Открытое акционерное общество «Геолан» является производителем корпусной мебели для оформления интерьера офисных помещений и квартир. Предприятие имеет 15-летнию историю успешного развития на рынке города Харькова и области. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый ассортимент мебели на международной выставке «Мебель – 2007» в городе Днепропетровск ОАО «Геолан» удостоено «Диплома III степени».
Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.
Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели может проходить в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:
разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели;
разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели;
внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.
Предприятие ОАО «Геолан» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых моделей и конструкций мебели.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены в табл.2.1
Таблица 2.1. – Основные технико-экономические показатели
Наименование | Единицы измерения | Год | ||
Товарная продукция в сопоставимых ценах | тыс. грн. | |||
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах | % | 94,32 | 104,05 | 107, 20 |
Фонд оплаты труда | тыс. грн. | |||
Себестоимость произведенной товарной продукции | тыс. грн. | |||
Рентабельность реализованной продукции | % | 1,50 | 0,27 | 8,01 |
Прибыль балансовая | тыс. грн. | |||
Затраты на инновации | тыс. грн. | |||
Доход от использования инноваций | тыс. грн. | 175,5 | 556,6 | 1677,6 |
Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции | % | 2,09 | 2,42 | 4,66 |
Как видно из данных Таблицы 2.1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит достаточно оптимистично.
Несмотря ни на что, рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Инновационная политика предприятия не должна ориентироваться исключительно на расширение финансирования инноваций: оно должно также разумно и эффективно управлять процессами их разработки, обоснования и внедрения. Поэтому, здесь очень важно определить структуру этих инвестиций и их эффективность. Структура и данные для оценки эффективности иннова-ционного процесса на предприятии ОАО «Геолан» приведены в табл.2.2.
Таблица 2.2. – Мероприятия плана технического и организационного развития в 2007 год
Наименование | Ед. изм. | Срок выпол-нения | Объем внедрения | Сметная стоимость тыс. грн. | Эффективнось, тыс. грн. (у. у. т) * | Доля в общих расходах на инновации,% |
1. Создание, освоение новых видов продукции и повышение ее качества | 14,0% | |||||
в т. ч. | ||||||
1.1. Набор мебели "Лидия" | шт. | 1 кв. | ||||
1.2. Набор мебели новой модели | шт. | 4 кв. | ||||
2. Внедрение новой технологии, механизации и автоматизации труда | – | у. у. т | 48,3% | |||
в т. ч. | ||||||
Продолжение табл.2.2 | ||||||
Автопогруз-чик ДВ-1792 | шт. | 1-2 кв. | у. у. т. | |||
3. Совершенствование организации труда | – | у. у. т | 3,4% | |||
в т. ч. | ||||||
3.1 Обеспечить тепловой режим на участке раскроя поролона | – | 1 кв. | у. у. т. | |||
4. Экономия материалов, сырья, топлива, энергии | 34,4% | |||||
в т. ч. | ||||||
4.1. Установка нового котла меньшей мощности ДСЕ 2.5-14 | Шт. | 2-3 кв. | ||||
4.2. Обеспечение максимального возврата конденсата | – | 2-4 кв. | ||||
ИТОГО | 100% |
*у. у. т. - улучшение условий труда
Из табл.2.2. видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем году будет направлена в большей степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования – это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.
Логическим завершением анализа управления инновационной деятельностью предприятия должна являться оценка эффективности инноваций. На основе анализа источников литературы, сделанном в разделе 1 можно прийти к выводу, что большинство показателей оценки эффективности инноваций заимствованы из оценки инвестиционный проектов. Однако, если сроки реализации инвестиционный проектов, как правило, превышают 1 год, то цикл внедрения инноваций некоторых процессов могут составлять 1-2 квартала. Поэтому для общей оценки эффективности инновационной деятельности рационально воспользоваться общей формулой рентабельности инноваций без учета дисконтирования IR [1]:
IR = Д / К (2.1)
где Д – доход от инноваций;
К – размер инвестиций.
Таким образом, рентабельность инноваций в 2007 году составит:
IR2007 = 1676,6 / 51400 = 0,032
Как видно из данного расчёта, доход от инноваций составляет более 3% от общей прибыли предприятия. Это соответствует средним показателям для предприятий, использующих в своей деятельности инновации, хотя, всё же, необходимость работать над повышением этого коэффициента есть.