15.11.2011 12:00 Марина Береснева
Гость редакции молодежной газеты «Импульс» – Ольга Виор – петербургская поэтесса, автор более 300 песен, которые исполняют Зара, Ю. Михальчик, Е. Ваенга, Л. Луста, Н. Подольская, лауреат фестиваля «Новые песни о главном», «Золотой граммофон», ведущая программы «Личность» на радио Петербург, руководитель литературного объединения «Турмалин».
- Когда Вы начали писать стихи?
- Благодаря бабушке в 4 года я уже умела читать. В садик не ходила, училась на сказках, интересных историях. Точно не могу сказать, но самое раннее из того, что сохранилось – это стихи, написанные в начальных классах, где-то в 7 лет – про снегирей, зимушку, снег пушистый.
- Какое у вас сейчас отношение к Вашим ранним стихам?
- Недавно нашла одно из ранних произведений, и на его основе появился целый цикл стихотворений. Все это не пропадает, остается. И потом через много лет выплывает уже в других стихах.
- А какие темы вы поднимали в ранних стихах?
- В основном это была пейзажная лирика, если попытаться как-то охарактеризовать. Были какие-то наивные стихи, ведь мы росли в другое время: любовь ко всему миру, такое все безумно позитивное. В 14-15 лет уже было мрачное видение всего: все плохо, предательство вокруг. Потом и этот период прошел. Наступило осмысление, понимание, что всему есть место в этой жизни – и плохому, и хорошему. И это надо уметь принимать.
- Что Вас вдохновляет? И меняются у Вас источники вдохновения со временем?
- Самые сильные источники вдохновения – эмоции, которые ты переживаешь. Они могут быть положительные: прочитала книгу, фильм посмотрела или просто что-то хорошее в жизни произошло, человека хорошего встретила. То же самое случается, когда испытываешь в жизни какое-то потрясение, касающееся тебя лично, близких или не очень близких людей. Но любовь вне всякой конкуренции самый сильный источник вдохновения.
|
- Вы делаете различие между мышлением обычных людей и мышлением людей творческих профессий? Какие особенности вы могли бы выделить, присущие творческому человеку, поэту.
- Человеку, который не мыслит творчески, достаточно того, что есть. В этом я вижу главное отличие. Он живет в определенных условиях: рабочий день с 8 до 5, две недели отпуска в год – все расписано и его все абсолютно устраивает. Творческий человек не может жить в таких рамках, ему нужно больше! Больше брать от мира и самому больше этому миру давать.
По образованию я ювелир, работала на производстве. Это творческая работа. Но это тоже определенные рамки. Когда я почувствовала, что стихи и песни востребованы, с легкостью написала заявление и ушла на «вольные хлеба». Я поняла, что именно этого я ждала всю жизнь. И не пожалела ни о фиксированной зарплате, ни о соцпакете.
Конечно, мы живем не в космосе и не в вакууме, мы зависим от других людей. Есть какие-то обязательства, но я сама себе хозяйка. Если мне не нравится – я могу спокойно отказаться, развернуться и уйти. Вот это главное – свобода выбора.
Думаю, каждый должен выбирать для себя комфортное место в жизни. У каждого есть свое призвание и свое место – главное его почувствовать и найти.
- Вас многие поддержали в тот момент?
- Если я приняла решение, то меня уже не переубедить. Были недопонимания: многие спрашивали, почему нельзя днем работать на основной работе, а вечерами «пописывать стихи»? Но они не понимали одного: стихи занимают все мои мысли, чувства, я не могу заниматься ничем другим. А ювелирный завод – это плановая работа, сделка.
|
- Для кого Вы написали свой первый песенный текст?
- Для Юлии Михальчик. Хотя, когда я его писала, не знала, что это будет именно она. Я встретилась с композитором и показала ему свои стихи. Это были не песни, а именно стихи.
