1. ППУ Древнего Востока.
2. ППУ Древней Греции.
3. ППУ Древнего Рима.
I. ППУ Древнего Востока. Здесь возникают первые в истории политико-правовые учения.
Основные особенности ППУ Древнего Востока: 1. Они развиваются в тесном переплетении с мифами, моралью и религией. 2. Носят в основном практический, а не теоретический характер.
Древняя Индия. ППУ развиваются в рамках индуистско-буддийской религиозно-этической традиции и варно-кастового строя.
«Артхашастра» (Наставление о пользе) (IV в. до н.э.), составитель трактата – брахман Каутилья: царь (раджа) слушает жрецов, «как сын отца», но в законодательной области – решающая роль у государя. Выделяются четыре вида узаконения дхармы (божественного закона): 1. Царский указ – самый важный вид. 2. Священный закон. 3. Судебное решение. 4. Обычай. Государь должен руководствоваться соображениями государственной пользы, не останавливаясь перед нарушениями религиозного долга. В трактате расписаны подробные рекомендации правителю.
«Законы Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.) – обосновывается варновый строй: обществом управляют две высшие варны – брахманы (жрецы) и кшатрии (воины), им подчиняются вайшьи (люди физического труда) и особенно шудры (слуги). Принуждение – главный метод осуществления власти. Раджи (правители) единолично правят государством (но под руководством жрецов).
В каждом государстве есть семь важнейших элементов: 1). Царь (раджа). 2) Советник. 3). Стража. 4). Крепость. 5). Казна. 6). Войско. 7). Союзники.
«Трипитака» - главный буддийский трактат: идея уравнения варн, непротивления власти.
Древний Китай. ППУ развиваются в рамках конфуцианско-даосской религиозной традиции (позже в Китай пришел буддизм, но он был в значительной степени приспособлен под национальную религиозную традицию).
«Дао дэ цзин» - главный даосский трактат, приписываемый Лао Цзы. Даосы учили, что государь должен править с помощью метода у-вэй (недеяния), т.е. не вмешиваться в естественный ход событий, только так можно следовать божественному закону - дао. Лао Цзы порицал правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретов. Народ нужно не просвещать, а держать в естественном невежестве, как в древности. Даооский мудрец не должен сотрудничать с властью.
«Луньюй» (V в. до н.э.) - трактат, приписываемый Конфуцию. Идеальное государство должно покоиться на трех основах: 1. Патернализм – власть по модели семьи (правителю подданные подчиняются как своему отцу, император по-отечески заботится о хороших «детях» и наказывает плохих). 2. Церемонии (древние обычаи) – их необходимо соблюдать и оберегать. 3. Институт советников при императоре – правитель должен прислушиваться к их мнению, в советники попадают самые умные и образованные через сдачу специальных экзаменов. Советники должны помнить о жэнь – человеколюбии.
Мо-цзы (V в. до н.э.) – основатель школы моистов: критика правления наследственных аристократов, выражают интересы мелких собственников, все люди равны. Правитель должен править с любовью к подданным, сильный – помогать слабому (Мо-цзы полагал, что все увидят взаимную выгоду этого). Идеальное государство Мо-цзы – государство полного равенства, в нем господствуют единомыслие, поощряются доносы.
Шань Ян (IV в. до н.э.) – основатель школы легистов (от «легес» - закон) – правитель должен опираться не на человеколюбие и любовь, а на строгие законы, выдвигать чиновников, преданных императору, важна строгая централизация, власть должна быть сильнее собственного народа, для этого необходимо применять насилие, террор.
Таким образом, в целом древневосточные ППУ обосновывали восточный деспотизм.
II. ППУДревней Греции – большое влияние на них оказывала древнегреческая демократия.
Софисты (V в. до н.э.) – Протагор и др.: обосновывает демократию – при ней все получают политический опыт, критика аристократии.
Платон – трактат «Государство»: выделяет людей с тремя разными типами душ: разумные, яростные и вожделеющие. Разумные (философы) должны управлять и делить людей на три сословия – людей с яростными душами в воины, с вожделеющей – в торговцы, ремесленники и крестьяне, переход в другое сословие запрещен. Простым людям нужно внушать миф о том, что боги влили в души разных людей золото, серебро и железо – иначе они не смирятся с системой трех сословий. В идеальном государстве Платона – имущество воинов и философов должно быть общим, у третьего сословия допускалась ограниченная частная собственность.
Платон также выстаивает классификацию форм правления – в зависимости удаления от идеала6
1.Тимократия – господство воинов (Спарта)
2.Олигархия – власть богатых
3.Демократия.
4.Тирания – самая плохая форма правления
Причина деградации политической жизни – порча человеческих нравов.
«Законы» - более поздний трактат Платона: отказ от коллективной собственности, вместо этого земля должна быть государственной и делиться на равные доли, идеальная форма государства – смешанная (между демократией, аристократией и монархией), в идеальном государстве должны быть и народное собрание, и Совет знати, и Совет старейшин - у него решающее слово. Законы – совокупность религиозно-нравственных норм, их устанавливают мудрецы.
Демосфен (IV в. до н.э.) – школа ораторов: подчеркивалась роль законов как гаранта гражданских прав.
Аристотель (IV в. до н.э.) «Политика» и «Афинская полития»: естественная теория происхождения власти – власть создали сами люди, а не божественные силы. Как и Платон, он выступает за смешанную форму правления. Главной социальной опорой власти считает средний класс (богатые заботятся о своем богатстве, а бедные – думают, как бы ограбить богатых, только средний класс заботится об общественном благе).
Политическое право он делит на естественное право и условное.
Естественное право – имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его (семейное право, частная собственность, институт рабства, войны с варварами).
Условное право – законы, в т.ч. обычное право. При этом естественное право Аристотель ставит выше закона.
Греки первыми дали общее определение государства и закона, осуществили попытку классификации государственных форм.
III. ППУ Древнего Рима. В целом римляне учились политической мудрости у греков, но при этом римская традиция гораздо больше внимания уделяла праву, а не морали, отсюда – приоритет закона, стремление создать максимально четкое, кодифицированное право.
Полибий (II в. до н.э.) «Всемирная история» - теория круговорота правильных и неправильных форм правления (во многом развиты идеи Аристотеля)
Правильные формы: монархия, аристократия, полития – власть лучших.
Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.
В правильных формах власть заботится об общественном благе, в неправильных – о себе.
Полибий выступал за смешанную форму, прообраз этого он видел в Риме. Рим, по его мнению, сочетает в себе три начала: монархические консулы, аристократический Сенат и демократическое Народное собрание.
Цицерон (I в. до н.э.) «О государстве» - естественная теория власти, государственная власть должна быть у мудрецов, но при этом все люди равны, склонялся к смешанной форме правления.
Государство, по Цицерону, - не только моральное, но и правовое сообщество граждан, в этом его новаторство. Он отмечал, что государство – это «дело народа». Истинный закон дает бог Юпитер, законы власти не могут его изменить, они должны ему соответствовать.
Римские юристы (со II в. до н.э.) (Гай, Павел, Модестин и т.д.): право – всеобщий закон природы, оно не отделено от нравственности. Больше нужно опираться на советы, чем на писаный закон.
Римские юристы разработали систему трех частей права:
1.Естественное право – брак, семья и воспитание детей, по естественному праву все граждане рождаются свободными.
2.Право народов – в отношении других народов (война, рабство, международная торговля).
3.Право граждан (цивильное) – отношения между свободными римскими гражданами (законы, постановления Сената, декреты принцепса, мнения мудрых).
Римские юристы разделили право на частное и публичное. Частное – служит пользе отдельных лиц, публичное право – к пользе государства.
Огромное внимание они уделяли частному праву, в этом плане они заложили основы цивилистики – теории гражданского права (разграничили виды сделок, выработали формы исков, определили полномочия собственника и других субъектов права и т.д.)
Рецепции римского права активно осуществлялись не только в Средневековую эпоху, но и в Новое время.
Назовите основные особенности ППУ Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима
Назовите основной вклад в историю политико-правовой мысли ИПУ Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима