Форма проведения семинара – собеседование, решение задач.
Государственный бюджет: сущность, структура и роль в экономике.
Бюджетный дефицит: понятие, виды, последствия. Способы покрытия бюджетного дефицита.
Концепции бюджетного дефицита. Внешний и внутренний долг государства.
Модели платежеспособности по внутреннему долгу.
Модели платежеспособности по внешнему долгу.
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:
1) Почему государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе? Обоснуйте.
2) Какова структура государственного бюджета? В каком случае можно говорить о выполнении бюджетом стимулирующей функции?
3) Каковы недостатки политики бюджетного дефицита? Сформулируйте преимущества и недостатки использования дефицита бюджета для поддержания экономической стабильности.
4) Что означает наличие структурного дефицита?
5) Какие концепции государственного долга являются наиболее реалистичными?
6) Сформулируйте опасности формирования профицита государственного бюджета для индустриально развитых, сырьевых и развивающихся экономик.
7) На основе статистических данных проанализируйте динамику и факторы формирования государственного долга России.
8) Каково практическое применение моделей платежеспособности по внутреннему и внешнему долгу?
Решить задачи и тесты:
1. Если предельная склонность к потреблению равна 0,8, налоговая ставка составляет 20%, рецессионный разрыв совокупного спроса равен 100 млрд. долл. величина циклического бюджетного дефицита составит:
а) 500;
б) 100;
в) 50;
г) 20.
2. Политика циклического балансирования предполагает, что:
|
а) государственный дефицит неэффективен;
б) бюджет должен быть сбалансирован в течение цикла, что сглаживает колебания экономического цикла;
в) приоритет имеет не сбалансированность бюджета, а стабилизация экономического развития;
г) бюджет должен иметь дефицит, поскольку все экономические кризисы различны по глубине и продолжительности.
3. В общей величине дефицита бюджета можно выделить:
а) первичный и вторичный дефицит;
б) структурный и циклический дефицит;
в) общий и частный дефицит;
г) структурный и первичный дефицит.
Тема 8. Экономический рост
Форма проведения семинара – собеседование, решение задач.
Экономический рост: понятие, показатели, факторы и механизм.
Кейнсианские модели динамического равновесия.
Неоклассические модели экономического роста.
Структурные факторы экономического роста.
Структурная политика государства, ее приоритеты и концепции.
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:
1) Укажите различия между кейнсианскими и неоклассическими теориями экономического роста. Как решена проблема эффективности в различных моделях экономического роста?
2) Обоснуйте условие непрерывного роста уровня жизни в модели Р. Солоу. От чего зависит устойчивый темп роста дохода на одного работника в модели Р. Солоу?
3) Дайте определение "золотого правила'" и покажите, как оно используется в модели роста Р. Солоу.
4) Каким образом государство может повлиять на экономический рост в неоклассических моделях?
5) Каковы темпы экономического роста в России за последние десятилетие. Какие меры государственного регулирования экономического роста используются в России?
|
6) Объясните, чем отличаются трактовки понятия «капитал» модели Ромера от модели Лукаса.
7) Каков механизм влияния накопления человеческого капитала на экономический рост?
8) Объясните как воздействует государственная экономическая политика на экономический рост.
9) Каковы преимущества и недостатки рассмотрения человеческого капитала в рамках научно-технического прогресса?
Тема 9. Деловые циклы
Форма проведения семинара – собеседование, решение задач.
Общие вопросы анализа экономических циклов.
Модель Самульсона-Хикса. Циклы в открытой экономике.
Теория реального делового цикла.
Политические циклы.
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:
1) Проведите сравнительный анализ экзогенных и эндогенных теорий циклов по следующим признакам: причины циклов, государство как источник циклических колебаний, необходимость регулирования.
2) Приведите аргументы «за» и «против» теории реального делового цикла.
3) Охарактеризуйте основные фазы цикла на основе модели «АD–AS».
4) Перечислите прошедшие волны на основе теории длинных волн Н.Д. Кондратьева. Каковы причины данных циклических колебаний?
5) Какова основа среднесрочного цикла? Почему именно он является предметом макроэкономического регулирования?
6) Какой принцип лежит в основе модели экономического цикла Самуэльсона–Хикса? Какие параметры экономической системы выступают границами циклических колебаний?
7) Подтвердите или опровергните утверждение: «Появление новых пузырей неизбежно, поскольку без них экономика США не сможет существовать. На смену деловому циклу пришел цикл пузырей» (Э.Йенсен).
8) Каково значение политических циклов в рассмотрении экономической конъюнктуры?