Техника для земляных работ
13.12.14.
2.2. Одноковшовые
Полноповоротные экскаваторы
о второй половине 90-х годов более 75% поставок на российский рынок импортных одноковшовых полноповоротных экскаваторов пришлось на машины Komatsu, Caterpillar, Volvo, Hitachi, JCB, Liebherr, Case и Fiat-Hitachi. Оставшуюся часть составили машины О&К, Daewoo, Hyundai, KATO, Kobelco, Mitsubishi, а также украинские экскаваторы, технически мало отличающиеся от отечественных.
Общее представление о номенклатуре, размерных группах и модельных рядах перечисленных компаний дает таблица. В нее включены все группы, в том числе и большеразмерные «прямые лопаты» с ковшами вместимостью до 35 м3, применяемые в карьерах и на вскрышных работах. В дальнейшем ограничимся рассмотрением машин строительного размера массой от 7 до 45 тонн.
Несмотря на разнообразие марок и моделей, все современные экскаваторы обладают большим числом одинаковых или весьма сходных признаков. Прежде всего, отметим, что число гусеничных моделей намного больше, чем пневмоколесных. Это отражает соотношение между объемами земляных работ в характерно городских и прочих условиях. Известно, что пневмоколесные машины более эффективны в случаях, когда объемы земляных работ невелики и рассредоточены, а опорной поверхностью служит твердое покрытие, что характерно для городов. Гусеничные же экскаваторы требуют больших затрат времени и средств на перебазировку и более приспособлены к работе на грунтовой поверхности.
Колесные машины — это, как правило, варианты гусеничных прототипов, смонтированные на пневмоколесном шасси. Их вес не превышает 25 тонн из-за дорожных ограничений нагрузки на ось. Особое внимание все производители уделяют малому радиусу вращения противовеса, подчеркивая способность «колесников» работать, не создавая помех транспортному потоку и вплотную к сооружениям и насаждениям.
Общими для подавляющего большинства полноповоротных экскаваторов строительных являются использование рабочего оборудования «обратная лопата» с гидроприводом в качестве основного, широкий набор сменных ковшей, гидромолотов, фрез, буров, разрушающего инструмента, ножниц, 2...5 вариантов рукоятей разной длины, моноблочные и двухзвенные стрелы, гидростатический привод хода и механизма вращения поворотной платформы.
Большое внимание уделяется условиям работы, оператора.
Подавляющее большинство производителей полагают, что для современного экскаватора обязательны:
1. защита кабины конструкциями ROPS (от повреждения при опрокидывании) и FOPS (от предметов, падающих сверху);
2. продуманная организация рабочего пространства оператора, эргономичное размещение органов управления и контроля, стремление увеличить внутренний объем кабины и обеспечить наилучший обзор рабочей зоны;
3. подрессоренное и регулируемое сиденье анатомического профиля;
4. удобные и безопасные ступеньки и поручни, обеспечивающие быстрый вход в кабину и выход из нее;
5. надежные звуко -, вибро - и теплоизоляция в сочетании с хорошими вентиляцией, кондиционированием и отоплением;
6. джойстиковое управление основными агрегатами экскаватора, минимизация числа органов управления;
7. автоматизированная система контроля мощности с функциями самодиагностики;
8. программируемые системы подготовки к запуску и обеспечение работоспособности экскаватора при низкой температуре.
Техника для земляных работ
Номенклатура импортных экскаваторов ведущих фирм | |||
Марка экскаватора | Тип движителя | Количество моделей | Весовой диапазон, т |
KOMATSU | Колесный | 7,1...17,1 | |
Гусеничный | 7,4... 685,0 | ||
Caterpillar | Колесный | 14,2...20,6 | |
Гусеничный | 7,7...316,6 | ||
Volvo (Ackermann) | Колесный | 12,5...20,5 | |
Гусеничный | 13,6...66,3 | ||
Hitachi | Колесный | 10,7... 15,2 | |
Гусеничный | 9,0...515,0 | ||
JCB | Колесный | 13,0... 16,0 | |
Гусеничный | 7,0...45,0 | ||
Liebherr | Колесный | 8,9...23,0 | |
Гусеничный | 9,7... 577,5 | ||
Case | Колесный | 14,5...22,2 | |
Гусеничный | 14,0... 37,2 | ||
Fiat- Hitachi | Колесный | 8,6...21,0 | |
Гусеничный | 13,4...46,0 | ||
O&K | Колесный | 8,5... 22,7 | |
Гусеничный | 8,1...450,0 | ||
Daewoo | Колесный | 7,6... 19,4 | |
Гусеничный | 12,9...44,5 | ||
Hyundai | Колесный | 5,0... 18,8 | |
Гусеничный | 5,3...44,1 | ||
Kato | Колесный | Нет данных | |
Гусеничный | 11,6...65,1 | ||
Kobelco | Колесный | Нет данных | |
Гусеничный | 1,5...137,0 |
![]() |
Не менее важным признается повышение эффективности и производительности полноповоротных экскаваторов. В этой области наиболее заметны следующие тенденции:
Повышение эффективности ЭО:
1. совершенствование геометрии стрелы и рукояти, благодаря чему увеличивается рабочая зона экскаватора;
2. повышение цикловой производительности за счет увеличения скорости рабочих операций и усилия копания;
3. автоматическое программирование режима работы двигателя и увеличение числа задаваемых режимов для снижения утомляемости оператора, повышения топливной экономичности и долговечности двигателя;
4. увеличение силы тяги и автоматизация силовой трансмиссии для улучшения проходимости и сокращения времени перехода из режима максимальной транспортной скорости в режим максимальной тяговой мощности и обратно;
5. дублирование тормозных систем и применение более эффективных закрытых дисковых маслопогруженных тормозов с улучшенным охлаждением для повышения безопасности при работе и транспортном перемещении;
6. снижение объема и частоты ТО для сокращения простоев;
7. использование быстродействующих захватов рабочих органов и быстроразъемных гидромуфт для расширения сферы применения машин и сокращения простоев по организационным причинам;
8. использование насосов вспомогательных систем (рулевой, тормозной и др.) для кратковременного повышения мощности на рабочем органе.