БДД-1
Раздел II.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Тема 5. Искусство Египта в додинастический период. Раннее и Древнее царства
География основных центров древних цивилизаций. Мифологический метод познания мира древнего человека. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья).
Традиционная хронология Древнего Египта. Общая характеристика Додинастического периода, Раннего царства, Древнего царства, Среднего царства, первого и второго переходного периода, Позднего периода, македонской эпохи, эпохи Птолемеев, римской эпохи. Возникновение египтологии. Розеттский камень. Деятельность первых египтологов. Открытия Шампольона. Общие сведения о египетском языке. Мифология Древнего Египта. Иконография египетских богов. Структура человеческой души в представлении египтян.
Додинастический период (конец 5-4 тыс. до.н.э.). Скотоводческое и земледельческое освоение нильской долины. Неолитические и энеолитические поселения. Бадарийская культура. Образование номовых государств. Различия в хозяйственном развитии Верхнего и Нижнего Египта. Мифология Древнего Египта. Иконография египетских богов. Структура человеческой души в представлении египтян. «Плита фараона Нармера »: повествовательность, упорядоченность, построчность композиции. Выработанная манера изображения объемного тела на плоскости.
Эпоха Раннего Царства I и II династий (30-28 вв. до н.э.)– столица Мемфис. Закрепление образных и изобразительных норм и средств – официальная культовая канонизация изображений, профессиональное, творческое усовершенствование приемов мастерства. «Стела Джета ». Архитектурный облик гробниц – мастаба в некрополях Саккара, Абидоса, Негады.
|
Древнее царство III-VI династий (28-23 вв. до н.э.). Ведущее положение архитектуры. Пирамида Джосера в Саккара (около 2800 г. до н.э.) зодчего Имхотепа. Пирамиды в Гизе Хеопса, Хефрена, Микерина (Хуфу, Хафра, Менкаура, 27 в. до н.э.). Большой сфинкс. Стиль скульптуры со строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия, равновесия поз, фронтальности, торжественности образов. Скульптура в значительной степени подчинялась формам и пропорциям архитектуры. Идеализация скульптурных фигур в физическом отношении, сходство с оригиналами, связанное с представлении о магическом оживлении. «Рахотеп и Нофрет», «Хемиун», «Статуя жреца Каапера», «Луврский писец ». Синтез различных видов искусств и подчинение основной идее заупокойного культа.
Живопись и рельефы Древнего Египта. Каноны древнеегипетского изобразительного искусства. Правила изображения человеческой фигуры, понимание пространства и композиции, техника живописи (темпера). «Иерархический взгляд», максимальный натурализм при изображении животных, большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции при изображении низших социальных слоев. Высокий рельеф, барельеф, расписной рельеф. Роспись из Меидума («Гуси»), росписи, рельефы в гробницах и поминальных храмах Саккара («Охота на гиппопотамов », «Жертвоприношение » и др.), деревянная панель из гробницы Хесира. Синтез различных видов искусств и подчинение основной идее заупокойного культа.
Тема 6. Искусство Среднего, Нового царств и Позднего периода в Древнем Египте
|
Египетское искусство в период Среднего царства (XI-ХII династии, 20-18 вв. до н.э.). Децентрализация и распад Египта на номы. Преобладание Гераклеополя. Возвышение Фив и новое объединение Египта. Ослабление власти фараонов. Возвышение бога Амона и фиванского жречества. Новый тип заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Лабиринт Аменемхета III в Фаюме. Древний город Кахун. Рельефы и росписи. Самостоятельная роль росписей, варианты композиций, свобода творческой фантазии («Танцовщицы», «Охота», «Кошка среди зарослей», «Птицы на акации»). Развитие ремесел. Выдвижение средних слоев (неджес). Торговые экспедиции и военные походы. Упадок государства и завоевание Египта гиксосами.
Эпоха Нового царства ХVIII-ХХ династии (16-11 вв. до н.э.). Напряженная социально-политическая обстановка. Огромная роль жречества. Сближение с культурами Сирии, Крита, Двуречья. Для искусства характерны стремление к декоративности, изысканности и изяществу форм. Ливийское нагорье. Долина царей. Царица Хатшепсут, ее заупокойный храм. Колоссы Мемнона. Карнакский и Луксорский храмы. Канонический тип скульптуры с определенными физиономически конкретными портретными чертами. Портретная скульптура Хатшепсут. Деревянные фигуры жреца Аменхотепа и его жены певицы Раннаи. Сфинксы фараона Аменхотепа III в Санкт-Петербурге. Живописность, декоративность росписей, рельефов. Относительная свобода в передаче наблюдений реальной жизни в мелкой пластике и при изображении второстепенных персонажей в скульптурном рельефе и росписях.
|
Амарнский период в истории египетского искусства. Амарнское царство Аменхотепа IV – Эхнатона (первая пол. 14 в. до н.э.). Город Ахетатон. Своеобразие стилистики искусства Амарны. Поиски правдоподобия и жизненности изображений и проблема канона (росписи дворца в Ахетатоне, скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити). Мастерская Тутмеса, творческий метод египетских скульпторов-портретистов. Бытовые детали рельефов и росписей. История открытия гробницы Тутанхамона. Пещерный храм в Абу-Симбеле. Рамессеум. Массивность круглой скульптуры. Черты светскости в скульптуре.
Поздний период, ХХI-ХХXII династии (11-4 вв.). Распространение железа, развитие торговли, ростовщичества и долгового рабства. Политическая роль жречества и развитие наемничества. Архитектурные сооружения – храм бога Ра, дворец фараона, декоративно-прикладные произведения искусства. Черты упадка египетского искусства в Поздний период, в условиях ослабления египетского государства. Временный подъем в искусстве в эпоху Эфиопской и Саисской династий. Египет эпохи Птолемеев (период эллинизма) и римского владычества. Строительство храмов. Фаюмский портрет. Основные достижения Египетской цивилизации. Влияние на страны Средиземноморья.
В связи с праздником 4 ноября, семинар переносится на 11 ноября; вторая лекция по искусству Египта состоится 14 ноября.
ВОПРОСЫСЕМИНАРОВ
Семинар 5 (11 ноября)