БИЛЕТ 13
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
XVIII век.
Основа идеологии Просвещения – РАЗУМ.
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» - главная книга времени.
Организатором, ответственным редактором и автором большинства статей был ДЕНИ ДИДРО.
А так же ВОЛЬТЕР и Ж.-Ж. Руссо.
· Обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
· Использование научных достижений во благо человечеству.
· Популяризация знания.
· Разрешено женское образование.
· Научным языком стал франц.
· Равенство всех граждан перед законом.
· Смысл науки – служба обществу.
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Философский роман – ВОЛЬТЕР
2. Эпистолярный роман – Ж.-Ж. РУССО
Вольтер, Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778)
· Метание между отрицанием и утверждением бессмертности души.
· Отстаивание естественных прав.
· Борьба против любой религиозности и в то же время неприятие атеизма.
· Смысл жизни – полет истины, постоянное саморазвитие.
КАНДИД, или Оптимизм.
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)
· Представитель сентиментализма.
· Основные положение демократии.
· Основы воспитания, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности ребёнка (Роман «Эмиль», «Новая Элоиза»(или «Юлия») – эпистолярный роман. Один из популярнейших романов своего времени.
Антуан Франсуа Прево (1697 – 1763)
«История кавалера де Грие и Манон Леско»
Шадерло де Лакло (1741 – 1803)
«Опасные связи»
Эварист парни
Поэма «Война Богов» (пародия на Библию)
АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
· Довольно ярко политически окрашенная лит-ра.
· Велика роль памфлета (острой сатиры).
· Гротеск.
Даниэль Дефо (1660 – 1731)
«Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона крузо»
Роман – дневник.
Полное название:
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего в 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного спасения пиратами; написанная им самим».
· Псевдо-документальная худож. Проза.
· Главная мысль – неистощимые возможности человека.
· Это и притча, и приключенческий роман, и история создания цивилизации, и нравственные размышления.
Джонатан Свифт (1667 – 1745)
Свифт – мизантроп. «Путешествие Леммюэля Гулливера»)
· Двухслойная сатира: памфлетная и философская.
· Имитация точности.
· Социальная сатира.
· Отвращение к человечеству, неверие в образ человека, как в Венец Творения.
· Антиутопия.
Генри Филдинг (1707 – 1754)
«История Тома Джонса, найденыша» Роман воспитание.
ЛЕКЦИИ ВЕРЕМЕЕВА
ОЧЕНЬ ХОРОШО НАПИСАННЫЕ, и превращенные мной в конфетку.
Просвещение.
· В Ренессансе есть идея Бога – вертикаль.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – ГОРИЗОНТАЛЬ.
Все, что доступно исследованию, является объектом познания.
Основа романа – открытия, что были сделаны в педагогике. (18 век уделяет очень много времени педагогике)
Роман — повествование о формирующемся человеке.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - важнейшая книга просвещения!
(написана ровно в середине 18 века).
1. Энциклопедия говорит об определенных вещах. Постигаемых, объективных, а не субъективных. Энциклопедия пытается познать строение этого мира. В нее писали статьи ученые разных стран, это, пожалуй, единственный в мире проект, который объединил всю Европу.Тема перекрестных ссылок зримо убеждает в том, что весь мир вписан в единую систему. Это дало впоследствии в литературе возможность обозреть мир, как систему.
Энциклопедия — книга, которая описывают саму идею эпоху Просвещения.
По мнению просветителей, один из главных способов воспитания — подражание.
Человек рождается хорошим, смотрит на общество, оно делает его дурным. Надо воспитать поколения людей, которые будут воспитаны и хороши. И общество станет прекрасным. Писатели предлагают воспитать человека. И в этом контексте воскрешается жанр роман — в воспитательном. РОМАН ВОСПИТАНИЯ.
17 Век - век вопросов.
век - стал веком ответов.
Вертикальный вопрос получил горизонтальный ответ. Человек задумался о себе не в контексте вечного бытия, а в контексте своего конечного опыта. Опыт в основе научного познания, а именно наука становится новым Богом.
Активное развитие естественных наук.
“Чем больше я узнаю о мире, тем больше восхищаюсь богом”. Церковь же становится тогда действительно врагом религии.
Пока человек не получил образования - он незакончен. (Он набросок и, только получив образование, становится самим собой.)
Развивается педагогика. (Руссо + Ян Амос Каменский)
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАНИЯ
· Среда
· Наследственность
· Воспитание
Просветительское мировоззрение => античное.
Человека воспитывают обстоятельства.
Человек воспитывает себя сам.
Человек воспитывает другого человека.
В середине 18 века выходит первый том книги, которая почти вытеснит Библию. Энциклопедия Дидро и Жака д-Аламбера. (Она занимается тем же, чем и Библия, она описывает мир, только без Бога.)
Язык – ЛАТЫНЬ
РОМАН
1. В романе автор доминирует над читателем, а посредником между автором и читателем становится Герой.
2. В герое есть психологические черты автора и одновременно всех современников.
3. Роман становится инструментом воспитания.
4. Аналитическая составляющая. Из романа уходит главнейшая эпическая составляющая - рок, образ судьбы. Есть до и после, причины и следствия. Прошлое формировало настоящее, настоящее - будущее. У человека есть выбор, и никто кроме человека за этот мир не отвечает.
5. Рефлексия. Романы нужно читать, присоединяясь к герою. Герой делает поступок, а потом мы вместе с героем анализируем этот поступок.
Только философский роман не выдаёт себя за события реальной жизни.
6. Новые отношения между автором и читателем. Они заключают договор. “Я тебя не обманываю, я просто меняю твоё имя”. Всякий читающий подобен герою.
ВИДЫРОМАНОВ:
Роман - воспитание. В центре Герой, который воспитывается. Наблюдаем за героем
Роман - путешествие. Роман большой дороги. Путешествующий Герой. С помощью героя наблюдаем за миром
Роман - рококо. Смещается акцент с отношений Бог-человек на отношения человек-человек
В конце века сентиментальный роман.
Философский роман
ДАНИЭЛЬ ДЭФО
Писать начинает только годам к 60. До этого взаимодействовал с публикой в жанре памфлета (как и Свифт) - сочинение, подобное эссе, содержащее рассуждение автора на значимую социальную тему, но в отличие от эссеиста памфлетист рассчитывает на общественную реакцию.
“Памфлет о пчеле и пауке” - о соотношении традиционалистской литературы и новаторской. Памфлетист мыслит аллегорией. Тогда как эссеист в аллегории и метафоре не нуждается, он должен быть максимально понят. А памфлетист хочет заворожить.
Роман считался низким жанром!
Ренессанс ориентируется на избранных.
Просвещение - на большинство.
(Александр Силькирк - прообраз Робинзона.)
· Появление жанра - Робинзонада - человек, оторванный от общества, совершенно одинокий, строящий цивилизацию своего “Я”.
· Главное качество героя - вера, которая реализует себя не молитвой, а поступками.
· Делает календарь в первую очередь - чтобы помнить о религиозных праздниках.
· Солнечные часы - потому что это цивилизационный регламент жизни.
Вера, разум, терпение – составляющие героя романа воспитания.
Идеальный человек ренессанса – творец.
Идеальный человек просвещения - тот, кто расширяет цивилизацию.
· Рефлексия. Потребность анализировать свои поступки, мысли, реакцию на внешний мир.
Книга составлена совершенно новым образом. Появляются лирические отступления. Существует персонаж и его история, а рядом - его рефлексия о событии и дальше - о человеке вообще.
Новый гуманизм Просвещения: ты человек - такой же ка другие люди, ты можешь стать лучше - и все равно останешься человеком и что бы ни случилось плохого - ты будешь человеком. Признавать свои слабости, как ничто естественное и обязательное, но при этом использовать их для роста.