Век - стал веком ответов.




БИЛЕТ 13

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

XVIII век.

Основа идеологии Просвещения – РАЗУМ.

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» - главная книга времени.

Организатором, ответственным редактором и автором большинства статей был ДЕНИ ДИДРО.

А так же ВОЛЬТЕР и Ж.-Ж. Руссо.

· Обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

· Использование научных достижений во благо человечеству.

· Популяризация знания.

· Разрешено женское образование.

· Научным языком стал франц.

· Равенство всех граждан перед законом.

· Смысл науки – служба обществу.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1. Философский роман – ВОЛЬТЕР

2. Эпистолярный роман – Ж.-Ж. РУССО

Вольтер, Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778)

· Метание между отрицанием и утверждением бессмертности души.

· Отстаивание естественных прав.

· Борьба против любой религиозности и в то же время неприятие атеизма.

· Смысл жизни – полет истины, постоянное саморазвитие.

КАНДИД, или Оптимизм.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

· Представитель сентиментализма.

· Основные положение демократии.

· Основы воспитания, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности ребёнка (Роман «Эмиль», «Новая Элоиза»(или «Юлия») – эпистолярный роман. Один из популярнейших романов своего времени.

Антуан Франсуа Прево (1697 – 1763)

«История кавалера де Грие и Манон Леско»

Шадерло де Лакло (1741 – 1803)

«Опасные связи»

Эварист парни

Поэма «Война Богов» (пародия на Библию)

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

· Довольно ярко политически окрашенная лит-ра.

· Велика роль памфлета (острой сатиры).

· Гротеск.

Даниэль Дефо (1660 – 1731)

«Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона крузо»

Роман – дневник.

Полное название:

«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего в 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного спасения пиратами; написанная им самим».

· Псевдо-документальная худож. Проза.

· Главная мысль – неистощимые возможности человека.

· Это и притча, и приключенческий роман, и история создания цивилизации, и нравственные размышления.

Джонатан Свифт (1667 – 1745)

Свифт – мизантроп. «Путешествие Леммюэля Гулливера»)

· Двухслойная сатира: памфлетная и философская.

· Имитация точности.

· Социальная сатира.

· Отвращение к человечеству, неверие в образ человека, как в Венец Творения.

· Антиутопия.

Генри Филдинг (1707 – 1754)

«История Тома Джонса, найденыша» Роман воспитание.

ЛЕКЦИИ ВЕРЕМЕЕВА

ОЧЕНЬ ХОРОШО НАПИСАННЫЕ, и превращенные мной в конфетку.

Просвещение.

· В Ренессансе есть идея Бога – вертикаль.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – ГОРИЗОНТАЛЬ.

Все, что доступно исследованию, является объектом познания.

Основа романа – открытия, что были сделаны в педагогике. (18 век уделяет очень много времени педагогике)

Роман — повествование о формирующемся человеке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - важнейшая книга просвещения!

(написана ровно в середине 18 века).

1. Энциклопедия говорит об определенных вещах. Постигаемых, объективных, а не субъективных. Энциклопедия пытается познать строение этого мира. В нее писали статьи ученые разных стран, это, пожалуй, единственный в мире проект, который объединил всю Европу.Тема перекрестных ссылок зримо убеждает в том, что весь мир вписан в единую систему. Это дало впоследствии в литературе возможность обозреть мир, как систему.

Энциклопедия — книга, которая описывают саму идею эпоху Просвещения.

По мнению просветителей, один из главных способов воспитания — подражание.

Человек рождается хорошим, смотрит на общество, оно делает его дурным. Надо воспитать поколения людей, которые будут воспитаны и хороши. И общество станет прекрасным. Писатели предлагают воспитать человека. И в этом контексте воскрешается жанр роман — в воспитательном. РОМАН ВОСПИТАНИЯ.

17 Век - век вопросов.

век - стал веком ответов.

