка подолгу жил у его духовных детей в Москве и в домике батюшки в Загорске. Отец Георгий всегда заботился о своем друге. Будучи в ссылке, он писал своей духовной дочери. Е.М.Морозовой: «А при сем прошу тебя и умоляю, моя дорогая Катюшенька, поддержи здоровье Никифорушки и понеси его немощи и скорби. А то он в нашем домике скорбит и унывает за всех нас. Он наш друг по скорби». Никифорушка же, живший тогда в Загорске, года за два до своей кончины уехал в родные края, сказав при этом: «Пойду умирать туда, где мой голубь был». Там он и скончался. 9 декабря 1918 года в Мещовский монастырь ворвались большевики, обыскали все помещения, произвели разгром обители, не остановились и перед осквернением святынь. Иеромонах Георгий был арестован.
|
Это первое восхождение старца Георгия на Голгофу было предсказано блаженным Никифорушкой. Незадолго до случившегося он гостил в монастыре и однажды ранним утром, пока отец Георгий еще отдыхал, всюду расстелил дорогие, лучшие ковры, разбросал облачение, на себя надел что-то из ризницы, препоясался дорогим орарем и в таком виде важно разгуливал по комнатам настоятеля. Отец Георгий, увидев его «работу», удивленно спросил: «Никифорушка, что это ты наделал?» Блаженный в ответ только рассмеялся».
Маленький эпизод из жизни исповедника Георгия заставляет обратить внимание еще на одного блаженного, подвизавшегося в Мещовске: «Первое время после ареста иеромонах Георгий содержался под стражей в г. Мещовске;13 марта 1919 года помещен в Калужскую губернскую тюрьму;30 мая был вновь переведен в Мещовск, где состоялся суд Ревтрибунала. Настоятеля обвинили в хранении оружия, в принадлежности к «тайному заговору»,и в среду,4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу. На суде выступали лжесвидетели. Находился в зале и блаженный из тех мест Андрей. Он курил и время от времени выпускал дым в окно. Отец Георгий это заметил, и у него явилась надежда, что подобно дыму рассеется страшный приговор, и он останется жив»10.
|
На мой взляд,задачей краеведов и мещовских и калужских является найти информацию об этих необыкновенных людях, которые своим стоянием во Христе очищали духовную жизнь от засилья мрака и бесчинства.
Зоя Афанасьева в книге «Праведные отроковицы»11 в главе о строительстве Шамординского монастыря приводит такое свидетельство: «Жил в то время где-то поблизости (Шамордина – М.Е.) Божий человек, именем Пахомий. Вел он суровую подвижническую жизнь, юродствовал – отец Амвросий понимал его и чтил своим уважением. Пахомий любил Шамордино и часто наведывался сюда. Иногда заставали его за странным занятием – как бы повторяя батюшкины действия, он втыкал с разных сторон колышки, отмеривая землю, да еще и приговаривая при этом: «Здесь собор будет, здесь келлии…»А отец Амвросий советовал: «Примечайте, примечайте, где он колышки вбивает– так все и будет!»
Пахомий не раз говорил: «Сюда знать пойдет, здесь княжны и графини жить будут…» Когда был построен дом и Пахомию стали объяснять, где, что будет, он все качал головой и на слова: «Вот тут – Верочкина спальня, тут кладовая…» - отвечал: «Нет, тут ризница, а тут притвор». Привели его тогда к склону холма, где стояла красивая беседка, он промолвил: «Славная какая часовня стоит!» - Теперь там, действительно, выстроена часовня. Окидывая взором все пространство Шамордина, Пахомий задумчиво твердил: «Ишь, галок – то сколько налетело, много их, много – Лавра тут будет. А колокол, какой звонкий – далеко его слышно». Пахомий вскоре умер, в 1873 году.
|
Так за образами внешнего, зримого мира истонченная душа блаженного прозревала то, что было в планах Божьего Домостроительства и чему суждено оказалось свершиться в не столь отдаленном будущем». Преподобный Исаакий (Бобриков) юношей поступил в Оптину Пустынь в 1884 году. Позднее старец Нектарий рассказывал, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной12.
«Блаженный Василий, - вспоминал он, - привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!»
В то время не многие обратили внимания на пророческие слова блаженного Василия. Но запомнил их старец Нектарий, бывший в то время рясофорным послушником, скитским пономарем.
В студенческие годы мне довелось побывать на одном из ученых советов в институте русской литературы в Ленинграде. Выступал академик Д.С.Лихачев, который обмолвился о том, что юродивые на Руси исчезли еще в 19-м веке. Материал, отслеженный по разным источникам, заставляет усомниться в подобном утверждении. В материалах первой международной краеведческой конференции «Сергиевские чтения» (Калуга,2011) опубликован доклад Анохиной Г.В. «Парфений Сергиевский Христа ради юродивый». Здесь указывается, что в «Сказании о церкви Покрова Богородицы в Купле Бегичевой народ чествовал могилу одного юродивого по имени Парфений, сына одного из прежних священников. По нему служили панихиды, собирали землю с его могилы, приписывая ей чудодейственную силу.
В октябрьских номерах за 2011 год в сосенской городской газете «Наш город» появились статьи Валерия Цветкова «Козельские юродивые». Цветков приводит много интересных примеров, рассказывает и о известных козельских блаженных, таких как молчальник Тит, юродивый Гаврюша, и даже пытается рассмотреть прикровенный подвиг юродства, который несли некоторые Оптинские старцы.
Настоятель Мещовского Свято – Георгиевского мужского монастыря о. Георгий (Евдачев) поделился своими воспоминаниями о блаженной Пелагии (Поле), прихожанке Троицкого храма города Кондрово. Рукописи Пелагии хранятся в музее Мещовского Центра творческого развития и гуманитарного образования. Это переписанные от руки Евангелие, акафисты, тропари, псалтирь, Апостол, молитвы. Нам сейчас трудно представит то время, когда подобной литературы почти не существовало. Материал о подвиге блаженной Пелагии был надиктован на магнитофон отцом Георгием в феврале 2008 года. Запись расшифрована автором этого доклада. Впереди работа по осмыслению полученной информации и сбору нового материала.
А совсем недавно, в декабре 2013 года на XIX областной научно – практической конференции памяти А.Д. Юдина в секции «Дорога к храму» прозвучал доклад учащегося Боровской школы Даниила Кузина о храме Рождества Иоанна Предтечи. Этому храму принадлежала надгробная каменная часовня, где, как говорит предание, был погребен юродивый Тихон, крестьянин с. Комлево.Новая информация, поступающая из разных монастырей и храмов Калужской губернии, требует продолжать краеведческий поиск.
Использованная литература:
1.Муравьева Т. Московские юродивые//Ларец Клио – 2005- Вып.3. – С.5
2.Свято – Лаврентьев монастырь: прошлое и настоящее. - Калуга,1995.-С.3
3.Пуцко В. Иконы с изображениями калужских святых//Материалы Междисциплинарного и Экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. - Лейпциг,1993. –С.529
4. Т.же, С.531
5.Макин С. Под знаменем добра//Наука и религия.- 2002 -№1.-С.28
6.Земля Калужская – земля святая – М.: Олма Пресс,2003.-С.69
7.Игумен Никита (Ананьев). Андрей Мещовский//Благовест: приложение к газете «Весть».- 1999.-26 июня.- №5- С.4
8.Пестова Н. Проповедь в камне//Знамя в семье. -2007 – 26 июля – С.14
9.Житие Преподобноисповедника Георгия, Даниловского чудотворца. – М.:Даниловский благовестник,2001.- С.13-14
10.Т.же, С.15
11.Праведные отроковицы: Ключаревы – духовные чада Преподобного Амвросия Оптинского. – М.:Приход храма Святого Духа сошествия, 2003.- С.51 -53
12.Житие Священномученика архимандрита Исаакия. – Издание Введенской Оптиной Пустыни,1996.- С.7-9