Естественные силы природы – это солнечные лучи, воздух, вода, другая окружающая среда (снег, песок, горы и т.п.). Они являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, способствуют закаливанию организма, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности ихорганизма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течении определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов.
|
Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, т. е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нежно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.).
Выполнение при этом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Эффект, полученный в процессе занятий физическими упражнениями, обладает особенностью к переносу, т.е. он проявляется и в других видах деятельности человека, в частности трудовой и военной, что усиливает прикладное воздействие самого физического воспитания. С помощью физических упражнений и естественные силы природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости).
Плавание, бег или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.
Что же касается гигиенических факторов, к ним относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды, санитарное состояние занятий и оборудования, которое подразумевает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение, уборку помещений. В процессе выполнения физических упражнений,
|
оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений и снижает риск травматизма.
Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры студентов, которые обязаны знать гигиенические требования и соблюдать гигиену, а руководитель занятий прививает им навыки самостоятельного выполнения процедур общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, может отрицательно отразиться на здоровье.
Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.
В качестве вспомогательных средств физического совершенствования также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях естественных сил природы. Особенно это важно для лиц зрелого и старшего возраста.
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.
|
В процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации особое значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно решить воспитательные, образовательные и, главным образом, оздоровительные задачи. В этом заключается смысл выбора эффективных методов.
Существуют различные определения методов. Чаще всего «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической
цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др.
В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Мы рассмотрим классификацию, в основе которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, а сами методы наиболее полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития.
Биологические ритмы и сон: наука о весе тела и питании человека
Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
И самым наглядным изменением таких процессов и явлений будет, несомненно, изменение суточной активности человека. Которая состоит из чередования бодрствования и сна.
Наука сомнология (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) (да-да, есть и такая наука) активно развивается всего несколько десятилетий. Поэтому всё самое интересное о третьей части жизни человека, а именно столько человек проводит во сне, впереди.
Что же нам известно сегодня? Итак, сначала только факты, а затем несколько предположений.
Сон – это особое функциональное состояние организма человека, которое характеризуется неподвижностью, почти полным отсутствием реакций на раздражения и понижением активности ряда физиологических процессов. Но это состояние следует отличать от других подобных, с которыми вы встречались ранее на примере животных.
Такими, как анабиоз (в этом случае отсутствуют видимые проявления жизни), спячка (протекает со снижением температуры тела). А также возможными подобными состояниями у человека - кома, летаргический сон. Кроме человека спят и другие млекопитающие, птицы, рыбы и некоторые насекомые. Сон необходим каждому человеку. Доказательством его биологической значимости является тот факт, что человек так и не смогли отказаться от привычки спать.
Физиологическое состояние спящего человека. У него становится более редким дыхание, снижается обмен веществ, кровяное давление, частота сердечных сокращений и мышечный тонус. Во время сна ослабевает контакт организма с внешней средой – снижается слух, обоняние, осязание, заторможены условные рефлексы и, как результат, становится невозможной целенаправленная деятельность.
Сон является одной из фаз суточного биоритма (сон – бодрствование) и выполняет приспособительную функцию – создаёт условия для переработки информации, полученной в период бодрствования.
Считают, что сон обеспечивает протекание в мозге восстановительных процессов. Клетки и ткани нашего организма во время сна получают определённую долю независимости и могут осуществлять местную саморегуляцию. Однако проникнуть в глубину процессов, происходящих в мозге человека, удалось только с изобретением механизма для изучения электрических процессов мозга – электроэнцефалографии.
Первые сведения об электрогенных свойствах нервов и мышц появились в далёком 1849 году. А первая электроэнцефалограмма (сокращённо ЭЭГ) спустя почти 100 лет только с развитием соответствующей техники.
Какие же подробности о сне известны сейчас?
В ходе многочисленных исследований, было выяснено, что сон состоит из двух качественно различных фаз – так называемого медленного и быстрого сна. Которые последовательно сменяют друг друга.
Медленный сон характеризуется снижением всех функций человеческого организма, отсутствием сновидений и быстрых движений глаз. Это так называемый non-REM сон (от английского REM — rapid eye movement – быстрые движения глаз). Однако, в
состоянии медленного глубокого сна человек может быстро проснуться при воздействии важных для него раздражителей. То есть услышать будильник на стадии медленного сна.
Периодически, каждые 80-90 минут, медленный сон сменяется быстрым (как раз уже REM сон), который составляет приблизительно 20% от всего времени сна. Если человека в это время разбудить, то скорее всего он расскажет нам сон, который только что видел. А глаза у него под закрытыми веками быстро двигались.
Быстрый сон вообще называется парадоксальным. Дело в том, что на этой стадии, которая следует за медленным сном, мозг человека вроде бы просыпается и функционирует, как при бодрствовании. А мышечный тонус, наоборот, резко падает.
Питание и вес тела
Питание и вес тела. В детском и юношеском возрасте организм расходует значительное количество белков, жиров и углеводов, поступивших с пищей, для роста и развития. Далее процессы роста заканчиваются и названные вещества расходуются только на физиологическое обновление органов и тканей и на поддержание энергетического баланса организма. Взрослый человек должен получать столько калорий пищи, сколько он расходует. Если в течение продолжительного времени это равновесие не соблюдается, возникают нарушения: дистрофические нарушения — при белково-энергетической недостаточности, избыточная масса тела и ожирение — при излишнем поступлении калорий пищи.
Мерой адекватного поступления калорий пищи является вес человека, или, точнее, масса его тела. Предложено множество способов определения веса, оптимального для защиты от болезней. Простейший из них — вычесть из роста (в см) число 100. Это и будет оптимальный вес в килограммах. Расчет можно сделать более точным, если при росте свыше 166 см вычесть 105, а при росте свыше 176 см вычесть 110. Есть таблицы и графики, позволяющие учесть телосложение человека, в том числе объем его грудной клетки. Но еще лучше воспользоваться так называемым индексом массы тела, рекомендованным экспертами Всемирной организации здравоохранения.
Индекс массы тела (индекс Кетле) предназначен для контроля за влиянием питания на вес (массу) тела человека. Этот индекс лучше, чем многие другие методы, отражает запасы жира в теле человека, и кроме того, для него установлены нижний и верхний пределы, принимаемые за допустимые. Для вычисления индекса массы тела нужно разделить вес (кг) на рост, выраженный в метрах и помноженный сам на себя: К= М(Н · Н), где К — индекс массы тела, М — масса тела (кг), Н — рост (см).
Излишний вес и тем более ожирение являются предрасполагающими факторами в развитии атеросклероза, заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной систем, сахарного диабета. У женщин с низкими значениями индекса массы тела нередко нарушены менструальный цикл и детородная функция.
Советы:
1. Для того чтобы не полнеть, полезно помнить ряд правил. Вот они:
— при нарастании веса нужно либо увеличить физическую активность, либо потреблять меньше пищи, но лучше сочетать оба эти подхода;
— за весом нужно следить постоянно, своевременно внося необходимые коррективы в режим физической нагрузки и питание;
— избегайте излишнего потребления сахара и сластей, содержащих сахар; заменяйте сахар некалорийными сладкими веществами;
— избегайте пищевых продуктов, богатых жиром;
— помните, что алкогольные напитки, включая пиво, поставляют организму лишние калории;
— потребляйте достаточное количество фруктов и овощей;
— не увлекайтесь мучными изделиями;
— не подстегивайте свой аппетит пряностями, острой пищей;
— заметьте, что некоторые овощи и фрукты содержат вещества, препятствующие отложению жира. Среди них капуста. Пользующийся некоторой популярностью «сжигатель жира» выделен из ананасов;
— заботиться о своем весе нужно постоянно. Исследования показали: от сердечно-сосудистых заболеваний наиболее часто гибнут те люди, вес которых в молодости менялся волнообразно, то снижаясь, то возрастая в зависимости от характера питания;
— устраивайте себе 1 или даже 2 раза в неделю разгрузочные дни. В такой день человек потребляет в 5 — 6 приемов небольшое количество какого-либо одного продукта, например 1,5 кг яблок, или огурцов, или мякоти арбуза, или 1,2 л снятого молока, или 500 г нежирного творога, или 400 г отварного мяса (рыбы). Чаще всего разгрузку делают в нерабочий день.
2. Разумное нежелание полнеть не должно приводить к другой крайности — стремлению во что бы то ни стало быть очень худым. Некоторые люди, особенно девушки, изнуряют себя всевозможными ограничениями в пище, искусственно вызывают рвоту после еды, принимают слабительные, увеличивая при этом физическую активность. Запас жира в их организме действительно снижается, но эти крайности не идут на пользу. Среди возникающих расстройств у девушек и женщин можно отметить нарушение детородной функции, отсутствие запаса жира для материнского вскармливания молоком будущего ребенка. Утверждают, что у спортсменов-мужчин, резко ограничивающих свое питание с целью не попасть в более высокую весовую категорию, снижаются половые возможности.
3. Приведенный выше индекс массы тела, разумеется, непригоден для спортсменов силовых видов спорта, обладающих интенсивно развитой мускулатурой.
4. Некоторые люди страдают от чрезмерной худобы и хотели бы пополнеть. В этом случае нужно выяснить причины худобы. Среди них можно назвать заболевания эндокринной системы, туберкулез, болезни органов пищеварения. Чтобы разобраться в причине, придется обратиться к врачу и пройти обследование. Если же худоба вызвана недостаточным питанием, следует перейти на сбалансированный полноценный рацион адекватной калорийности, обратить внимание на соблюдение режима питания, в том числе кратности и ритмичности приемов пищи. Необходимо позаботиться об аппетите, стимулируя его как обстановкой во время трапезы, так и вкусовыми веществами блюд