Вертикальный вопрос получил горизонтальный ответ. Человек задумался о себе не в контексте вечного бытия, а в контексте своего конечного опыта. Опыт в основе научного познания, а именно наука становится новым Богом.

Активное развитие естественных наук.

“Чем больше я узнаю о мире, тем больше восхищаюсь богом”. Церковь же становится тогда действительно врагом религии.

Пока человек не получил образования - он незакончен. (Он набросок и, только получив образование, становится самим собой.)

Развивается педагогика. (Руссо + Ян Амос Каменский)

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАНИЯ

· Среда

· Наследственность

· Воспитание

Просветительское мировоззрение => античное.

Человека воспитывают обстоятельства.

Человек воспитывает себя сам.

Человек воспитывает другого человека.

В середине 18 века выходит первый том книги, которая почти вытеснит Библию. Энциклопедия Дидро и Жака д-Аламбера. (Она занимается тем же, чем и Библия, она описывает мир, только без Бога.)

Язык – ЛАТЫНЬ

РОМАН

1. В романе автор доминирует над читателем, а посредником между автором и читателем становится Герой.

2. В герое есть психологические черты автора и одновременно всех современников.

3. Роман становится инструментом воспитания.

4. Аналитическая составляющая. Из романа уходит главнейшая эпическая составляющая - рок, образ судьбы. Есть до и после, причины и следствия. Прошлое формировало настоящее, настоящее - будущее. У человека есть выбор, и никто кроме человека за этот мир не отвечает.

5. Рефлексия. Романы нужно читать, присоединяясь к герою. Герой делает поступок, а потом мы вместе с героем анализируем этот поступок.

 

Только философский роман не выдаёт себя за события реальной жизни.

6. Новые отношения между автором и читателем. Они заключают договор. “Я тебя не обманываю, я просто меняю твоё имя”. Всякий читающий подобен герою.

 

ВИДЫРОМАНОВ:

Роман - воспитание. В центре Герой, который воспитывается. Наблюдаем за героем

Роман - путешествие. Роман большой дороги. Путешествующий Герой. С помощью героя наблюдаем за миром

Роман - рококо. Смещается акцент с отношений Бог-человек на отношения человек-человек

В конце века сентиментальный роман.

Философский роман

ДАНИЭЛЬ ДЭФО

Писать начинает только годам к 60. До этого взаимодействовал с публикой в жанре памфлета (как и Свифт) - сочинение, подобное эссе, содержащее рассуждение автора на значимую социальную тему, но в отличие от эссеиста памфлетист рассчитывает на общественную реакцию.

“Памфлет о пчеле и пауке” - о соотношении традиционалистской литературы и новаторской. Памфлетист мыслит аллегорией. Тогда как эссеист в аллегории и метафоре не нуждается, он должен быть максимально понят. А памфлетист хочет заворожить.

Роман считался низким жанром!

Ренессанс ориентируется на избранных.

Просвещение - на большинство.

(Александр Силькирк - прообраз Робинзона.)

· Появление жанра - Робинзонада - человек, оторванный от общества, совершенно одинокий, строящий цивилизацию своего “Я”.

 

 

· Главное качество героя - вера, которая реализует себя не молитвой, а поступками.

· Делает календарь в первую очередь - чтобы помнить о религиозных праздниках.

· Солнечные часы - потому что это цивилизационный регламент жизни.

Вера, разум, терпение – составляющие героя романа воспитания.

Идеальный человек ренессанса – творец.

Идеальный человек просвещения - тот, кто расширяет цивилизацию.

· Рефлексия. Потребность анализировать свои поступки, мысли, реакцию на внешний мир.

Книга составлена совершенно новым образом. Появляются лирические отступления. Существует персонаж и его история, а рядом - его рефлексия о событии и дальше - о человеке вообще.

Новый гуманизм Просвещения: ты человек - такой же ка другие люди, ты можешь стать лучше - и все равно останешься человеком и что бы ни случилось плохого - ты будешь человеком. Признавать свои слабости, как ничто естественное и обязательное, но при этом использовать их для роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: