Тема 6.9 Правоохранительные органы (СРС)




Вы уже достаточно легко можете вспомнить несколько определений термина «право». Если мы имеем в виду объективное право, то это совокупность общеобязательных норм, правил, установленных и охраняемых государством. То есть, право должно охраняться всеми государственными органами. С одной стороны, так оно и должно быть. Парламент должен принимать законы, которые бы защищали права и свободы граждан, порядок в обществе. Президент, правительство, региональные и местные органы власти должны управлять жизнью страны строго в рамках закона, подавая пример всем гражданам страны. Но в то же время вы часто слышите о существовании специальных правоохранительных органов. И в первую очередь это название ассоциируется с полицейским, который вычисляет и арестовывает преступника, точнее подозреваемого в преступлении (ведь вы уже знаете, что объявить человека преступником может лишь суд). А также с прокурором, который добивается вынесение обвинительного приговора.

На самом деле, список правоохранительных органов не исчерпывается полицией и прокуратурой. Правда, о том, какие именно органы следует относить к правоохранительным, юристы спорят до сих пор. Некоторые причисляют к ним только те организации, которые непосредственно занимаются поимкой и наказанием правонарушителей. Другие считают правоохранительными все органы, так или иначе связанные со сферой права, включая товарищеские суды, частных детективов и охранные агентства. Сегодня мы более подробно познакомимся с некоторыми из них.

Начнём с судебной системы. Её главная задача – осуществление правосудия. Вы уже говорили на уроках обществознания об основных принципах деятельности судов. Конституция России декларирует независимость судей, их несменяемость и неприкосновенность. Это означает, что судья должен подчиняться лишь Конституции и федеральным законам. Представители исполнительной власти не могут отстранить судью от должности или от ведения конкретного дела. К уголовной ответственности судья может быть привлечён лишь в порядке, установленном специальным федеральным законом.

Российское судопроизводство основано на общепринятых демократических принципах. Судебные заседания проводятся открыто. То есть во время разбирательства в зале суда могут присутствовать заинтересованные лица, представители прессы и, вообще, любой желающий. Для того чтобы было назначено закрытое заседание, должны быть веские причины. Например, если речь идёт о государственной или военной тайне, рассматриваются дела несовершеннолетних младше 16-ти лет. Закрытым судебный процесс может быть объявлен и по моральным соображениям, когда разбираются уголовные дела, связанные с половыми преступлениями, или могут быть разглашены интимные сведения об участниках процесса. Но приговор в любом случае оглашается открытом заседании, по крайней мере, его вводная часть (в которой поясняется, какое обвинение было предъявлено подозреваемому в совершении преступления) и решение по делу.

Во время судебного разбирательства должен осуществляться принцип равенства и состязательности сторон. Основные стороны в суде – это истец и ответчик. Истец подаёт судебный иск о нарушении какого-либо из своих прав. Предполагаемый виновник этого нарушения – ответчик. При рассмотрении уголовных дел основными сторонами являются обвинение и защита. Суд не должен предвзято относится ни к одной из сторон, заранее считая безусловно правой лишь одну из них. Каждая из сторон может высказывать свои аргументы, представлять вещественные доказательства, вызывать и опрашивать свидетелей. В итоге суд решает, чьи аргументы были более убедительны. В уголовном судопроизводстве неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого в совершении преступления. Часть дел рассматривается не единолично судьёй, а судебной коллегией. Обвиняемый в некоторых уголовных преступлениях, например в убийстве, похищении человека, получении взятки и других, может потребовать рассмотрения дела с участием присяжных заседателей. Коллегия присяжных состоит из 12-ти граждан Российской Федерации, которые имеют право выступать в качестве присяжных заседателей. Их выбирают из списка путём жребия при помощи компьютерной программы. Присяжные выслушивают доводы сторон, и после закрытого обсуждения выносят обвинительный или оправдательный вердикт. Причём, если в течение 3-х часов обсуждения они не могут прийти к единогласному решению, проводится голосование. Никто из присяжных не может воздержаться. В случае, если голоса разделились поровну, выносится решение в пользу обвиняемого. В случае обвинительного вердикта судья назначает наказание, соответствующее тяжести и общественной опасности преступления. Если присяжные оправдали подсудимого, он освобождается в зале суда. Кстати, если присяжные решили, что подозреваемый виновен в совершении преступления, а председательствующий на судебном заседании судья не находит в его деяниях состава преступления, он может оправдать обвиняемого либо направить дело на новое рассмотрение другим составом суда.

Особое место в судебной системе России занимает Конституционный Суд. О его полномочиях вы уже говорили на уроках обществознания. Он вправе отменить действие любого правового акта, в том числе и федерального закона, если он противоречит Конституции.

Высшим судебным органом страны является Верховный Суд. Гражданские и трудовые споры, уголовные и многие административные дела разбирают суды общего судопроизводства, общей юрисдикции. Это – городские и районные суды, а также мировых судьи. Мировые судьи являются судьями субъектов федерации и рассматривают уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3-х лет, дела об административных правонарушениях, о разделе имущества между супругами в случае развода и некоторые другие. В Вооружённых Силах России действуют военные (или флотские) окружные суды. Для разбора экономических споров между субъектами хозяйствования действуют арбитражные суды в каждом субъекте Российской Федерации.

Участники судебного заседания, которые не удовлетворены решением суда, могут подать апелляцию, то есть, обратиться с просьбой о пересмотре дела в суд высшей инстанции. Высший апелляционной инстанцией в Российской Федерации является Верховный Суд. Но граждане нашей страны могут обратиться также в Европейский суд по правам человека. Он расположен в Страсбурге и его решения обязательны для всех стран-членов Совета Европы. Правда, срок рассмотрения дел в этом суде достаточно долог, так как туда поступает много обращений из разных европейских государств.

Судья – очень ответственная должность. От его решения зависят судьбы многих людей. Поэтому далеко не каждый человек может стать судьёй. Согласно Конституции России кандидату на эту должность необходимо иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Кроме того, он должен обладать некоторым жизненным опытом, поэтому устанавливается возрастная планка: 25 лет.

Важное место в системе правоохранительных органов занимает Прокуратура. Главная её задача – надзор за исполнением законов органами власти и местного самоуправления, соблюдением прав и свобод человека этими органами. Поэтому гражданин, который считает, что пострадал от самоуправства, произвола государственных органов, может обратиться в прокуратуру для защиты своих законных прав. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за законностью действий судебных приставов и деятельностью учреждений, исполняющих наказания (мест, где содержатся осуждённые, по приговору суда лишённые свободы). Во время судебного заседания по уголовным делам прокурор поддерживает государственное обвинение.

Важную роль в борьбе с преступностью и поддержании общественного порядка играют органы внутренних дел. Они подчиняются Министерству внутренних дел. Важнейшим подразделением в этой системе является полиция. Вот некоторые из её задач.

· Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

· Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

· Выявление и раскрытие преступлений.

· Розыск лиц.

· Обеспечение правопорядка в общественных местах.

· Обеспечение безопасности дорожного движения.

· Охрана имущества и объектов.

· Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Вам, вероятно, будет интересно знать, что самые древние свидетельства о деятельности органов охраны правопорядка относятся ещё ко времени существования Древневосточных государств. Ещё в 14-ом веке до нашей эры египетский фараон Хур Мохеб создал отряды речной безопасности, которые боролись с пиратами и имели право досмотра подозрительных судов. Некоторые исследователи утверждают, что именно египтяне первыми начали использовать собак в полицейских целях.

В Древней Греции охрану общественного порядка осуществляли государственные рабы. Из письменных источников того периода нам известно, что в Афинах производили аресты, охраняли заключённых и наблюдали за общественным порядком 300 обращённых в рабство скифов. В то же время поиск убийцы оставался личным делом родственников погибшего.

В Древнем Риме личной проблемой пострадавшего оставалась кража, если вор успевал сбежать с награбленным имуществом. Ну а если его заставали на месте преступления, то тут же обычно и казнили. Исполнять наказания имели право специальные должностные лица – ликторы. Поскольку пожары стали серьёзной угрозой для Рима, император Август в 6-ом году до нашей эры создал специальный корпус вигилов из 7-ми тысяч человек.

Особые органы расследования преступлений в России появились в 16-ом веке. Это были губные старосты, которые занимались «разбойными» и «татиными» делами. Татями на Руси называли убийц. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу. В 17-ом веке был создан Сыскной приказ. В это же время появились и полицейские служители в крупных городах. Их называли «земские ярыжки». Место губных старост заняли сыщики. В начале 18-ого века Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию.

Разумеется, современная полиция действует на совсем другой правовой основе. Федеральный закон «О полиции» обязывает полицейских соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, быть беспристрастными, стремиться обеспечить общественное доверие. Но главные цели деятельности полиции не так уж и изменились.

К правоохранительным органам относят также Следственный комитет Российской Федерации. Федеральная служба Безопасности России занимается контрразведкой, то есть выявлением и пресечением деятельности иностранных спецслужб, борьбой с незаконным оборотов оружия и наркотиков, выявлением незаконных вооружённых формирований. Специальные подразделения ФСБ осуществляют внешнюю разведку, охрану Государственной границы России и обеспечивают информационную безопасность.

С 2002 года в России действует Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Это одна из общемировых проблем, которая, к сожалению, не обошла стороной и нашу страну.

Федеральная таможенная служба следит за соблюдением законности при перемещении через границу товаров и транспортных средств, борется с контрабандой, взимает таможенные пошлины и сборы.

Правоохранительными можно считать и органы юстиции. Они достаточно разнообразны. Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам, консультируют их, представляют интересы, в том числе и в суде, осуществляют защиту обвиняемых в уголовных преступлениях. Нотариусы (государственные и частные) заверяют договоры, завещания, доверенности, копии документов; удостоверяют личность, когда это необходимо. Отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) регистрируют факт рождения, заключения и расторжения брака, перемены имени, смерти. Министерство юстиции и его подразделения на местах регистрируют общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Минюсту России подчинены также Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Правоохранительные органы играют важную роль в жизни общества и государства. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы их работники были компетентны и действовали строго в рамках закона. Но далеко не всегда так бывает на самом деле. И хотя уровень доверия к правоохранительным органам в нашей стране растёт, он всё же недостаточно высок. Так, согласно данным социологического опроса, проведённого аналитическим центром «Левада-центр» в октябре 2014-го года, лишь 49 процентов россиян доверяют им, а 43 процента опрошенных относятся с опасением. 47 процентов респондентов заявили, что не чувствуют себя защищёнными от произвола правоохранительных органов.

Мир профессий, связанных с правоохранительной деятельностью, очень разнообразен. Может быть, и кто-то из вас займётся в будущем этой благородной и нужной обществу работой? Может быть, именно вам удастся повысить доверие к правоохранительным органам со стороны российских граждан?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: