Как определить Божию волю




Тема 14 Печаль

 

Естественное свойство души скорбеть и печалиться апостол Павел называет печалью по Богу, т.е. стремлением к Богу, поиском Бога, желанием Бога. В безгрешном Адаме печаль по Богу проявлялась как желание всегда прилепляться к своему Творцу. Если бы Адам на какое-то время прекратил общение с Богом, то печаль естественным образом вновь привлекла бы его ум к Богу, ибо сказано: "кто не собирает со Мною, тот расточает", а когда расточается имеющееся, то естественно об этом печалиться, чтобы вновь восполнить недостающее.

 

Печаль мира — это скорбь, забота, переживание от привязанности к земному, когда человек что-то имел и лишился этого; когда хотим что-то иметь, но не можем, когда у других есть, а у нас нет, когда не сбываются наши планы и мечты. Здесь всегда присутствует наше желание исполнения своей греховной воли. Если наша воля не достигает удовлетворения греховного желания, то каждый раз будет обязательно возникать печаль. Греховные желания возникают из сердца, пораженного страстями. Благочестивым желаниям противятся те же страсти и отсутствие благодати, которая бы могла помочь в исполнении этих желаний. Греховное желание, рождённое какой-нибудь страстью, требует от самолюбия его исполнение. Любое препятствие на пути к исполнению желания ущемляет самолюбие и принуждает силу энергии души проявиться в страсти гнева или страсти печали в зависимости от ситуации. Страсти печали и гнева паразитируют на силе энергии души. Страсть гнева проявляется всегда на внешнее, а страсть печали воздействует на самого человека и всегда устремленна внутрь. Проявления страсти печали чаще всего не причиняют никому вреда. Опасность страсти печали заключается в том, что грехи этой страсти незначительны и малозаметны. Мелкие грехи можно сравнить с песчинками, но если их не замечать и не признавать за грехи, то со временем их соберется целый мешок равный по весу огромному камню. Страсть печали, оставленная без борьбы, со временем развивается до крайней своей формы отчаяния.

 

«Чаяние — это ожидание. предположение, надежда». Отсюда следует, что отчаяние как противоположность чаянию, есть потеря надежды. Таким образом, печаль, крайняя форма которой есть отчаяние, уничтожает надежду на Бога, и, напротив, надежда на Бога уничтожает печаль. Если вера слаба, то надежды ещё нет. Без веры человека Бог действовать не может, потому-то впавший в печаль лишается помощи Божией. Печаль подобно дыму, который отгоняет пчёл, отторгает благодать Святаго Духа.

 

Противоположное состояние- это когда человек доверяет Богу до такой степени, что какая бы беда и скорбь не случились бы с человеком, он воспринимает это точно также как любую радость жизненную. Отцы говорили, что в радостях мы не радуемся так сильно и не восторгаемся тем, чего мы достигли, и в скорбях мы не печалимся выше той меры, которая допустима, какая бы не была скорбь. Такое ровное состояние человека предполагает наличие особой высокой христианской добродетели под названием сердечный мир. Не имея возможности понять это духовное состояние, обычный человек понимает мир как самодовольство, удовлетворенность обстоятельствами и самим собой. Этот мир моментально разрушается, когда случается изменение обстановки. Мир рассеивается и приходит скорбь. В человеке рождается ропот, потом недовольство, огорчение и сильнейшее состояние печали. Печаль можно сравнить с молью. Моль проедает одежду и делает её дырявой, так и печаль соделывает дырявым наше сердце, которое становится уже не способным удержать в себе благодать. Печаль мира сего (греховная) смерть соделывает.

 

Печаль по Богу рождает нераскаянное (неизменное) покаяние. Печаль по Богу начинается со страха Божия, когда человек боится попасть в ад и перестает грешить. Человек узнаёт, что такое грех, признает за грех, расскаивается в согрешении и противиться греху. После кровопролитной борьбы и иссушения страстей, с помощью благодати Божией человек восходит в новое духовное состояние- страх наемничий. Этот страх рождает надежду на получение от Бога блаженной вечности. Надежда рождается от крепкой веры, от крепкой надежды рождается более высокая степень надежды: упование на Бога, которое может совершенствоваться в высшую добродетель любовь. Трудясь в покаянии на основании страха Божия, имея крепкую надежду, человек может достичь третьей степени страха Божия называемой сыновьей, от которой рождается высшая добродетель любовь.

Печаль по Богу, это печаль, угодная Богу. Такая печаль есть духовное сожаление о самом себе, о своей греховности и рабстве. Сожаление о себе может родить сожаление о ближнем, причиняющему мне зло, что есть начало любви к ближнему. Сожаление о себе должно сопровождаться надеждою на милость Божию.

.

Борьба со страстью печали:

 

Борьба со всеми страстями, не удовлетворение которых, рождает печаль. В том числе борьба и со страстью печали.

Иметь упование на Бога, которое начинается с надежды на Бога.

Человек должен верить и надеяться, что Господь печеться о нем во вся дни и подаст все необходимое для жизни и спасения. Человеку нельзя удивляться тому, что его греховное состояние постоянно рождает грехи, это естественно в состоянии нашего падения. Отрицательные результаты в борьбе со страстями не должны приводить к отчаянию. Проявление грехов способствует не только обнаружению тайно затаившихся в сердце проявлений страстей, но сокрушает дух, заставляет вознуждаться во Спасителе, просить Бога о милости и помощи и приводит кающегося в новое духовное состояние нищеты духа, что является начальной ступенью нашего спасения. От человека, впавшего в грех благодать сразу не отходит, а ждет его покаяния, но если человек впадает в печаль, особенно в состояние отчаяния, то этим он отторгает благодать

Необходимо знание учения о Божием промысле. Отцы предложили рассматривать ситуацию, используя треугольник, где в вершине находится Бог, в одном углу человек, в другом злое обстоятельство. Без попущения Божия с нами ничто не происходит. Господь попускает зло только в той мере, сколько я могу выстоять, должен выдержать и мне необходимо для моего спасения. Выше сил Господь не попускает быть искушению.

Постоянное упражнение в отречении от своей воли. Искать благую Волю Божию.

Сначала христианин должен сохранять веру и не впадать в печаль в обычных житейских делах; затем приучать себя не терять надежду на Бога и в более серьезных испытаниях этой самой надеждой уничтожать печаль и подступающее отчаяние, помня заповедь: "Верный в малом, и во многом будет верен". Тот, кто искренне упражняется в борьбе с печалью в легких искушениях, тот устоит от отчаяния и в настоящих бедствиях, сохраняя упование на Бога, получая от Него своевременную помощь. Этой самой помощью Божией устоит христианин и в больших бедах. Проходя различные искушения, будем помнить, что без них не может быть наша жизнь. Они неизбежны, по слову Христа: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". Греховная воля рождается из страстей, и исполнение наших желаний питают и взращивают эти страсти. Не исполнение греховной воли рождает печаль, а согласование своей воли с волей Божией помогает в борьбе со страстями и исключает греховные пожелания. Но прежде чем согласовать свою волю с волей Божией, надо знать, как можно определить святую, спасительную волю Господа.

Как определить Божию волю

Заповедь первая: «Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией, все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией»

 

Заповедь вторая: «Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас Законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при встретившемся нам каком-либо сомнении изыскивать, чего заповеди Божий и церковные Предания требуют от нас, и не только то, чего требуют, но и обдумать, что согласно с ними (хотя точно не определено) и сходно с их духом».

 

Заповедь третья: «Апостол Павел говорит: Пророчества не уничижайте (I Фее. 5, 20), то есть изъяснения Божественного Писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с волею Божественной. А кто не желает всего означенного, тот явно не хочет уразуметь воли Божией».

