Д. Б. Эльконина «Психология обучения младшего школьника»
Введение
Начальная школа ставит перед собой задачу формирования способности к усвоению системы научных знаний, превращается в подготовительную ступень, органически связанную со всеми остальными, высшими ступенями образования.
Главный итог исследований — экспериментально подтвержденная возможность формирования, при некоторых условиях обучения, значительно более высоких уровней психического развития в младшем школьном возрасте. Определяющие факторы — содержание обучения и органически с ним связанные новые методы, которые приводят к коренному изменению процессов усвоения детьми других, значительно более сложных по своему содержанию теоретических знаний.
Школьное обучение — его особенности
Обучение— всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития.
Готовность к обучению определяется сформированностью тенденции к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции новой социальной позиции.
Основной чертой является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность– учебную деятельность и это ставит его в совершено новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы отношение к себе и самооценка.
Она — ведущая в младшем школьном возрасте. Под ведущей понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития.
|
Одно из свойственных противоречий заключается в том, что, будучи общественной по смыслу, содержанию, форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату (усвоенные в процессе учебной деятельности знания, умения, навыки, способы действий — приобретения отдельного ученика).
Вторая особенность - требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.
Третья особенность заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Научное знание непосредственно не совпадает с практическим, эмпирическим знанием, которое складывается у ребенка в процессе личного опыта употребления предметов или решения практических задач, опыта, приобретаемого под руководством взрослых в дошкольный период.
Другая особенность— нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей.
Специфика детского мышления — «центрация» и отсутствие представления о постоянстве основных свойств вещей (объема, веса, количества, площади) — тесно связаны друг с другом и определены особенностями деятельности ребенка этого возраста, его общим, преимущественно практическим отношением к миру вещей.
Четвертая существенная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений становится опосредствованной, то есть для общения учителя с учениками и наоборот необходимо овладеть особыми средствами.
|
Первые недели в школе
Первоклассники чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил.
Самостоятельные домашние задания имеют чисто учебное значение, как закрепляющие материал, усвоенный в классе, на уроке, так же играют и большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности, формирования самой учебной деятельности.
На первых этапах правильнее применять оценки, то есть развернутый разбор работы. Лишь постепенно такие развернутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку.
Учебная деятельность — ее структура и формирование
К концу 1 класса дети начинают относиться к своим учебным обязанностям менее ответственно, чем это было вначале.
Две взаимосвязанные причины:
· Во-первых, позиция уже есть, новое положение достигнуто и для его поддержания не нужно ничего делать;
· Во-вторых, позиция школьника не находится в каких-либо определенных отношениях с содержанием того, что делается в школе, не определяет, чем именно надо заниматься, что именно усваивать. Для социальной позиции совершенно безразлично, чем заниматься, — важно, чтобы это происходило в школе.
Учебная деятельность — деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действии в сфере научных понятий.
Первый важнейший элемент структуры учебной деятельности — учебно-познавательные мотивы. Их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Второй важнейший элемент — учебная задача. Это целая система. Один из важнейших компонентов учебной деятельности — контроль.