Он их просмотрел, но ему ничего не приглянулось. И на какое-то время я уже и забыла об этом. Потом мы еще раз встретились, он наиграл на гитаре мелодию, она мне запомнилась. Я пришла домой и написала под нее текст. Юле песня «Лебедь белая» понравилась, и она сразу взяла ее в альбом.
Для меня эта песня – первый большой успех. Потом, конечно, было тяжелее, потому что очередей ко мне не стояло. В шоу-бизнесе сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Это сейчас я уже не бегаю, не ищу. Мне звонят и спрашивают, могу ли я написать песню.
Чем меньше препятствий возникает на пути между вами и вашей мечтой, тем больше это показывает, что вы выбрали правильный путь. Когда у меня начинаются какие-то проблемы, что-то срывается, я воспринимаю это как знаки: «Подумай, может тебе это не нужно?» Все взаимосвязано. Если вы что-то делаете, то Вселенная дает обратную реакцию. И эти знаки надо улавливать. Мне кажется, это самый главный секрет успеха.
- У Вас не было боязни, что не все примут Ваши стихи?
- Никогда не будешь всем нравиться. Об этом вообще не стоит думать. Это просто: кому-то нравится одно, кому-то другое. Нужно научиться относиться к этому философски и уважать чужое мнение. Кто-то любит черный цвет, а кто-то красный – это не плохо и не хорошо. Просто все индивидуально. Делайте, что считаете нужным и ни под кого не подстраивайтесь. Вы должны честно относиться к себе и к тому, что вы делаете. Это должно нравиться, в первую очередь, вам. А все остальное само придет. Если вы уверены своей правоте, не стоит полагаться на чужое мнение.
|
- Расскажите, как вы стали сотрудничать с Еленой Ваенгой? Как известно, она исполняет только свои песни.
- Да, Елена Ваенга пишет песни сама, причем не только себе, но и другим исполнителям. «Не любил» была написана для другой исполнительницы. Продюсеры показали эту песню Ваенге и она ее взяла. Больше таких случаев у нее не было: она поет либо что-то свое, либо что-то народное или романсы. Интересно, что песню Елена поет уже года три, а познакомились мы только год назад в Москве на «Золотом граммофоне». С исполнителями всегда больше общается композитор. Обычно происходит так: я отдаю текст композитору или пишу текст именно под музыку, а дальше слышу уже результат по радио или телевидению.
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите исполнение своей песни артистами по телевидению и радио?
- Смотря, как она исполнена. В основном – радость, гордость, восторг. Но бывали такие моменты, когда я слышала песню в первый раз по радио или телевидению, а результат работы мне не нравился. Понимаете, песня – это коллективный продукт: я написала стихи, у которых есть определенный размер, напеваю ее себе. Я не претендую на лавры композитора, но когда я пишу песню, то примерно представляю, какой она должна быть, какой у нее характер. Потом отдаю песню композитору, он может увидеть ее совсем иначе. Например, пишу и представляю, что она для женщины в возрасте с прошлым, а он сделает музыку в стиле хип-хоп. Аранжировщик увидит ее по-своему. И неизвестно, что в итоге получится на выходе.
Но, конечно, мне повезло, что я работаю с такими исполнителями и композиторами, что мои тексты не лежат в столе, не пропадают, а имеют выход.
- А Вы часто посвящаете кому-то стихи?
- Сейчас готовлю четвертую книгу «Богема». Там будет целый раздел, который я хочу посвятить интересным людям: поэтам и артистам, которые для меня значимы. Людям, у которых в жизни такие же ценности, как у меня. Для меня, например, интересная книга гораздо важнее, чем как-то дорогостоящая вещь... Есть стихотворение, посвященное дочери, сестре. В раннем возрасте у меня было стихотворение, которое начиналось со слов: «Я тебя ненавижу, и пощады не жди...» Потом стала вспоминать, откуда такие эмоции. Стихотворение было адресовано однокласснику, который, то ли дневник у меня с парты забрал, то ли еще что-то...
- Расскажите о своих ранних книгах.