Некоторые из нас, современных христиан, читая Евангелие, не видят в нем заповедей Христовых, потому что не понимают прочитанного. Чтобы понять прочитанное, нужны толкования святых отцов Церкви, разъясняющих смысл Благовестия, нужно восприятие практического опыта христианской жизни, изложенного в трудах учителей покаяния. Иными словами, нам необходимо читать не только Священное Писание, но и Священное Предание Церкви. Именно в Предании (творениях святых отцов Церкви) мы найдем драгоценный опыт понимания и исполнения Божией воли, Божиих заповедей.

 

Заповедь четвертая: «Для уразумения воли Божией в каком-либо данном сомнительном случае есть и другие источники... сюда относятся законно избранные, истинно по-христиански живущие объяснители нам воли Божией в наших недоразумениях (например, духовники, пастыри. — Прим. авт.)...

Отсюда открывается Божие благоволение изъяснять (открывать) Свою волю человеку через другого человека же. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав сему, не раскаешься.

Заповедь пятая: Если же не удалось определить Божию волю по первым четырем заповедям, то предлагается следующее: «Если... совершенно не известно, как Богу угодно, чтобы то или же другое из дел приведено было в исполнение, в таком случае остановись до времени, не исполняя ни одного из них, пока не узнаешь каким-либо образом, хотя приблизительно, что твое предприятие и твой выбор не противны воле Божией».

Вот такое простое правило: не спеши исполнять намеченное, остановись, успокой свои чувства, приведи в порядок мысли, отвлекись на какое-либо другое дело, а потом снова посмотри на проблему свежим взглядом. То, что ты никак не мог решить некоторое время тому назад, может оказаться, по милости Божией, совершенно простым и легким сейчас!

 

Заповедь шестая: Поступив в затруднительном деле так, как указано в пятой заповеди, то есть отложив его исполнение до разрешения недоумения, мы не должны просто сидеть в нерадении. Сам Господь говорит: Просите — и дано будет вам (Лк. 11, 9), поэтому советуют поступать следующим образом: «Когда замечаем, что праведное солнце воли Божией удаляется от нас, и мы совершенно не знаем, что нам делать, нам необходимо и весьма полезно возвести очи наши к небу и усердными молитвами стучать в него, говоря: Господи! Что повелишь мне делать?

 

Заповедь седьмая: «Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно преднамереваемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предпринимаемом деле. Объятый таким усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, когда он находится в сомнении о том, будет ли то или другое его предприятие согласно с волей Божией, молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, от всего сердца: "Господи! Если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно...". Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать, как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит тем Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение»'.

 

На первый взгляд, седьмая заповедь очень удобна и проста: отложив всякое сомнение, делай то, что тебе кажется лучшим. На самом же деле она очень ответственна и опасна, особенно для начинающего только учиться искать Божию волю, — недаром стоит последней по счету! Обратим внимание, что пользоваться ею может тот, кто «искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией», и «объятый таким усердным желанием». Соответствует этому условию тот, кто, во-первых, глубоко осознал, что дальше жить по своей воле нельзя, что все грехи и беды предыдущей жизни произошли от своеволия, что своя воля основана на страстях, через которые сатана руководит человеком, что для спасения необходимо во всем искать Божию волю и исполнять ее, какою бы неприятной и тяжелой она не оказалась; во-вторых, добросовестно поупражнялся в предыдущих шести заповедях определения Божией воли, то есть знает Священное Писание (заповеди Христовы) и творения святых отцов, научающих исполнению заповедей, способен принять совет от более опытных в вере, умеет молитвенно обращаться к Богу, отдавая себя всецело в волю Божию; в-третьих, в сложных жизненных обстоятельствах уже проявил способность отрекаться от своей воли ради исполнения Божией воли, определив ее по предыдущим шести заповедям.

 

Такой христианин, видя несколько вариантов решения проблемы, отвергает те, в которых содержится явный грех (нарушение заповедей). Оставшиеся варианты, если не видит в них какого-либо духовного преимущества, рассматривает как равнозначные и, при искреннем желании угодить Богу, а не себе, выбирает любой из них и начинает исполнять, молясь при этом так: «Господи! В выбранном мною варианте я не вижу греха, но не знаю точно, угоден ли он Тебе. Если бы я знал, что Тебе угодно, то обязательно поступил бы именно так! Но поскольку я точно не знаю Твоей святой воли, то приступаю к этому делу, которое кажется мне наиболее полезным для моего спасения. Не вмени мне, Господи, этого дела во грех, но если оно Тебе не угодно, то каким-либо образом Сам останови его, из чего я пойму, что нужно поступать по-другому». Ещё раз отметим, что седьмая заповедь может быть применима только опытными христианами.

В одном из монастырей жил монах. Послушание у него было ухаживать за больными. Жизнь этого монаха ничем не отличалась от других, ибо он не совершал ни каких аскетических подвигов. Но у него была одна особенность: больные прикоснувшись к его одежде получали исцеления. Это очень смущало братию. Начальник монастыря спросил его о действующей причине в исцелении больных.

- И я сам удивляюсь тому. Что я могу возвращать здоровье им,- отвечал монах-врач- и мне становится стыдно, что мои одежды имеют такую силу, ибо я ни постом, ни другими подвигами монашескими не заслужил такого дара у Бога и едва ли равняюсь в этом отношении с прочей братией, но ни в каком случае не превосхожу других.

-Это истинно так,- сказал начальник,- мы видим, что ты человек обыкновенный и не имеешь в себе ничего излишнего против других.

И начал старейшина монастыря еще подробнее расспрашивать исповедуемого им, желая подробно узнать и о других его качествах и полагая раскрыть тайну самого сердца его. На эти расспросы начальника сказал он, искусный в добродетельной жизни муж:

- Я вспомнил о данной мне от Бога благодати (милости) той, по которой я постоянно нахожусь в согласии с волей Божией обо мне, чтобы мне никогда и ни о чем таком не мыслить, что противно было бы воле Божественной. Я никогда не ужасаюсь всяких приключений возмутительных, могущих поколебать мой ум, расслабить во мне сердце, с тем, чтобы я на что-либо пожаловался кому или открыл мою печаль, а равно и встречающиеся мне благополучные меня происшествия не услаждают меня до такой степени, чтобы я ради их более веселился, чем в прочие дни моей жизни, я принимаю равно, что посылает мне рука Божия. как благополучное, так и сопротивное мнe, и не молю Бога о том, чтобы все сбывалось по моему желанию, но желаю, чтобы все сбывалось по воле Божией, то есть так, как совершается оно в самих происшествиях. Таким образом, ничто меня особенно не услаждает, ничто не сокрушает печалью и не смущает, ничто не делает меня благополучным (счастливым), как только одна и та же воля Божественная. Поэтому во всех моих молитвах без исключения об одном только том прошу Бога, да воля Божественная всегда во мне и во всех созданиях Его всецело совершается.

Начальник монастыря весьма удивился всему этому и, обращаясь к монаху, спросил его:

Любезный брат! Скажи мне, каково было твое помышление вчера, во время бывшего у нас пожара? Неужели ты вместе со всеми нами не поскорбел, когда злой человек поджег наши монастырские постройки, когда скотские хлева и гумно, в которых сгорело много пшеницы и скота, все погибло?

На этот вопрос отвечал инок:

-Желаю, чтобы узнал ты, святый отче, что вся монастырская потеря не причинила мне ни малейшей скорби, потому что я привык за все, и за скорбное, и за приятное, благодарить Бога и равнодушно принимать то и другое и уверен, что все, сбывающееся с нами, попущением Божиего Промысла и для нашей пользы бывает. А потому не забочусь о том, мало или много имеем хлеба и прочего для нашего пропитания, будучи твердо уверен, что Бог может каждого из нас насытить так же одним укрухом (краюшкой), как бы и целым хлебом. И таким образом спокойно и доброжелательно, без смущения провожу свою жизнь...

