Учебная деятельность — ее структура и формирование




Д. Б. Эльконина «Психология обучения младшего школьника»

Введение

Начальная школа ставит перед собой задачу формирования способно­сти к усвоению системы научных знаний, превращается в подготовительную ступень, органически связанную со всеми остальными, высшими ступенями об­разования.

Главный итог исследований — экспериментально под­твержденная возможность формирования, при некоторых условиях обучения, значительно более высоких уровней психического развития в младшем школьном возрасте. Оп­ределяющие факторы — содержание обучения и органически с ним связанные новые методы, которые при­водят к коренному изменению процессов усвоения детьми других, значительно более сложных по своему содержанию теоретических знаний.

Школьное обучение — его особенности

Обучение— всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития.

Готовность к обучению определяется сформированностью тенденции к общественно значи­мой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции новой социальной позиции.

Основной чертой является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность– учебную деятельность и это ставит его в совершено новую позицию по отношению ко всем окружа­ющим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ре­бенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы отношение к себе и самооценка.

Она — ведущая в младшем школьном возрасте. Под ведущей понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения дан­ного периода развития.

Одно из свойственных противо­речий заключается в том, что, будучи общественной по смыслу, содержанию, форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату (усвоен­ные в процессе учебной деятельности знания, умения, на­выки, способы действий — приобретения отдельного уче­ника).

Вторая особенность - требует обяза­тельного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребыва­ния в школе.

Третья особенность заключается в том, что с поступлени­ем в школу начинается изучение науки в системе или ло­гике самой науки. Научное знание непосредственно не совпадает с практическим, эмпириче­ским знанием, которое складывается у ребенка в процессе личного опыта употребления предметов или решения практических задач, опыта, приобретаемого под руковод­ством взрослых в дошкольный период.

Другая особенность— нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей.

Специфика детского мышления — «центрация» и от­сутствие представления о постоянстве основных свойств вещей (объема, веса, количества, площади) — тесно связаны друг с другом и определены особенностями деятельности ребенка этого возраста, его общим, преимущественно практическим отношением к миру вещей.

Четвертая существенная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систе­му отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений становится опосредство­ванной, то есть для общения учителя с учениками и наоборот необходимо овладеть особыми средствами.

Первые недели в школе

Первоклассники чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил.

Самостоятельные домашние задания имеют чисто учебное значение, как закрепляющие материал, ус­военный в классе, на уроке, так же играют и большую воспита­тельную роль. Они важны для воспитания организованно­сти, формирования самой учебной деятельности.

На первых этапах правильнее применять оценки, то есть развернутый разбор работы. Лишь постепенно такие развернутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку.

Учебная деятельность — ее структура и формирование

К концу 1 класса дети начинают относиться к своим учебным обязан­ностям менее ответственно, чем это было вначале.

Две взаимосвязанные причины:

· Во-первых, позиция уже есть, новое положение достиг­нуто и для его поддержания не нужно ничего делать;

· Во-вторых, позиция школьника не находится в каких-либо определенных отношениях с содержанием того, что дела­ется в школе, не определяет, чем именно надо заниматься, что именно усваивать. Для социальной позиции совершен­но безразлично, чем заниматься, — важно, чтобы это про­исходило в школе.

Учебная деятельность — деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действии в сфере научных понятий.

Первый важнейший элемент структуры учебной деятельности — учебно-познавательные мотивы. Их формирование — важнейшая задача начального обуче­ния, и от того, насколько будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успеш­ность дальнейшего обучения.

Второй важнейший элемент — учебная задача. Это целая система. Один из важнейших компонентов учебной деятельно­сти — контроль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: