Почему Робинзон встречает именно каннибала?
Пятница - усугубленный рабовладелец, он встречает как бы самого себя, только в более запущенном состоянии. Пятница - ещё и язычник.
Пятница - кроме того, потому что в этот день Господь создал человека.
Первое, чему учит Робинзон - говорить.
Как дать дикарю ощущение времени? Научить его вечности. Дать ему Бога, который есть мир.
Но самое главное - труд
Почему мужчина?
Для воспитательного романа важно чтобы не было активной любовной линии. Любовь сильнее воспитания.
Женщина не может быть предметом воспитательного процесса.
Идея Просвещения - мужчину можно перевоспитать. А женщина, какая рождается - такая и умирает.
СВИФТ
Лилипуты — пародия на современную политическую жизнь. Они лилипуты, потому что их намерения мелки, а власть огромна
Великаны — пародия на мещанское сословие — они добродушны и глупы, у них маленькая власть.
Герой толерантен - он принимает мир таким, какой он есть и никого не пытается изменить. Он сам встраивается в тот мир, в который он попадает.
Только в последнем путешествии Герой начинает пытаться воспитываться и меняться, когда попадает в свой рай.
Гулливер путешествует по островам.
Остров это утопия. Место которого нет, но оно есть и его нужно узнать.
Мир - смешной - очевидное наследие Рабле.
(Но у Рабле великан, потому что избыточен; а у Свифта великан, потому что мал.)
На летающем острове он встречается с умниками. Это уже не просто британская сатира, это имеет отношение ко всей Европе.
Последнее путешествие на остров гуингмов он предпринимает сознательно.
Почему лошади?
В греческой мифологии лошадь объединена с человеком в кентавра. Кентавр мудр и похотлив.
И он борется со своей похотью именно с помощью мудрости. Кони, как воплощение божественной силы. Свифт выбирает лошадей, потому что это - бестиарный образ с колоссальной античной биографией.
А античность - гармония.
Еху подобны людям. И они рабы.
Почему Гулливера пустили к гуингмам?
Потому что еще не разделся. Одежда - это цивилизация. Налёт цивилизации на человеке довольно тонок и он не принадлежит ему физиологически. Чтобы быть культурным, человек должен всегда предпринимать усилия.
Почему они его не принимают?
Это ксенофобия любого идеального общества. Страх чужого.
(Если мы соглашаемся с тем, что Гулливер еху, и может быть с нами, мы признаем, что теоретически другие еху тоже могут.)
Трагедия идеального общества - если она не будет впускать в себя новую кровь - оно просто выродится.
Оценка современников:
Первая и вторая часть были поняты и запрещены.
Третья и четвёртая поняты не были.
Трагический финал. Нашел свой рай, но не был отвергнут.
СТЕРН
Литература сентиментализма предтеча:
Романтизму по содержанию
Модернизму по форме
· Был открыт в 20 веке.
· Стерн был беден, священник - пастор.
· Из его переписки с возлюбленными прихожанками вырастает стиль сентиментальной литературы.
· “я держу читателя за пуговицу” - нарушает привычную дистанцию, говорит читателю о всяких пустяках.
· Первый роман - “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена”.
Стерн называет его словом “чудак” – люди, которые живут в своём внутреннем мире.
В сентиментальной литературе - герой комический
В романтизме - трагический.
· Из сентиментальной литературы родится английский юмор - несовпадение ситуации и ее оценки.
· Минимум быта. Событие не важно, важнее - реакция на него.
· “Не я владею пиром, оно владеет мною, я только записываю” - Стерн.
· Новый тип автора. (Это роман не о героях, это роман про роман, о том, как пишется роман.) Важнее всего - внутренний мир. Главный герой – Альтер эго самого автора (Тристрам Шенди).
· Сентиментальный герой отличается тем, что способен чувствовать.
ГЁТЕ
· Основоположник европейского и сентиментализма, и романтизма.
· Пережил всех своих детей. Все его любовные истории отразились в его творчестве.
Например, любовь к жене другого человека — Шарлотте, отразилось в страданиях юного Вертера. Любовь с Лили Шонеман отразилась в ранней поэзии.
· Гете был писателем, поэтом, драматургом, мемуаристом, эссеистом.
· Страдания юного Вертера написаны в период несчастной любви к девушке по имени Лотта. Хотел покончить жизнь самоубийством.
· Последний раз в жизни влюбился в 80 лет.
· Роман произвёл эффект атомной бомбы. Волна юношеских самоубийств.
· Разрушает границу между читателем и автором, он не выступает как учитель и пророк.
· Письма - соединяет мир внешний и внутренний.
· Вертер - Герой предельных чувств, он - мостик к романтическому герою.
· Вертеру кажется, что героиня то склоняется к нему, то отторгает его. Героине он безразличен. А это - Герой романтический.
ВОЛЬТЕР
· Жил на границе Швейцарии и Франции.
· Занимался спекуляциями
· Единственный тип романа, который не пытается учить — философски роман.
· Философский роман – роман идея.
· В основе романа Кандид Лейбница, лежит идея
“Мы живём в лучшем из возможных миров”. Вольтер хочет проверить. Он берет персонажа - и обрушивает на него все несчастья, и каждый раз как бы спрашивает через читателя об этом.
Приходит к тому что “все что не делается, все к лучшему”.
· Все иронично и перевернуто.
· Возлюбленная - старая проститутка.
· Кандид - “наивный”. Герой выморочный, придуманный. Не нужно, чтобы он получал опыт, чтобы в новой ситуации не действовал исходя из опыта.
Отличия от просветительского романа:
· Чистый персонаж. Он существует всегда заново в каждой ситуации
· Все нужно читать как метафоры:
Героя грабят - это отношения человека и социума, скажем - сплетня.
Изнасилование - метафора отношения социума к женщине - свободы не дают.
Повешение - перекрытое горло - нет свободы слова. Эльдорадо - попытка заменить мечту о золотом мире золотом. И чем больше достигаешь желаемого, тем меньше получаешь.
РОМАН РОКОКО
Искусство рококо - создание светского, в высшей степени цивилизованного общества.
· Рококо чуждо стремление ставить и разрешать "вечные" вопросы.
· Стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения.
· Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем.
· Проблемы частного, интимного существования человека.
· Характерные черты манеры - игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека.
· Основной интерес литературы рококо направлен на постижение интимной психологии частного человека, на историю естественно-скандальных "заблуждений сердца и ума".
· Роман о частной жизни, речь идет о взаимных отношениях, никакой вертикали, возможность исследовать человека в его ежедневности, его повседневности.
· Романы рококо — романы о желаниях, о природе желаний.
· Два романа:
Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Де Лакло «Опасные связи» эпистолярный роман.