Благодаря рефлексии читатель становится участником повествования.




Почему Робинзон встречает именно каннибала?

Пятница - усугубленный рабовладелец, он встречает как бы самого себя, только в более запущенном состоянии. Пятница - ещё и язычник.

Пятница - кроме того, потому что в этот день Господь создал человека.

Первое, чему учит Робинзон - говорить.

Как дать дикарю ощущение времени? Научить его вечности. Дать ему Бога, который есть мир.

Но самое главное - труд

Почему мужчина?

Для воспитательного романа важно чтобы не было активной любовной линии. Любовь сильнее воспитания.

Женщина не может быть предметом воспитательного процесса.

Идея Просвещения - мужчину можно перевоспитать. А женщина, какая рождается - такая и умирает.

 

СВИФТ

Лилипуты — пародия на современную политическую жизнь. Они лилипуты, потому что их намерения мелки, а власть огромна

Великаны — пародия на мещанское сословие — они добродушны и глупы, у них маленькая власть.

Герой толерантен - он принимает мир таким, какой он есть и никого не пытается изменить. Он сам встраивается в тот мир, в который он попадает.

Только в последнем путешествии Герой начинает пытаться воспитываться и меняться, когда попадает в свой рай.

Гулливер путешествует по островам.

Остров это утопия. Место которого нет, но оно есть и его нужно узнать.

Мир - смешной - очевидное наследие Рабле.

(Но у Рабле великан, потому что избыточен; а у Свифта великан, потому что мал.)

На летающем острове он встречается с умниками. Это уже не просто британская сатира, это имеет отношение ко всей Европе.

Последнее путешествие на остров гуингмов он предпринимает сознательно.

Почему лошади?

В греческой мифологии лошадь объединена с человеком в кентавра. Кентавр мудр и похотлив.

И он борется со своей похотью именно с помощью мудрости. Кони, как воплощение божественной силы. Свифт выбирает лошадей, потому что это - бестиарный образ с колоссальной античной биографией.

А античность - гармония.

Еху подобны людям. И они рабы.

Почему Гулливера пустили к гуингмам?

Потому что еще не разделся. Одежда - это цивилизация. Налёт цивилизации на человеке довольно тонок и он не принадлежит ему физиологически. Чтобы быть культурным, человек должен всегда предпринимать усилия.

Почему они его не принимают?

Это ксенофобия любого идеального общества. Страх чужого.

(Если мы соглашаемся с тем, что Гулливер еху, и может быть с нами, мы признаем, что теоретически другие еху тоже могут.)

Трагедия идеального общества - если она не будет впускать в себя новую кровь - оно просто выродится.

Оценка современников:

Первая и вторая часть были поняты и запрещены.

Третья и четвёртая поняты не были.

Трагический финал. Нашел свой рай, но не был отвергнут.

СТЕРН

Литература сентиментализма предтеча:

Романтизму по содержанию

Модернизму по форме

· Был открыт в 20 веке.

· Стерн был беден, священник - пастор.

· Из его переписки с возлюбленными прихожанками вырастает стиль сентиментальной литературы.

· “я держу читателя за пуговицу” - нарушает привычную дистанцию, говорит читателю о всяких пустяках.

· Первый роман - “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена”.

Стерн называет его словом “чудак” – люди, которые живут в своём внутреннем мире.

В сентиментальной литературе - герой комический

В романтизме - трагический.

· Из сентиментальной литературы родится английский юмор - несовпадение ситуации и ее оценки.

· Минимум быта. Событие не важно, важнее - реакция на него.

· “Не я владею пиром, оно владеет мною, я только записываю” - Стерн.

· Новый тип автора. (Это роман не о героях, это роман про роман, о том, как пишется роман.) Важнее всего - внутренний мир. Главный герой – Альтер эго самого автора (Тристрам Шенди).

· Сентиментальный герой отличается тем, что способен чувствовать.

ГЁТЕ

· Основоположник европейского и сентиментализма, и романтизма.

· Пережил всех своих детей. Все его любовные истории отразились в его творчестве.

Например, любовь к жене другого человека — Шарлотте, отразилось в страданиях юного Вертера. Любовь с Лили Шонеман отразилась в ранней поэзии.

· Гете был писателем, поэтом, драматургом, мемуаристом, эссеистом.

 

· Страдания юного Вертера написаны в период несчастной любви к девушке по имени Лотта. Хотел покончить жизнь самоубийством.

 

· Последний раз в жизни влюбился в 80 лет.

· Роман произвёл эффект атомной бомбы. Волна юношеских самоубийств.

· Разрушает границу между читателем и автором, он не выступает как учитель и пророк.

· Письма - соединяет мир внешний и внутренний.

· Вертер - Герой предельных чувств, он - мостик к романтическому герою.

· Вертеру кажется, что героиня то склоняется к нему, то отторгает его. Героине он безразличен. А это - Герой романтический.

ВОЛЬТЕР

· Жил на границе Швейцарии и Франции.

· Занимался спекуляциями

· Единственный тип романа, который не пытается учить — философски роман.

· Философский роман – роман идея.

· В основе романа Кандид Лейбница, лежит идея

“Мы живём в лучшем из возможных миров”. Вольтер хочет проверить. Он берет персонажа - и обрушивает на него все несчастья, и каждый раз как бы спрашивает через читателя об этом.

Приходит к тому что “все что не делается, все к лучшему”.

· Все иронично и перевернуто.

· Возлюбленная - старая проститутка.

· Кандид - “наивный”. Герой выморочный, придуманный. Не нужно, чтобы он получал опыт, чтобы в новой ситуации не действовал исходя из опыта.

Отличия от просветительского романа:

· Чистый персонаж. Он существует всегда заново в каждой ситуации

· Все нужно читать как метафоры:

Героя грабят - это отношения человека и социума, скажем - сплетня.

Изнасилование - метафора отношения социума к женщине - свободы не дают.

Повешение - перекрытое горло - нет свободы слова. Эльдорадо - попытка заменить мечту о золотом мире золотом. И чем больше достигаешь желаемого, тем меньше получаешь.

РОМАН РОКОКО

Искусство рококо - создание светского, в высшей степени цивилизованного общества.

· Рококо чуждо стремление ставить и разрешать "вечные" вопросы.

· Стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения.

· Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем.

· Проблемы частного, интимного существования человека.

· Характерные черты манеры - игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека.

· Основной интерес литературы рококо направлен на постижение интимной психологии частного человека, на историю естественно-скандальных "заблуждений сердца и ума".

· Роман о частной жизни, речь идет о взаимных отношениях, никакой вертикали, возможность исследовать человека в его ежедневности, его повседневности.

· Романы рококо — романы о желаниях, о природе желаний.

· Два романа:

Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»

Де Лакло «Опасные связи» эпистолярный роман.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: