ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СУДА.




Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда. Кроме него в этом участвуют другие судьи и иные работники суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Помимо участия в судебных заседаниях председатель районного суда выполняет следующие функции:

- распределяет дела между судьями;

- ведет личный прием;

- организовывает работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

- организовывает работу с народными заседателями для повышения уровня их правовых знаний;

- руководит обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

- вносит в государственные органы, общественные организации и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

- руководит аппаратом суда и представляет к назначению администратора суда;

- осуществляет иные функции.

В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, болезнь и пр.) его функции выполняет заместитель либо один из судей соответствующего суда. Если же этот суд состоит из одного судьи, то по решению председателя суда субъекта Российской Федерации, его функции выполняет судья ближайшего районного суда.

1. Принципы распределения дел между судьями:

· функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.п.);

· территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории;

· предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории;

· беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда.

2. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

· планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, повышения правовых знаний народных заседателей, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т.п.;

· прием населения, который ведется председателем, всеми судьями и работниками аппарата в строго установленное время;

· обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;

· работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата;

· ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т.п.;

· ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснение судебной практики Верховным Судом РФ;

· делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т.п.

Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда:

· руководящие работники аппарата суда;

· администратор суда, который назначается начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником;

· консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения судебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения работы с законодательством и т.п.;

· заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и отвечает за нее;

· секретари суда – ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказательств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых закончено, и сдают их в архив и т.п.;

· секретари судебных заседаний – ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, свидетелей и пр.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наделение районных судов контрольными функциями обеспечивает взаимосвязь федеральных судов и судов субъектов Федерации, соблюдение установленных федеральными законами правил судопроизводства и тем самым единство судебной системы. Одновременно повышается оперативность судопроизводства, приближение суда к населению, упрощается порядок обращения граждан в суд с жалобами.

Районный суд приобретает большое значение в реализации судебной власти через различные формы судебного контроля.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.). - М:. «Вече», «Поматур», 2002.

2. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.

3. Судебная система России: Учебное пособие. – Дело, 2000.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие с альбомом схем / Под ред. В.К.Боброва. – М.: МЮИ МВД России. Изд. «Щит-М», 1999.

5. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2000.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Хрестоматия. Под ред. К.Ф.Гуценко. Изд.3-е, перераб. и доп. – Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000.

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 6-е, перераб. и доп. / Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001.

 


[1] Конституция Российской Федерации. Гл. 7, ст. 118.

[2] Конституция Российской Федерации. Гл. 7, ст. 118.

[3] К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. С.50

[4] К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. С.52

[5] ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96. Ст.21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: