Типология как инструмент в работе руководителя
В наш век технологий устойчивый профессиональный успех в работе руководителя невозможен без использования научно обоснованного и прошедшего апробацию практикой надежного инструментария. При этом имеет большое значение не только констатация состояния на настоящий момент, но и оценка потенциала человека, прогноз направления его развития и перспектив. Достаточно эффективно помогает в этом опросник MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) — Индикатор типов Майерс-Бриггс, представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:
§ наиболее выраженные деловые качества;
§ особенности поведения;
§ стиль деятельности (руководства);
§ оптимальное рабочее окружение (в т. ч., предпочитаемый режим работы);
§ «слабые места» и возможные пути развития.
Чем хорош этот тест?
MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. В основу теста положена типология личностей К. Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.
Можно перечислить также ряд других «плюсов» этой типологии:
|
§ представляет собой целостную систему;
§ содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;
§ удобна в работе, конструктивна, не примитивна и не слишком академична;
§ технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);
§ не апеллирует к «клиническому опыту»;
§ понятна как профессионалу, так и интересующемуся;
§ обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач управления.
В основе типологической модели Майерс-Бриггс лежит идея привычек или предпочтений.
Индикатор типов Майерс-Бриггс выделяет четыре измерения или четыре основных предпочтения, влияющих на действия людей, их эмоции и отношения, а также — на их профессиональный рост. Эти предпочтения помогают людям:
§ восстанавливать и использовать свою энергию
§ собирать и получать информацию
§ принимать решения
§ организовывать свою работу
В каждом из этих измерений содержатся две противоположные возможности, предпочитаемые разными людьми, а эти предпочтения, в свою очередь, определяют различные типы личности и особенности их поведения.
Шкалы (пары предпочтений)
Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырёх основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:
§ как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чём сосредоточивает своё внимание) вовне или внутрь себя:
шкала Экстраверсия — Интроверсия (Е — I);
§ какого рода информацию, и каким способом воспринимает прежде и легче всего:
шкала Сенсорика (ощущение) — Интуиция (S — N);
|
§ каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется):
шкала Логика — Чувства (T — F);
§ какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты):
шкала Суждение — Восприятие (J — P).
Рассмотрим смысл каждой шкалы подробнее.
Экстраверсия (E) | Интроверсия (I) |
Первая шкала индикатора — интроверсия — экстраверсия — показывает, куда индивид фокусирует свое внимание и откуда черпает энергию. Экстраверт черпает энергию из «внешнего поля». Он «заряжается» в общении с другими людьми, часто «думает вслух». Интроверт черпает энергию в самом себе. Поэтому для того, чтобы обдумать какую-то проблему, погружается в собственные мысли и ощущения. Чтобы сосредоточиться, ему нужно хотя бы какое-то время побыть наедине с собой.
Сенсорика (S) или ощущение | Интуиция (N) |
Вторая шкала индикатора типов личности показывает, как человек воспринимает информацию. Тот индивид, который склонен к целостному восприятию информации, «схватывает» проблему целиком, хорошо ориентируется в абстрактных понятиях, называется интуитивным. А тот индивид, которому привычней воспринимать информацию сначала в деталях, и в жизни он доверяет конкретике и своей практичности, называется ощущающим. Типичный пример поведения Сенсорика приведен в рекламе: «Сколько вешать в граммах?».
Логика (T) | Чувства (F) или этика |
Следующая шкала помогает сгруппировать людей по способам оценки информации и принятия решений. Есть люди, которые сначала всесторонне обдумывают каждую мелочь, взвешивают все плюсы и минусы, стремятся принять решение максимально объективно, логически. Другие, на первый взгляд, тоже все пытаются просчитать, но всё-таки главный критерий для них иной — лежит у него к этому делу душа или нет, какая будет реакция окружающих, не заденет ли мое решение чьи-то чувства и как с этим быть.
|
Суждение (J) или рациональность | Восприятие (Р) или иррациональность по К. Г. Юнгу |
И, наконец, последнее различие, которое показывает, как мы предпочитаем работать и жить вообще. Для одних людей, назовём их решающими, важно, чтобы все было решено и улажено, а все события случались в четком соответствии с намеченным заранее планом. Если происходит что-то, что не укладывается в этом план или его срывает, они расстраиваются. В противовес такому рациональному подходу, воспринимающие, наоборот, радуются новым возможностям, часто не строят планов совсем, либо легко их меняют, следуя за новыми ситуациями. В рабочем контексте при возникновении проблемы решающие предпочитают принять решение и следовать ему, воспринимающие будут долго обсуждать, что надо сделать, какие факторы учесть и какие есть для этого возможности.
В чистом виде индивиды, находящиеся на каком-то одном из полюсов, встречаются крайне редко. Все мы находимся чуть ближе к центру по этим четырем шкалам. Однако всегда есть предпочтения, т. е. то, что мы выбираем в спокойной обстановке, когда мы никому и ничего не должны, когда никто не давит.