Игумен...после обоюдного непродолжительного молчания сказал, наконец, иноку:

- Иди, возлюбленный, иди, отче, и прилежно исполняй высказанное тобою мне твое обещание Богу: ты нашел небо вне неба и пойми, что такая благодать не многим даруется от Бога, не много найдется таких, которых бы никто не мог растревожить или оскорбить. Тот огражден в жизни своей крепкими и неприступными стенами, кто всегда и во всем, что ни встречается с ним в жизни, согласуется с волей Божией, то есть принимает оное как посланное ему Богом"

 

Итак, убедившись в необходимости иметь упование на Бога для успешной борьбы с печалью и отчаянием, вернемся к истории с монахом, одежда которого исцеляла больных. Здесь нам важно будет понять, что чудотворение — это только видимое доказательство его святости, приобретенной не великими трудами постнических и отшельнических подвигов, а полученной от Бога только лишь за искреннее oтречение от своей воли и стремление во всем исполнять волю Господа. Для нас, современных христиан, этот способ спасения ocтается, пожалуй, единственным, потому что большинство из нас не имеют крепости телесной, времени и даже места для долгих молитвенных упражнений, так как загружены разнообразными суетой и хлопотами: работа, семья, дача и пр. Нам, немощным, невозможно подражать древним подвижникам в их трудах и подвигах. Но научиться принимать без смущения все происходящее, как попущенное Самим Богом для нашего спасения, благодарить Господа за скорби, как средство исцеления души, не видеть в людях (в том числе и в домашних) врагов, всем милостиво все прощать, иметь ровное настроениe духа как в радостях, так и в бедах, помнить все время о предстоящей смерти и Суде Божием, никогда не забывать о своих грехах прошлых и замечать нынешние, а также как можно чаще в течение дня призывать Спасителя - это всякому человеку посильно и не требует никаких особых условий. Такой способ спасения (отречение от своей воли и стремление во всем следовать воле Божией) является самым легким и удобным, потому что направлен конкретно на уничтожение гордости — демонской твердыни, главного основания сатаны в нашей душе. Если у дерева уничтожить корень, то и все дерево погибнет, — так и в душе: если подсечь гордость, то и все остальные страсти иссякнут и своих плодов (грехов) приносить не смогут.

 

ГРЕХИ СТРАСТИ ПЕЧАЛИ

отчаяние в трудных ситуациях;

рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;

нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть;

мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;

отречение от спасительного креста – бегство от попущенных богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от божьей воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;

жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» - не можем принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей;

не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу;

ропот на Бога и выставление Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед;

огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной;

сильное огорчение от неудач, когда срываются наши планы и мечты;

недовольны своей участью, считаем себя достойными лучшего, говорили: чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил;

больше меры переживаем о родных и близких (особенно о детях), плачем при этом, желаем им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забываем;

опасение старости (как будем жить?), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы (на что будем жить?);

огорчение от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходящее порой не только до потери настроения, но и здоровья;

утрата в трудных жизненных ситуациях надежды на Бога, сомнение в безграничном милосердии Божьем, что легко доводит до отчаяния; забыли, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божьего; в скорбях Бог особенно близок к нам; если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просим;

недоверие промыслу Божьему, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное;

ропот на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставление их виновниками наших бед;

сильная привязанность к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей, и нежелание с ними расставаться);

постоянное размышление о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходят;

неспособность безропотно переносить скорби;

ропот на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.;

тоска по прежней счастливой жизни;

тоска от утраты благополучия и здоровья, от расставания с любимым человеком или детьми;

неблагодарение Богу за всё случившееся (и доброе, и худое);

нетерпеливость (желание, чтобы поскорее разрешились наши проблемы);

жаление себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам досталась работа потруднее, или когда предстоит ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; стараемся себе выбрать полегче, а тяжелое сваливаем на других);

ожидаем, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требуем этого от окружающих;

плохое настроение оттого, что «на меня не обращают внимания», «не разговаривают со мной», «не делятся со мной новостями».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: