Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50




Сегодня на рубеже смены приоритетов в области развития профессионального образования и перехода к новым механизмам управления содержанием профессионального образования отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.

Внедрение новых моделей управления профессиональными образовательными организациями, реализация проектов по переходу на новые ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) на уровне профессиональной образовательной организации в соответствии с алгоритмом запуска предполагает решение как минимум четырех задач:

– оценку готовности образовательной организации к внедрению ФГОС по ТОП-50 на основе инвентаризации реализуемых образовательных программ (ОП) подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

– разработку проекта внедрения ФГОС по ТОП-50 в образовательной организации;

– обеспечение разработки и реализации образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ (ПООП) с учетом региональной и отраслевой специфики;

– развитие кадрового потенциала образовательной организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно - ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

ü виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;

ü изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

ü повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;

ü определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;

ü определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;

ü введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Развитие процесса внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 предусматривает стадии проектирования, апробации и внедрения примерных и основных образовательных программ.


 

 

 


Рис. 1. Процесс внедрения ФГОС СПО по ТОП-50

 

 

Удовлетворение требований работодателей к качеству подготовки выпускников, потребителей и заказчиков образовательных услуг, социальных партнеров образовательных учреждений повышает актуальность решения проблемы формирования профессиональных компетенций, адекватных требованиям работодателей и включенных в контекст будущей профессиональной деятельности независимо от учебного предмета, образовательного цикла профессиональной образовательной программы. В современных условиях это требует новых подходов к управлению образовательными процессами, построения инновационно-ориентированных моделей формирования профессиональных компетенций как функционирующих систем, интегрирующих и соединяющих в себе элементы образовательной, производственной, инновационной, бизнес- и социо - культурной среды и механизмов управления ими.

В связи с этим требуется решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются задачи государственной политики в сфере образования, такие как:

˗ формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

˗ обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы);

˗ создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально-экономические изменения, для чего необходимо обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся («Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года»);

˗ поддержку существующей системы профессионального образования и развитие новых перспективных направлений подготовки квалифицированных кадров и специалистов для экономики страны (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015, ФГОС СПО по ТОП-50, устанавливают приоритеты государственной политики в области развития среднего профессионального образования, среди которых ключевыми являются: актуализация и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов.

Данные приоритеты дают начало запуску процессов, связанных с разработкой и внедрением в систему среднего профессионального образования требований к реализации современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что обеспечит образовательным организациям подготовку кадров, необходимых для экономики регионов.

Достижение заявленной цели и результатов дело сложное и многоаспектное, потребует от каждого из нас, с одной стороны, принятие изменений и нововведений как объективный и необратимый процесс, а с другой стороны - внутренней мотивации к собственному росту и развитию, понимания значимости своей профессиональной деятельности, осознанного желания и готовности работать на высокий результат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: