ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ2013-2014 учебный год МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Теоретические вопросы: первые и вторые
1. Природа ферментов, ферменты как катализаторы, отличия ферментов. Основные свойства ферментов как белков. Классификация.
2. Строение ферментов, структура активного центра. Кофакторы, коферменты и простетические группы. Механизмы действия ферментов.
3. Изоферменты и их медицинское значение. Активаторы и ингибиторы ферментов. Необратимые и обратимые (конкурентные и неконкурентные) ингибиторы.
4. Механизмы регуляции активности отдельных ферментов.
5. Регуляция ферментативных цепей. Ключевые ферменты. Внутриклеточная ауторегуляция, ее виды и значение.
6. Ферменты в медицине: первичные и вторичные энзимопатии, энзимодиагностика, энзимотерапия, ингибиторы ферментов как лекарства.
7. Биоокисление и его медицинское значение. Особенности биоокисления. Виды оксидоредуктаз. Три этапа превращения органических веществ и освобождения энергии.
8. Цикл трикарбоновых кислот: реакции, ферменты и их коферменты, витамины, необходимые для их работы. Регуляция и биологические функции цикла Кребса.
9. Дыхательная цепь, ее структура, транспорт водорода и электронов. Регуляция. Ингибиторы.
10. Субстратное и окислительное фосфорилирование, их механизмы и различия. Сопряжение окисления и фосфорилирования в дыхательной цепи. Ра- зобщение окисления и фосфорилирования, его последствия и значение.
11. Пути использования и значение АТФ в организме. Регуляторная роль АТФ и АДФ. Аэробные и анаэробные ткани. Роль кровотока для аэробиоза.
12. Свободное окисление, его ферменты и значение. Метаболизм этанола. Активные формы О2 и оксидативная модификация молекул в норме и при патологии. Антиоксидативная система и ее биологическая роль.
|
13. Оптимальное соотношение пищевых веществ. Последствия избыточного питания. Энергетические ресурсы организма. Углеводы: структура, свойства, классификация. Биологические функции углеводов. Углеводы в питании: потребность, оценка значения крахмала, сахарозы, пищевых волокон.
14. Переваривание и всасывание. Дисахаридозы. Унификация моносахаридов.
15. Роль печени в обмене углеводов. Обмен гликогена: реакции, ферменты, регуляция. Понятие о гликогенозах и агликогенозах.
16. Гликолиз: реакции, ферменты, конечные метаболиты. Регуляция гликолиза, его преимущества и недостатки, тканевые особенности.
17. Глюконеогенез: ключевые реакции и ферменты, регуляция, тканевая локализация, биологическая роль. Межорганный обмен углеводов. Обмен и значение лактата. Глюкозо-лактатный и глюкозо-аланиновый циклы.
18. Аэробный обмен углеводов. Окисление пирувата и лактата. Тканевые особенности и значение.
19. Пентозофосфатный путь: реакции, ферменты и метаболиты окислительного варианта, общая характеристика неокислительного варианта. Тканевая локализация. Биологическое значение.
20. Пути образования и метаболизма глюкозо-6-фосфата. Их зависимость от физиологического состояния организма. Глюкоза крови: пути поступления и расхода, регуляция. Эффекты и механизмы действия гипо- и гипергликемических гормонов. Гипо- и гипергликемия в клинике.
21. Гетерополисахариды кислые (гликозаминогликаны) и нейтральные, их различия. Биологическая роль гликозаминогликанов. Гликопротеиды: структура, синтез, свойства и биологические функции. Гликопротеиды плазмы крови: функции, диагностическое значение, гипергликопротеидемии.
|
22. Липиды: химическая классификация, структура, свойства. Биологическая классификация липидов и их функции.
23. Жиры в питании: потребность, значение растительных и животных жиров, жиров морепродуктов; функции полиненасыщенных жирных кислот. Переваривание и всасывание жиров. Роль желчных кислот. Значение кишечной стенки в обмене липидов. Хиломикроны, их строение и значение.
24. Обмен жира: реакции, ферменты, регуляция. Виды жировой ткани и их значение. Ожирение: причины, биохимические механизмы, последствия, профилактика.
25. Окисление жирных кислот: транспорт в митохондрии, реакции, ферменты, регуляция, тканевая специфика, биологическая роль. Окисление глицерина и его значение.
26. Синтез жирных кислот: регуляция, реакции, значение.
27. Основные пути образования и использования ацетил-КоА при разных физиологических состояниях. Образование и роль кетоновых тел в норме и при патологии (кетозы).
28. Поступление, синтез, метаболизм и биологическая роль холестерина. Межорганный обмен липопротеинов и холестерина. Роль рецепторов.
29. Значение холестерина в патогенезе атеросклероза и желчнокаменной болезни. Биохимические основы терапии.
30. Липиды крови: формы и их значение. Классы липопротеидов, их обмен и роль в норме и при патологии.
31. Белки в питании: потребность, полноценные и неполноценные белки. Последствия белкового голодания и избытка белков.
|
32. Переваривание белков: классификация пептидаз, их активация, значение, регуляция. Пептидазы желудочного сока, панкреатического и кишечного соков.
33. Патология переваривания и всасывания белков. Патогенез и основы лечения панкреатита. Кининовая система. Синдром нарушенного переваривания и всасывания.
34. Источники свободных аминокислот. Виды внутриклеточного протеолиза. Основные пути обмена аминокислот и роль пиридоксальфосфата.
Декарбоксилирование и его биологические функции. Значение диаминов и полиаминов, биогенных аминов (серотонина, гистамина) и ацетилхолина.
35. Переаминирование аминокислот и его значение. Аминотрансферазы в клинике.
36. Прямое и непрямое дезаминирование. Регуляция. Биологическое значение. Восстановительное аминирование.
37. Источники и обезвреживание аммиака, гипераммониемия. Амиды. Синтез мочевины: реакции и значение.
38. Глико- и кетогенные аминокислоты. Обмен аминокислот по радикалу. Общая характеристика синтеза заменимых аминокислот. Незаменимые амино- кислоты.
39. Обмен и значение фенилаланина и тирозина. Патология их обмена. Обмен (С- 1)-групп. Значение метионина.
40. Значение цистеина, глицина, глутамата, аспартата, триптофана, аргинина. Обмен и роль креатина. Медицинское значение креатинкиназы и креатинина.
41. Пурины и пиримидины. Нуклеозиды (аденозин), моно- и динуклеотиды, их функции. Нуклеозиды, азотистые основания и нуклеотиды как лекарства.
42. Распад нуклеиновых кислот и нуклеотидов. Продукты катаболизма пиримидинов. Катаболизм пуринов. Причины и последствия гиперуратемии.
43. Общая характеристика синтеза азотистых оснований и нуклеотидов. Регенерация пуриновых нуклеотидов. Синтез дезоксирибонуклеотидов.
44. Нуклеиновые кислоты: структуры, связи. Нуклеопротеиды, хроматин. Отличия ДНК от РНК. Виды РНК. Рибосомы (строение, функции). Биологическая роль разных нуклеиновых кислот.
45. Наследование интеллекта и эмоциональных особенностей. Необходимость генетического разнообразия человечества. Роль наследственности и среды в патологии. Митохондриальный и ядерный геномы, их значение. Свойства генома эукариот. Характеристика генома человека. Понятие о геномике.
46. Принцип комплементарного биосинтеза по матрице. Виды и характеристики матричных биосинтезов. Репликация ДНК, еѐ особенности и связь с клеточным циклом; регуляция репликации. Значение теломеров и теломеразы.
47. Повреждения ДНК, мутации. Мутагены и канцерогены. Стабилизация наследственности. Репарация ДНК.
48. Транскрипция, еѐ отличие от репликации. Сплайсинг РНК. Рибозимы. Обратная транскрипция.
49. Регуляция транскрипции. Регуляторные участки ДНК. Ранние и поздние гены.
50. Генетический код и его свойства. Активация аминокислот и трансляция, основные этапы и фазы.
51. Посттрансляционная модификация белков: сущность и основные виды, шапероны, патология. Болезни неправильного фолдинга.
52. Тканевые и возрастные особенности синтеза полимеров. Экспрессия генов как основа онтогенеза и дифференциации клеток. Апоптоз.
53. Регуляция биосинтеза белка у эукариот. Основные формы индукции и репрессии. Ингибиторы матричных биосинтезов. Антибиотики.
54. Вирусы: виды (ДНК-овые и РНК-овые, инфекционные и ретровирусы), молекулярные механизмы их действия. Онкогенные вирусы. ВИЧ.
55. Генетические механизмы рака: хромосомные аномалии, протоонкогены, онкогены, онкобелки. Гены метастазирования и защиты.
56. Белки плазмы крови, синтезирующие их клетки; функции основных фракций. Изменения в патологии. Индивидуальные белки плазмы крови и их значение. Пептиды и их значение.
57. Остаточный азот плазмы крови. Гиперазотемия, ее причины и клиническое значение. Уремия. Диагностика почечной недостаточности. Азотистые вещества мочи. Протеинурия. Аминоацидопатии.
58. Регулируемость - обязательное свойство жизни. Координация, интеграция. Виды и значение обратных связей. Гормоны как межклеточные регуляторы, их роль. Анатомо-физиологическая классификация гормонов и различия по широте действия. Химическая классификация.
59. Рецепторы и их биологическая роль. Агонисты и антагонисты. Сенситизация и десенситизация. Понятие о сигнал-трансдукторных системах. Классификация рецепторов.
60. Два вида действия гормонов в зависимости от локализации рецепторов в клетке. Отличия двух групп гормонов. Механизм действия стероидных гормонов, иодтиронинов, активных форм витаминов А и D.
61. Действие гормонов через рецепторы плазматической мембраны. Быстрые системы действия медиаторов через ионные каналы. Возбуждающие и тормозные медиаторы, их медицинское значение. Ингибиторные нейротрансмиттеры.
62. Системы вторых посредников и протеинкиназ: общая характеристика и биологическая роль. Регуляторная роль фосфорилирования белков. Принцип каскадного усиления. Система цАМФ и протеинкиназы А. Двойная регуляция аденилилциклазы. Значение в норме и при патологии.
63. Система цГМФ. Мембранная и растворимая гуанилилциклазы, их активация и значение. Монооксиды, NO; его роль в норме и патологии. Протеинкиназа G. Роль цГМФ в восприятии света.
64. Системы: инозитолфосфаты – Са2+ – кальмодулин; диацилглицерид –
протеинкиназа С. Фосфоинозитидкиназы (липидкиназы). Значение этих систем в норме и при патологии. Общая характеристика G–белков.
65. Виды и значение тирозинкиназ и белка Ras в норме и при патологии. Передача сигналов в ядро. Основные онкобелки. Биологическая терапия.
66. Общая характеристика и классификация белково-пептидных гормонов. Органы, клетки и биологические жидкости, в которых они образуются. Нейропептиды и их значение. Лептин. Факторы роста клеток и цитокины. Виды и механизмы действия, биологическое и медицинское значение.
67. Либерины, статины, тропины, их роль в работе гипоталамо-гипофизарных систем. Соматотропин: регуляция синтеза, основные эффекты, патология. Соматостатин и его применение в медицине. Значение ИФР-1.
68. Инсулин: метаболизм, регуляция секреции. Механизмы действия и влияние на все виды обмена.
69. Сахарный диабет: патогенез и различия типов, нарушение всех видов обмена веществ. Виды ком, отдаленные последствия. Биохимическая диагностика. Биохимические основы терапии.
70. Гормоны класса аминокислот. Иодтиронины: синтез и его регуляция. Механизм действия, основные эффекты. Гипер- и гипотиреоз.
71. Катехоламины: синтез, метаболизм, депонирование и освобождение. Роль дофамина головного мозга и на периферии в норме и при патологии. Отделы и функции симпатико-адреналовой системы и ее роль. Защитное и патогенное действие катехоламинов.
72. Виды адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Механизм действия катехоламинов. Основные биохимические и физиологические эффекты и их значение.
73. Липидные гормоны. Классификация, синтезирующие органы, основные процессы синтеза стероидных гормонов. Регуляция пучковой и сетчатой зон коры надпочечников. Андрогены сетчатой зоны. Анаболические стероиды в медицине.
74. Глюкокортикостероиды: основные метаболические и функциональные эффекты, использование в медицине.
75. Эйкозаноиды: синтез. Две циклооксигеназы. Виды простаноидов и лейкотриенов, их биологические эффекты, значение в норме и при патологии. Использование в медицине эйкозаноидов и ингибиторов их синтеза.
76. Биологические функции воды и минеральных веществ. Макро- и микроэлементы. Функции Na+, K+, Cl-. Восполнение потерь Na+ и воды (регидратационная терапия) и К+. Регуляция транспорта Cl-и еѐ патология.
77. Ионные каналы и транспортные АТФазы, агонисты и антагонисты быстрых ионных каналов. Ингибиторы Na+,K+ -АТФазы.
78. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система и ее значение в норме и при патологии. Механизм действия лекарств, влияющих на эту систему.
79. Антидиуретический гормон в норме и при патологии. Натрийуретические факторы и их значение. Влияние дофамина и адреномедуллина на водно- солевой обмен и сердечно-сосудистую систему.
80. Биологическая роль и обмен кальция и фосфата. Внутриклеточный обмен кальция: медленные кальциевые каналы и их ингибиторы. Регуляция Ca2+и фосфата в плазме крови и костях.
81. Роль печени в различных видах обмена веществ.
82. Обмен и виды билирубина. Желтухи: виды, механизмы развития, биохимическая дифференциация.
83. Метаболическая инактивация и активация, детоксикация и токсификация. Метаболизм и инактивация ксенобиотиков: три фазы, основные ферменты, тканевая специфика. Система цитохрома Р-450, системы конъюгации.
84. Связывание, транспорт, выведение органических ксенобиотиков и тяжѐлых металлов. Р-гликопротеин. Металлотионеины. Индукция защитных систем и еѐ медицинское значение.
КЛИНИКО - БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
третьи вопросы.
1. Виды гипо- и гипергликемий. Диагностическое значение определения глюкозы в крови. Сахарные кривые.
2. Диагностическое значение определения амилазы в крови и моче.
3. Диагностическое значение определения холестерина в крови.
4. Диагностическое значение определения разных липопротеидов плазмы крови.
5. Диагностическое значение определения кетоновых тел в крови и моче.
6. Диагностическое значение определения кислотности желудочного сока.
7. Значение определения общего белка в сыворотке крови.
8. Диагностическое значение определения мочевины в сыворотке крови.
9. Остаточный азот и его диагностическое значение.
10. Диагностическое значение определения креатинина и клиренса по креатинину.
11. Диагностическое значение определения билирубина.
12. Биохимическая дифференциальная диагностика желтух.
13. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови.
14. Глюкозурия, ее причины и диагностическое значение.
15. Значение определения Са2+ и фосфата в сыворотке крови.
16. Биохимическая диагностика панкреатита.
17. Биохимическая диагностика инфаркта миокарда.
18. Биохимическая диагностика гепатита.
19. Биохимическая диагностика подагры.
20. Биохимическая диагностика сахарного диабета.
21. Биохимическая диагностика атеросклероза.
22. Биохимическая диагностика пептической язвы.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫИ РЕАКЦИИ:
1. Биологическое окисление: а) цикл Кребса; б) дыхательная цепь.
2. Углеводный обмен. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Синтез и распад гликогена. Анаэробный гликолиз. ГНГ (ключевые реакции). Окисление лактата. Пентозный путь (до рибозо-5-фосфата).
3. Липидный обмен. Триглицериды, жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, арахидоновая. Фосфатидилхолин, фосфатидилэтаноламин. Холестерин. Липолиз и липогенез. Синтез и распад жирных кислот, образование кетоновых тел, синтез холестерина до мевалоновой кислоты. Блок-схемы сфингомиелина и цереброзида.
4. Азотистый обмен: а) белковые аминокислоты, структура пептидов, дезаминирование, переаминирование, декарбоксилирование, обмен креатина, обмен пуринов, продукты распада пиримидинов, схема синтеза нуклеотидов. б) нуклеиновые кислоты, пуриновые и пиримидиновые основания, нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеозидтрифосфаты, соединения мононуклеотидов в нуклеиновых кислотах. НАД. Блок-схемы ФМН, ФАД.
5. Витамины: С, РР, В6.
6. Гормоны и медиаторы: иодтиронины, синтез катехоламинов, синтез ацетилхолина.
НАДО ЗНАТЬ: Нормы глюкозы, холестерина, остаточного азота (ммоль/л), билирубина (мкмоль/л), белка (г/л.)
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
четвертые вопросы
1. ЛДГ – тетрамер из двух типов субъединиц: М и Н. Сколько существует изоферментов ЛДГ? Почему определение изоферментов надежнее в диагностике, чем определение суммарной активности ЛДГ?
2. Какие биохимические механизмы обеспечивают поддержание постоянной температуры тела зимой? Зачем мы дрожим на морозе? Можно ли уменьшить расходы на питание, если зимой тепло одеваться?
3. Как изменяются окислительные процессы у медведя, пробужденного от зимней спячки? Может ли Р/О у больного равняться нулю? Мотивируйте ответ. В какой форме выделяется энергия в присутствии разобщителей?
4. Как работает цикл Кребса во время марафона?
5. В последнее время в клинике применяют гипербарическую оксигенацию (лечение кислородом при очень высоком давлении). Каковы нежелательные побочные эффекты? Что защищает организм в этих условиях?
6. В больницу поступил ребенок, у которого после сладкого прикорма начинается понос. Возможные причины? Ваши рекомендации?
7. У кого выше лактатемия: у спринтера на 100-метровке или стайера на 10-м километре?
8. Два студента вернулись домой. Один поужинал и лежит на диване с книжкой, другой отложил ужин и совершает 20-тиминутную пробежку. Опишите различия обмена у этих студентов.
9. Студент, который по вечерам предпочитает лежать, 3-й день ничего не ест, чтобы похудеть и с завистью смотрит на брата, который после 20-ти минут пробежки поужинал и теперь сидит у телевизора. Укажите различия в обмене у этих студентов.
10. Оцените состояние двух больных ревматизмом, у которых при поступлении в клинику концентрация сиаловых кислот была 3,8 ммоль/л. Через три недели у одного больного – 2,7 ммоль/л, а у другого – 4,6 ммоль/л. Можно ли поставить диагноз ревматизма на основании гиперсиалатемии?
11. Какие процессы углеводного обмена изменяются в молочной железе при начале лактации? Какие виды углеводного обмена стимулируются при заживлении раны, язвы, инфаркта миокарда?
12. 7-летнему ребенку необходимо определить сахар крови для выявления сахарного диабета. Ребенок перед взятием крови в лаборатории волновался, плакал. Концентрация сахара оказалась повышенной. Можно ли утверждать в данном случае, что у ребенка сахарный диабет?
13. Как изменится концентрация глюкозы у студентов на экзамене? У кого сдвиги будут резче: у девушек или юношей? У отличников или у двоечников? У сдержанных людей или невротиков? Мотивируйте ответ.
14. У больного резко ухудшилось самочувствие, появилась слабость, вялость, затем судороги. Концентрация глюкозы в крови 1,4 ммоль/л. Каковы могут быть причины?
15. Что опаснее: острое повышение или снижение глюкозы в крови? Почему?
16. Анализ кала больного показал повышенное количество нерасщеплѐнных жиров. Каковы возможные причины этого явления? Возможные нарушения в других видах обменных процессов.
17. У нескольких пациентов при определении общего холестерина (Х) и α- холестерина (α-Х) крови получены следующие данные: 1) Х - 4,6 ммоль/л, α- Х - 1,2 ммоль/л; 2) Х - 6,7 ммоль/л, α-Х - 1,2 ммоль/л; 3) Х - 6,7 ммоль/л, α-Х - 0,8 ммоль/л. Сделайте прогноз: у кого из пациентов предрасположенность к атеросклерозу выше? Рассчитайте коэффициенты атерогенности.
18. Попробуйте описать людей, имеющих: а) наибольшие, б) наименьшие шансы заболеть атеросклерозом. Начните в такой последовательности: это мужчина (или женщина), какой возраст и т. д.
19. При обследовании работников объединения «Химчистка» у одной из работниц обнаружено увеличение активности АлАТ в крови в 5,2 раза, а АсАТ – в 1,3 раза. Возможные причины? Как поступить?
20. Правильно ли поступают родители, строгие вегетарианцы, давая сыну такую же пищу? При составлении рациона рыбу решили заменить кукурузой с равным количеством белка. Физиологична ли замена?
21. При ожирении рекомендуют белковую пищу. Не повредит ли это, не приведет ли к гипогликемии?
22. Не зря ли мучают диабетиков, вводя им инсулин инъекцией, не проще ли вводить его перорально?
23. К чему приводит резкая отмена ГКС после длительного лечения ими? Какие бы Вы дали рекомендации по правильной терапии ГКС?
24. У Вас есть набор антагонистов и агонистов адренорецепторов. Обоснуйте выбор лекарств для: а) лечения бронхиальной астмы; б) предупреждения преждевременных родов; в) снятия сердечных жалоб при гипертиреозе; г) лечения гипертонии.
25. Врач обнаружил у больного резкое снижение веса тела, повышение основного обмена, увеличенную раздражительность, тахикардию, больному всегда жарко. Ваше мнение? Обоснуйте.
26. У больного ревматоидный артрит. Какие гормональные и негормональные препараты Вы назначите? Обоснуйте.
27. У больного диабетом нарастает тяжѐлое состояние. Каковы могут быть причины? Как разобраться и как лечить больного?
28. Почему у некоторых больных бронхиальной астмой НПВС вызывают приступ?
29. Почему мужчины в целом мускулистее женщин? Какие лекарственные препараты разработаны на этой основе для заживления ран, язв, инфаркта?
30. В клинику поступил ребѐнок с гипертонией. Содержание Na+ в плазме
увеличено, в моче снижено, К+ – наоборот. Возможная причина этих нарушений? Рекомендуемое лечение?
31. У больного суточный диурез 3 литра. С помощью каких биохимических анализов можно дифференцировать диагноз?
32. У ребѐнка, оперированного по поводу зоба, Са2+в крови снижен, судороги. Какова причина?
33. У больного с почечной недостаточностью развивается остеопороз. Объясните патогенез и назначьте лечение.
34. У больного ребѐнка плохое самочувствие и острое падение АД. Ваши предположения? Рекомендуемые дополнительные анализы для дифференциального диагноза и возможные методы лечения?
35. Какие можно привести соображения в пользу необходимости двухцепочечной структуры ДНК, в то время как в РНК двухцепочечные структуры занимают лишь часть молекул? В клетке имеется несколько разных типов тРНК и несколько десятков тысяч разных мРНК. Чем объясняется такое различие в количестве этих РНК?
36. В суспензию митохондрий добавили малат и АДФ. Как при этом изменятся концентрации этих веществ при инкубации? Какие ферменты катализируют эти реакции? Какой может быть максимальная величина коэффициента Р/О? Что изменит добавление динитрофенола?
37. Назовите причины развития ацидоза и обезвоживания при сахарном диабете.
38. У двух больных концентрация билирубина 100 мкмоль/л, но у первого преобладает свободный, а у второго - связанный. Состояние какого тяжелее и почему? Предполагаемый диагноз? Дополнительные исследования?
39. При химиотерапии рака нередко развивается устойчивость не только к используемому лекарству, но и к ряду других (мультилекарственная устойчивость). С чем это связано?
40. Пациент жалуется на понос в командировках и после вечеринок. Возможная причина? Ваши рекомендации.
41. В детском саду эпидемия, у заболевших детей желтуха и моча цвета пива. Можно ли считать здоровыми всех детей без желтухи? Как проверить?
42. У больного установлено отсутствие соляной кислоты в желудочном соке, реакция на гистамин отсутствует, предполагаемый диагноз?