Порядок и условия предоставления бюджетных средств и других видов государственной помощи из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства утверждается ежегодно Правительством Российской Федерации в соответствии с целевыми программами (или дополнительными актами органов власти Российской Федерации) и Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
Общий порядок распределения и предоставления субсидий на поддержку сельского хозяйства регламентируется Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1042 «Порядок распределения и предоставления субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации».
Порядок и условия предоставления бюджетных средств и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются целевыми программами (или дополнительными нормативными актами органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления) и утверждаются ежегодно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В этих нормативных актах указывается следующая информация:
- форма и количество документов, необходимых для получения бюджетных средств;
- порядок расчета суммы бюджетных средств;
- наименование органа, принимающего решение о предоставлении бюджетных средств;
- сроки рассмотрения заявки;
- наименование документов, необходимых для оформления предоставления бюджетных средств (договор, соглашение и др.);
- наименование документов, подтверждающих решение о фактическом перечислении бюджетных средств;
- порядок возврата бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления и др.)
Финансирование субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из федерального бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством порядке на основании заключенных с ними соглашений.
Таким образом, основанием для получения государственной помощи сельскохозяйственными товаропроизводителями является соглашение о предоставлении средств федерального бюджета заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства Волгоградской области. В данном соглашении определен объем предоставляемых средств из федерального бюджета и мероприятия, на которые они предоставляются.
В свою очередь, сельскохозяйственные организации должны заключить
с Министерством сельского хозяйства Волгоградской области соглашение о предоставлении средств бюджета. После чего не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляют в Министерство расчеты размера субсидий. Формы расчетов субсидий приведены в приложениях к порядку предоставления средств из бюджета Волгоградской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.03.2010 №172/11.
Кроме того, организации должны предоставить первичные документы, подтверждающие осуществление тех или иных расходов или достижение определенных результатов. Список первичных документов утвержден Распоряжением Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.04.2010 №37 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов), полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса Волгоградской области».
Например, рассмотрим механизм предоставления государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средства химической защиты растений на 2013 год (рапс).
Основными нормативными актами, регулирующими предоставление субсидии, финансируемой из федерального и регионального бюджетов, выступает Постановление Правительства РФ от 29.12.2010.№1174 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» и Постановление Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 № 706-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства». В этих документах перечислены и условия (требования) предоставления государственной поддержки.
Сам механизм предоставления субсидии включает в себя этапы:
Представление в Министерство сельского хозяйства Правительства Волгоградской области документов в соответствии с нормативно-правовыми актами;
Проверка документов;
Формирование реестров получателей субсидий;
Финансирование субсидий.
Перечень необходимых документов для предоставления субсидии включает в себя: справку-расчет с приложением копий: свидетельство о государственной регистрации; договор купли – продажи; сертификат соответствия; счет-фактура; товарная накладная; документы подтверждающие оплату; выписка банка по лицевому счету; акт применения средств защиты растений; справка об удельном весе дохода от реализации с.х. продукции собственного производства в доходе от реализации.
Зачастую поступление бюджетных средств отражается по мере фактического поступления ресурсов в основном в виде денежных средств. С
возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств.
Принятие к учету бюджетных средств при наличии условий, указанных
в п. 5 ПБУ 13/2000, организациями практически не осуществляется в силу ряда причин.
Во-первых, у большинства организаций отсутствует уверенность, что
условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Однако в п. 5 ПБУ 13/2000 указано, что подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация.
Как было сказано выше, получатели субсидий заключают с Министерством сельского хозяйства Волгоградской области соглашение о предоставлении бюджетных средств для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства и предоставляют расчеты по установленным правилам и формам.
Если данное условие выполняется, то второе условие не всегда выполняется: с./х. организации не уверены, что указанные средства будут получены. Потому что зачастую средства поступают на счета организаций без предварительного подтверждения в виде бюджетной росписи, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, актов приемки-передачи ресурсов и иных соответствующих документов.
Организации получают и отражают в бухгалтерском учете бюджетные средства не после того, как будут выполнены все условия предоставления этих средств, а когда средства фактически зачислены на расчетный счет.
Таким образом, основным принципом признания бухгалтерского учета государственной помощи является кассовый принцип, что противоречит методологии учета государственной помощи.