Социология массовой коммуникации




 

Социология массовой коммуникации - область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Главное внимание уделяется исследованию проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его. Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новому информационному порядку.

 

Социология общественного мнения

 

Социология общественного мнения - отрасль социологии, предмет которой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

Общественное мнение является специфическим проявлением сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т.д.), синтезом обыденного и научного сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность. Структура общественного мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы.

В основе общественного мнения лежит общественный интерес, поэтому содержанием общественного мнения являются факты, которые интересуют всех, или большую группу людей. Для общественного мнения характерны распространенность, стабильность и интенсивность. Поскольку интересы людей постоянны, постольку и общественное мнение стабильно. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к переходу мнений в сферу традиций и обычаев, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на формирование мнений людей по разным проблемам.

Экстенсивность (распространенность) общественного мнения связана с его интенсивностью, что зависит от остроты, актуальности проблемы, по которой формируется мнение. Исходным пунктом формирования общественного мнения является информация.

Общественное мнение может быть деформированным. В частности небольшая группа лиц, владеющая средствами массовой информации, может навязывать свои частные интересы всему народу, выдавать их за всеобщие.

Третий уровень социологического знания – прикладные социологические исследования. На этом уровне разрабатываются методы и техника получения точных и бесспорных социальных фактов. Формулировка вопросов и ответов, структура анкеты, содержание бланков наблюдений, протоколов контент-анализа, изменение социальных переменных, расчет выборки – вот круг задач решаемых учеными, которые проводят эмпирические социологические исследования.

Заключение

 

Особенности социологического знания определяются тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности - экономической, политической и духовной, которые функционируют и развиваются посредством социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон.

Итак, изучение социологии является важным условием эффективного менеджмента. Кроме того, методы социологического анализа составляют важную часть маркетинговых исследований. Изучение рынка предполагает опросы, а это есть метод социологии. Имеются и другие аргументы в пользу изучения социологии.

Взаимосвязь методов различных наук объясняется тем, что в обществе все взаимосвязано. Опыт свидетельствует, что на ход событий оказывают влияние психология, темперамент, стиль мышления человека, который стоит во главе фирмы; общая политическая ситуация в стране; направление и ход экономических реформ и многие другие факторы. Поэтому целесообразно изучить также и методы социологических исследований, чтобы всесторонне анализировать процессы, которые протекают в трудовом коллективе или в данной сфере деятельности фирмы. Изучение социологии расширяет кругозор бизнесмена, позволяя широкомасштабно подходить к решению проблем, обогащает его арсенал инструментов анализа деятельности фирмы. А есть проблемы, которые без знания социологии просто нельзя решить. Например, взаимоотношения в коллективе, мотивация трудовой деятельности, стимулирование труда, работа с кадрами и др. Как показывает опыт, социологическая неграмотность менеджеров приводит к возникновению конфликтных ситуаций, в частности потому, что они допускают ошибки в руководстве социальными процессами в своих коллективах.

Список используемой литературы

1. Павленок П.Д. Социология. - М.: Маркетинг, 2002.

2. Кравченко А.И. Общая социология пособие для студентов. – М.: Юнити, 2001.

3. Фролов С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. – М.: Гардагарики, 2002.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФА – М, 2003.

5. Смелзер Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: «Феникс», 1994.

6. Тощенко Ш.Т. Социология: общий курс. – М.: Прометей, 2001.

7. Ромашов О.В. Социология труда. – М.: Гардарики, 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: