Биневский Иван Александрович,
доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования, к.ф.н.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ
1. Внимательно прочитайте материалы ЛЕКЦИИ.
2. Выполните задания для контроля (контрольные задания в тексте) и пришлите по электронной почте
ifkkaf@yandex.ru
Вся Ваша работа должна быть выполнена в виде одного файла формата WORD версии 97-2003 с именем М 43Ж (ваша фамилия).doc, в начале файла не забудьте написать:
Ф.И.О
Место работы
Желательно ваше фото
Занятие №1
Изменение правового регулирования в сфере образования
(Модуль 43-Ж)
Цель: формирование педагогических условий для осмысления стратегических приоритетов развития России в начале ХХI века, главных направлений модернизации системы образования РФ, целей и задач современного исторического образования в контексте введения ФГОС основного общего образования.
Программа модуля направлена на решение ряда задач, в том числе:
• принятие педагогами нового государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как идеологической основы ФГОС;
• ознакомление педагогов с новым законом об образовании РФ;
• освоение педагогами основных положений концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы;
• освоение педагогами Фундаментального ядра содержания образования как фиксирующей системы базовых национальных ценностей, как системы ключевых задач, обеспечивающих формирование и развитие универсальных видов учебной деятельности.
Ключевые понятия программы: Новый закон об образовании в РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт, «Фундаментальное ядро содержания общего образования», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, базовые национальные ценности.
|
Тема 1. Изменения правового урегулирования в сфере образования. Новый закон об образовании в РФ. Болонский процесс и реформа российской системы образования.
Тема 2. От стандарта первого поколения к ФГОС второго поколения: концепция, основные особенности, условия реализации.
Тема 3. Стандарт и закон об образовании: содержание образования, устранение противоречий.
29 декабря 2012 года в окончательной редакции был принят проект Федерального закона №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон заменил два действующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Главные изменения нового документа
В статье 2 ФЗ появился глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе.
В новом законе изменяются формулировки некоторых понятий. Например, понятие «Образовательное учреждение» изменяется на понятие «Образовательная организация». Исходя из этого, после вступления изменения в силу образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свои Уставы в течение трех месяцев после вступления закона в силу. При внесении данных изменений необходимо руководствоваться ст. 2 ФЗ «Об образовании».
Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.
|
Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.
Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые были установлены в предыдущем законе.
Задание 1. Найдите определения в новом законе «Об образовании в РФ» и запишите их в таблицу. Воспользуйтесь указанным информационным ресурсом: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе | |
Образование | |
Воспитание | |
Обучение | |
Уровень образования | |
Образовательный стандарт | |
Образовательная программа | |
Примерная основная образовательная программа | |
Учебный план | |
Индивидуальный учебный план |
Задание 2. Запишите коротко основные отличия нового стандарта от стандарта первого поколения. Воспользуйтесь указанным информационным ресурсом: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/
Каковы ключевые особенности ФГОС? |
1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
5. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
6. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Задание 3. Изучите ст.47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» закона «Об образовании в РФ».
Воспользуйтесь указанным информационным ресурсом: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/47/
Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Правовой статус педагогического работника – это ______________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто относится к педагогическим работникам
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Академические права и свободы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудовые права и социальные гарантии
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочее время
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Повышение квалификации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Обязанности педработников
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Педработнику запрещается:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответственность
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4. Проблемно-ситуационные задачи
Задача 1
Кто несет ответственность за качество образования выпускников?
а) Образовательное учреждение;
б) Учитель;
в) Руководитель образовательного учреждения:
г) Руководитель образовательного учреждения, учителя и родители (законные представители) обучающихся.
Задача 2
Что в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является основой объективной оценки уровня образования выпускников?
а) Государственная аттестация выпускников, проводимая независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностической службой;
б) Государственные образовательные стандарты;
в) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных учреждений;
г) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе не определена.
Задача 3
Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности?
а) Программу, рекомендованную Минобразованием РФ;
б) Инновационную программу, опубликованную в печати;
в) Программу, утвержденную образовательным учреждением;
г) Любую из перечисленных программ, по своему выбору.
Задача 4
На кого возлагает Закон «Об образовании в РФ» функции по воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе?
а) Только на педагогический персонал образовательного учреждения;
б) Только на администрацию образовательного учреждения;
в) На педагогический персонал, администрацию образовательного учреждения и на родителей (законных представителей) обучающихся;
г) Закон прямо не рассматривает воспитание обучающихся как специальную функцию общеобразовательной школы.