Тема: Урок развития речи. Научный стиль




Группа 23.03.2020 Русский язык

 

Доктор Фауст, постигший почти все тайны мироздания, мечтает познать еще и тонкости научного стиля с его нормативностью и строгой логичностью, ведь каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре, например, язык науки, как сказано в эпиграфе к нашему уроку. Парадоксально: с одной стороны, перед нами сухой невыразительный язык общения специалистов в профессиональной сфере, а с другой стороны, по словам профессора Лещинского, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный.

Этот парадокс и вызвал необходимостьпроведения открытого заседания научного общества «Интеллектуал» по вопросам основных норм научного стиля и стилистического анализа текста научного стиля.

· Функциональный стиль

· Научный стиль

· Норма

· Стилистические нормы

· Особенности лексики научного стиля (пласты)

· Словообразовательные элементы

· Термин

· Терминологические сочетания

Прокомментируйте теоретические сведения:

Нормы словоупотребления: слово должно употребляться с учетом его лексического значения и лексической сочетаемости, стилистической окраски

Грамматические нормы ориентируют назнание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения

Синтаксические нормы предполагаютчеткость синтаксической организации текстов.

Выполните задания и обозначьте уровень его сложности.

Задание:

· Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения.

· Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.

Задание:

Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины:

Ультразвук, антивещество, сомножитель, бурение, сверление, буксировка, сверхгенератор, контр-адмирал, антитело, суперфильтр.

Задание:

Вставьте пропущенные буквы,

объясните лексическое значение выделенных терминов:

Кон..юнктура, р..ферендум,предвыборная к..мпания, т..т..литарный, к..нс..лидация, инфляц..я, дискр..минация, пр..зидент.

Прокомментируйте один из вариантов домашнего задания:

А) Вид из окна располагает к описанию в художественном стиле. Оформите его в научном.

Б) Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве доминанты русский фразеологизм.

Например: Сесть в лужу.
Один из вариантов выполненного задания - ответ ученика, исполнявшего роль Фауста:

В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых.

В) Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля.

2) Работа по таблице «Особенности научного стиля», диаграмме «Пласты лексики научного стиля» (группа «Ученый совет»). Краткие комментарии.

 

Особенности научного стиля. Нормы

В лексике

Термины, однозначность слова, частая повторяемость ключевых слов, отсутствие образных (художественных) средств. Составные термины-фразеологизмы: грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа.

В словообразовании

Интернациональные корни, префиксы, суффиксы (ультра-, анти-, сверх-, супер-, со-)/ Суффиксы, придающие отвлеченное значение слову.

В морфологии

Принцип экономии языковых средств: использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, кратких причастий. Отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа. Отсутствие восклицательных частиц и междометий. Употребление составных подчинительных союзов: благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что

В синтаксисе

Прямой порядок слов, преобладание односоставных неопределенно-личных и безличных предложений, широкое использование сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

 

3)Устный стилистический анализ текста научного стиля.

План стилистического анализа текста:

1. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения.

2.Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность,

точность – расплывчатость названия,

бесстрастность - эмоциональность,

конкретность - абстрактность,

объективность - субъективность,

отсутствие образности - образность,

подчеркнутая логичность, призывность речи.

3.Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

4.Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.

 

Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.

Возможный вариант ответа:

В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы: терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных ссуффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.

Если возникает необходимость толкования лексического значения тех или иных терминов, следует на уроке обращаться к словарям. Например:

· Демодуляция-преобразование модулированного сигнала (обычно прошедшего канал и искаженного помехами) в модулирующий сигнал.

· Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми).

 

Отрывок из современной научной работы по радиофизике

Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.

Справочный материал:

Мощность — физическая величина, равная отношению работы, выполняемой за некоторый промежуток времени, к этому промежутку времени.

Радиолокация — область науки и техники, объединяющая методы и средства обнаружения, измерения координат, а также определение свойств и характеристик различных объектов, основанных на использовании радиоволн.

Тепловая энергия – форма энергии, связанная с движением атомов, молекул или других частиц, из которых состоит тело.

Возможный вариант ответа:

Фрагмент, предложенный для анализа группе №2, - это отрывок из современной научной работы по радиофизике. Но так ли это? Следует доказать его принадлежность к научному или к научно-популярному стилю. Цель данного сообщения – в популярной и доступной форме, не искажая информацию, но и не углубляясь в «физику процесса», информировать слушателя или читателя, который не обладает достаточной базой теоретических знаний в области радиофизики, о специфике процесса радиолокации планет. Работа интересна тем, что не по всем пунктам соответствует набору основных норм научного стиля. Обратимся к стилистическим особенностям на различных уровнях языка. Лексический уровень представлен терминами (радиолокация, тепловая энергия, мощность), в тексте преобладают однозначные (моносемичные) слова, наблюдается частая повторяемость ключевых слов (энергия, сигнал и др.). Наряду с этим в отрывке используются средства художественной выразительности, что нехарактерно для текстов научного стиля. Доминантой текста является сравнение мощности отраженного сигнала при радиолокации планет с процессом выливания чайника кипятку в океан ивычерпывания из него стакана воды. Нельзя не отметить вариантное окончание в существительном кипятку, что является иностилевым элементом, и глагол вычерпнуть, который не употребляется в текстах научного стиля. На уровне словообразования - ннтернациональный корень радио-, суффикс – ость-, придающий отвлеченное значение слову мощность. В тексте доминируют глаголы 3 лица ед. и мн. ч. Логический каркас текста поддерживают фразы представьте себе, так вот,которые не претендуют на частую употребляемость в текстах научного стиля.Синтаксический уровень данного фрагмента характеризуется употреблением сложноподчиненных предложений. Краткий анализ предложенного текста позволяет отнести отрывок из современной работы по радиофизике скорее к научно-популярному, чем к научному стилю.

Примечание: можно продолжить анализ текста, обратившись к пункту №2 плана, в этом случае анализ будет более подробным и доказательным.

«Жизнь растения. Строение растения»

Действительно, микроскопические исследования показывают, что спора состоит из пузырька с твердой оболочкой, заключающей внутри жидкие и полужидкие вещества. Это – так называемые клеточки. В клеточке мы должны видеть простейшее исходное начало всякого организма; ее мы уже не в состоянии разделить на части, способные к самостоятельному существованию; это – действительный предел, далее которого не идет наш морфологический анализ, это – органическая единица.

Подобно тому, как в химии мы начинаем изучение веществ с простых тел, элементов, и затем переходим к их соединениям, так и в настоящем случае изучение растительных органов должно начинать с их элементарного органаклеточки.

Справочный материал:

Спора. Споры (от греч. sporá — сеяние, посев, семя) - микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях.

Морфологический анализ - (изобретательство) — инструмент системного подхода в изобретательстве и в научных исследованиях. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицем Цвикки.

Элементарный орган растений: растения обладают весьма разнообразными органами, из которых каждый исполняет одно или несколько главных назначений и обладает соответствующим этим назначениям внешней формой и внутренним строением.

 

1) Как я оцениваю свою теоретическую базу по данной теме, свои устные ответы?

2) На что мне следует обратить внимание при стилистическом анализе текста научного стиля?

3) Изменилось ли мое восприятие текстов научного стиля?

Дифференцированное домашнее задание:

1)Проанализировать фрагмент текста научного стиля.

2) Разработать свой вариант терминологического минимума (словаря терминов).

3) Написать рецензию на предложенную на уроке версию параграфа «Основные нормы научного стиля» электронного учебника «Стилистика. Практический курс. 10 класс».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: