Основные задачи учебного процесса
1.1. Подготовка квалифицированных специалистов с высшим и послевузовским образованием.
1.2. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации.
1.3. Реализация в ходе учебного процесса компетентностного подхода освоения государственных образовательных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
1.4. Распространение правовых, гуманитарных и педагогических знаний, повышение общеобразовательного и культурного уровня.
Организация учебного процесса
2.1. Общие требования к организации учебного процесса:
2.1.1. Учебный процесс основывается на государственных образовательных стандартах высшего профессионального, среднего профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям, примерных учебных планах, примерных программах дисциплин, основных образовательных программах по направлениям и специальностям
2.1.2. УдГУ самостоятелен в выборе системы оценок, формы, уровней, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
2.1.3. Освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:
2.2.1. Современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения.
2.2.2. Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.
|
2.2.3. Органическое единство процесса обучения и воспитания.
2.2.4. Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта.
2.2.5. Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики.
2.2.6. Создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоения студентами профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.
2.3. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузе, являются: рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин, программы учебных дисциплин.
2.3.1 На основе Государственных образовательных стандартов по каждой специальности и направлению разрабатываются:
- Базовый учебный план на соответствующие сроки обучения по дневной и заочной форме обучения;
- Рабочий учебный план на текущий учебный год по дневной и заочной форме обучения по всем срокам обучения;
- Учебный план на год выпуска;
2.3.2. Учебно-методический комплекс дисциплины, программа учебной дисциплины определяют содержание, последовательность и время изучения разделов и тем учебной дисциплины. Они разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации. Их содержание является единым для всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной). Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематический план дисциплины, программу ее изучения и перечень основной и дополнительной литературы.
|
2.3.3. Учебно-методические комплексы дисциплин, программы учебных дисциплин разрабатываются преподавателями, согласуются с методическими комиссиями факультетов (институтов), утверждаются на заседаниях кафедр, проходят экспертизу в методическом отделе УМД.
2.4. Основным условием организации учебного процесса является его планирование, цель которого - обеспечение полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и программ. Базовыми элементами планирования являются:
- график учебного процесса;
- базовый учебный план на весь период обучения;
- рабочий учебный план на учебный год
- расчет объема учебной нагрузки;
- планирование рабочего времени для ППС;
- расписание занятий
- аудиторный фонд.
2.4.1. Годовой график учебного процесса разрабатывается факультетом (институтом) на основе графика учебного процесса базового учебного плана, составленного в соответствии с требованиями ГОС, контролируется учебным отделом УМД. В графике определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, каникул, учебной практики и т.п.
2.4.2. Рабочий учебный план по специальностям (направлению подготовки) разрабатывается деканатом на каждый учебный год, согласуется с методической комиссией факультета (института), утверждается Советом факультета (института), согласовывается с начальником УМД и утверждаются проректором по учебной работе.
2.4.3. Расчет объема учебной нагрузки УдГУ осуществляется учебным отделом совместно с кафедрами на основании учебных планов, с учетом норм времени для расчета объема учебной работы. Расчет осуществляется с помощью подсистемы ИИАС «учебная нагрузка».
|
Распределение запланированной учебной нагрузки между преподавателями осуществляется заведующими кафедрами в соответствии с выделенными ставками. Индивидуальная нагрузка преподавателей отражается в учебном поручении, которое формируется в базе ИИАС, за месяц до ухода преподавателя в отпуск. В течение первой декады сентября проводится корректировка расчета часов и учебной нагрузки преподавателей.
2.4.4. Планирование рабочего и учебного времени ППС и студентов предполагает: начало занятий – 8.20 час., окончание занятий - 20.50 час. с двумя перерывами на обед (с 11.10 – 11.50час., 14.40 – 15.00 час..).
2.4.5. Аудиторный фонд университета является общим для всех факультетов и форм обучения, так и закрепленным за факультетом (институтом). Контроль использования аудиторного фонда проводится учебным отделом УМД в течение учебного года.
2.5. Учебный отдел УМД контролирует составление расписания занятий на основании своевременно предоставленной информации.
Расписание занятий факультета (института) утверждается на семестр, подписывается деканом факультета (директором института), согласовывается с начальником УМД и утверждается проректором по учебной работе.
Расписание составляется по принципу числитель/знаменатель.
Расписание учебных занятий составляется в соответствии с утвержденным Порядком составления расписания учебных занятий, экзаменационных сессий, государственных экзаменов и защит выпускных работ в Удмуртском государственном университете.
Расписание вывешивается на информационном стенде факультета (института) и должно быть доступно студентам и преподавателям.
Ответственность за обеспечение учебного процесса (аудиторной работы) лежит на заведующих кафедрами и контролируется деканами факультетов (директорами институтов) и учебным отделом УМД.
2.6. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями:
- учебный год по очной, очно-заочной (вечерней) форме обучения начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией;
- максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
- объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю (за исключением тех специальностей, для которых в Государственных образовательных стандартах прописана другая аудиторная нагрузка);
- часы по физической культуре и факультативным дисциплинам не входят в еженедельную 27 часовую нагрузку;
- по заочной форме обучения аудиторная нагрузка на учебный год составляет не менее 160 часов.
2.7. Организация и проведение экзаменационной сессии.
2.7.1. Расписание экзаменационной сессии составляется деканатом в строгом соответствии с учебным планом и утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за 20 дней до начала сессии. Даты проведения экзаменов устанавливаются с учетом обязательного трехдневного срока на подготовку студентов к экзамену.
2.7.2. Согласование расписания экзаменационной сессии между факультетами и распределение аудиторий проводят деканаты.
2.7.3. Право на изменение расписания экзаменов имеет только декан факультета. Изменения в расписании не должны нарушать условия проведения экзаменов на других факультетах.
2.7.4. Все изменения в расписании экзаменационных сессий проходят согласования в учебном отделе УМД.
2.7.5. Экзамен разрешается проводить только в установленной расписанием аудитории. Если необходимо изменить аудиторию, преподаватель обязан получить на это разрешение в деканате.
2.7.6. В течение учебного года по заочной форме обучения устанавливаются 2 учебные сессии.
2.7.7. Межсессионная работа для студентов заочной формы обучения проводится в соответствии с логикой учебного процесса.
2.7.8. При составлении расписания на заочном отделении учитываются действующие санитарно-гигиенические нормы и требования Трудового Кодекса Российской Федерации:
- выходной день – воскресные и праздничные дни,
- в день проведения зачета студенты занимаются не более 2-х пар,
- день экзамена свободный.
2.8. Основными видами учебных занятий и организационных форм обучения являются:
- лекция;
- практическое занятие;
- семинар;
- лабораторное занятие;
- консультация;
- индивидуальное занятие;
- контрольная работа;
- коллоквиум;
- научно-исследовательская работа;
- практика;
- курсовое проектирование (курсовая работа);
- самостоятельная работа студентов;
- выпускная квалификационная работа (дипломный проект);
2.9. В вузе ведется следующая учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:
В учебном отделе УМД
- учебные планы пол всем специальностям и направлениям подготовки, по всем формам и срокам обучения;
- графики учебного процесса;
- расчет часов для определения штатов;
- учебные поручения преподавателей;
- положения о практиках;
- программы всех практик;
- график проведения;
- договоры с предприятиями, организациями, учреждениями о проведении практик;
- расписания учебных занятий (копии);
- расписание работы ГАК;
- утвержденные кандидатуры председателей ГАК;
- составы ГАК;
- отчетная документация по учебному процессу;
в деканате
- журнал посещаемости;
- экзаменационная (зачетная) ведомость (в электронном и бумажном варианте);
- экзаменационный (зачетный) лист (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);
- зачетная книжка студента;
- учебная карточка студента (в электронном и бумажном варианте);
- журнал регистрации приказов;
- списки студентов по группам (в электронном и бумажном варианте);
на кафедрах
- журнал взаимных посещений занятий преподавателей;
- журнал учета выполнения учебной нагрузки ППС;
- индивидуальные пятилетние планы преподавателей;
- расчет часов для определения штатов;
- учебные поручения преподавателей;
- учебно-методические комплексы дисциплин;
- рабочие программы дисциплин;
- экзаменационные билеты;
- тематика курсовых и дипломных работ;
- программы практик;
- дневники практик;
- отчеты по практикам;
- договоры с предприятиями, организациями, учреждениями о проведении практик;