- Первый сборник вышел в 2006 году и назывался «Вечерняя река», в основном в нем собрана пейзажная лирика. Вторая книга «Турмалин» вышла через год. Турмалин – это драгоценный камень. Такое название – дань моему ювелирному прошлому. Он интересен еще тем, что отражает все цвета. Каждый оттенок имеет свое название и магическую силу. Турмалин – камень-оберег всех творческих личностей и скорпионов. По гороскопу я скорпион. Впоследствии я так же назвала свою литературную студию.
- В студии Вы учите писать стихи или просто собираетесь по интересам?
- Считаю, что невозможно научить писать стихи. Это как музыкальный слух: у кого-то голос хороший, но слуха нет, у кого-то наоборот. Редко бывает, чтобы все идеально сочеталось. Можно, конечно, достичь хорошей рифмовки, хорошей техники, но самого состояния души – нет. Можно написать с грамматическими огрехами, но в этом стихотворении будет столько энергии, столько жизни заложено. Именно это отличает настоящего поэта.
Я приглашаю к нам в студию интересных людей с мастер-классами, поэтов. Еще мы читаем по кругу стихи, потом обсуждаем. Или я готовлю материал об интересующем меня поэте – это может быть приурочено к дате рождения или смерти.
Студия молодежная, но иногда приходят что-нибудь узнать дамы гораздо старше и остаются. Кто молод душой – присоединяйтесь! Мы встречаемся каждый третий понедельник в Доме писателей на Звенигородской 22.
- Кого из классиков Вы любите?
- Я очень много читаю. Если говорить о поэзии, то это – Пушкин, Блок, Некрасов, Есенин… Бродский, Цветаева, Ахматова уже тоже классика.
Сейчас я читаю дневники Ольги Берггольц. Это прекрасный пример гражданской лирики. Я вспоминаю ее каждый раз, когда захожу в Дом радио, где веду передачу и вижу барельеф. У нее была возможность уехать, но она оставалась в осажденном городе всю блокаду. Ее голос помог многим людям выжить, потому что ничего не было: ни света, ни воды... и только радиоприемник и умирающие от холода и голода люди. Они слышали ее живой голос по радио, и это помогало им выстоять. Это тоже великая роль поэзии.
- Вы ведь тоже поете, расскажите о своем коллективе.
- Наш коллектив называется «Тридевятое царство». В нем пять человек, но так как мы с руководителем более мобильны (это опять же связано с «вредностью» работы), на дневных концертах мы выступаем дуэтом. У нас есть диск. Мы исполняем русскую народную календарную песню, посвященную праздникам аграрного календаря. Все эти песни древние-древние, специально по деревням ездят экспедиции, просят напеть песни бабушек... Потом мы все это прослушиваем и пытаемся донести до современного слушателя. Мне это интересно. Очень мало об этом знают и мало этим занимаются. Это история, корни, которые мы теряем.
- Кому из артистов Вы хотели бы написать песню?
- Алле Пугачевой. Это моя детская мечта. Еще в раннем возрасте я написала песню Алле Пугачевой, ходила и всем говорила, что я написала для нее песню. Тогда это был культ, ее пластинки с утра до вечера играли из каждого окна. Это был кумир, потому что не было больше никого такого же яркого. В подростковом возрасте, еще до того как я стала слушать рок, ходила с химией и знала все песни Пугачевой наизусть.
У меня много характерных песен, где есть образ. А сейчас у нас все настолько усредняется, все такие одинаковые, бывает, не понимаешь, что это за исполнитель. Аранжировки всех приглаживают и все становятся одинаковыми. Хочется чего-то необычного, у меня для Лолиты есть несколько песен с характером. Посмотрим, что получится.
- Вы сказали, что слушали рок. А что именно?
- Наш ленинградский рок-клуб. Ричард Блэкмор (Deep Purple) был моим кумиром, у меня висели его плакаты на стене.
- Вы задумывались о том, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы не было песни «Лебедь белая»?
- Нет, не задумывалась. Возможно, было бы что-то другое.
Фото: Александра Евграфова, Артем Урванцев