Медицинское образование в России в XVIII в.




Становление высшего медицинского образования в России связано с именем Николая Ламбертовича. В 1702 г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал «ближним доктором» Петра I. В 1707 г. он возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I при первом военном сухопутном госпитале за рекой Яузой (ныне Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). В школу принимались «изо всех чинов люди», выпускники семинарий и Славяно-греко-латинской академии.

В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренние болезни с патолого-анатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде. Учебников не было, и Н. Л. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре» («Instructio de chirurgia in theatro anatomico studiosis proposita»), которая впоследствии была издана на латинском и русском языках, «Зерцало анатомии» («Seculum anatomiae»), «Сокровище медико-практических лекций» («Ргаеlectoris thesaurus medico-practicus»). Преподавание внутренней медицины также было практическим и велось у постели больного (на латинском языке).

Впоследствии госпитали были открыты в Петербурге (1718, 1719), Кронштадте (1720) и других городах. При них создавались госпитальные школы (в Петербурге и Кронштадте в 1733 г., в Барнауле — в 1758 г. и т. д.).

После реформы медицинского образования, которую произвел П. 3. Кондоиди, в программу медицинских школ было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установлен семилетний срок обучения и экзаменационная система. С именем П. 3. Кондоиди связано так же создание лервой российской медицинской библиотеки (1756). В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища.

Академия наук в Петербурге была учреждена указом Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первым президентом (1725—1733) был лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Академия являлась не только научным, но и учебным учреждением, в задачи которого входило «науки производить и оные распространять». При академии были созданы гимназия, академический университет, библиотека, Кунсткамера (1728), астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Вначале в составе академии преобладали приглашенные иностранные ученые, среди которых были выдающиеся деятели своего времени: Д. Бернулли, Л. Эйлер и другие.

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов.

Проект первого российского университета Ломоносов составил в 1754 г. А в 1755 г. Московский университет был открыт в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Занятия на медицинском факультете начались в 1765 г. на трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Первым профессором медицинского факультета стал известный московский акушер Иоган Фридрих Эразмус. Он первым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему ' искусству. В 1771 г. И. Ф. Эразмус принял активное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве.

Первым русским профессором, медицинского факультета Московского I университета был Семен Герасимович I Зыбелин.

В 1764 г. С. Г. Зыбелин успешно защитил докторскую диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском(1768), а не на латинском языке, как это было тогда принято.

Первая клиническая палата на 10 больных была открыта в 1797 г. при Московском военном госпитале. Ею заведовал Е. О. Мухин — выдающийся российский физиолог и хирург.

В 1791 г. Московский университет получил право присвоения ученой степени доктора медицины. До этого такое право с 1754 г. имела лишь Медицинская коллегия (учрежденная в 1763 г. вместо существовавшей ранее Медицинской канцелярии). Первую докторскую диссертацию в стенах Московского университета защитил в 1794 г. Фома Иванович Барсук-Моисеев. Его работа «Dissertatio medico-practica de respiratione» была посвящена физиологии дыхания. В 1795 г. Ф. И. Барсук-Моисеев стал профессором Московского университета.

5) М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей в России.
Широ­кий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении об­щественного устройства родины М. В. Ломоносов не­избежно сталкивался и с вопросами организации ме­дицинской помощи населению.
Он касался вопроса о недостатке медикаментов и аптек и в письме к И. И. Шувалову указывал, что «тре­буется по всем городам довольное число аптек», тог­да как «у нас аптеками так скудно, что не токмо в каж­дом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены…» (VI, 396 – 397, 389). Он настаивал на раз­витии отечественного лекарственного растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для удоволь­ствия здешних аптек домашними материалами...» (X, 147).
М. В. Ломоносов заботился о создании (выражаясь современным языком) медицинской экспертизы и пот­ребность в такой экспертизе выдвигал как один из аргументов в пользу создания медицинского факультета при Академическом университете, на который он и предлагал возложить эту функцию.
Он писал, что в этом университете должны быть факультеты юридический и медицинский, «чтобы в трудных судебных, медицинских и других делах можно было в другие команды из академии требовать по фа­культетам мнения» (X, 21).
М. В. Ломоносов считал, что медицинская помощь населению, в первую очередь сельскому, является од­ной из непременных сторон государственного устройст­ва и поэтому, намечая план учреждения государствен­ной коллегии земского или сельского домостройства, в числе советников этой коллегии называл врача и в круг обязанностей коллегии включал «сношения с академиею и с медицинским факультетом» (VI, 411 – 4.12).
Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахар­ством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. В письме И. И. Шувалову М. В. Ломоносов писал: «...По большей мере простые безграмотные мужики и ба­бы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, прибли­жая их скорее к смерти. Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особ­ливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иног­да и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем горо­дам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, хотя б только по нашему кли­мату пристойными, чего не токмо нет и сотой доли, но и войско российское весьма не довольно снабжено ме­диками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо, чтобы всякого осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих успокоить. Он такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают» (VI, 396 – 397).
Россия в то время действительно испытывала острую нужду во врачах. Количество врачей было совершенно недостаточно. Обучение медицине проводилось в нескольких госпитальных школах, но число русских врачей было очень небольшим. Приглашение врачей из-за границы обходилось слишком дорого и поэтому не могло иметь широкого распространения.
Подготовка врачей путем прикрепления русских юно­шей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая», – шла также очень медленно и не обеспечивала страну нужным количеством врачей.
Хотя указ 1737г предписывал, чтобы в больших городах – Пскове, Новгороде, Твери, Ярославле и др. – было по лекарю1, и по сведениям Главного магистрата, в 60-х годах XVIII века лекари находились уже «почти во всех губернских и провинциальных городах»2, эти сведения были явно преувеличены.
Недаром наказы, данные депутатам комиссии о со­чинении проекта нового уложения (1767), пестрят жа­лобами на отсутствие врачей в провинции.

6)

1) О размножении и сохранении российскаго народа: Часто в деревнях молодые мальчики женятся на взрослых женщинах годных в матери, поэтому первые годы детей не появляется. Женщина от ровни могла бы родить несколько детей государству, а если муж очень молодой, он тратит много сил и портит здоровье. Когда муж станет мужчиной, жена уже выйдет из детородного возраста. Она может забеременеть от другого, но из-за осуждения такие случаи заканчиваются детоубийством (абортами).
Так же вредно если муж старый, а жена очень молода, что тоже вредит приращению народа. Необходимо сделать границу, чтоб жена была старше мужа не больше 2 лет, а муж старше не больше 15(лучше всего от 7 до 10 лет).

2) Браки без любви вредят продолжению рода, т.к. драки и ссоры ведут к проблемам при беременности. Для предотвращения священникам нужно следить за этим и в противном случае не венчать, под страхом лишения чина.

3) …как уповаю, на слова Назианзиновы: "первый брак закон, вторый прощение, третий пребеззаконие."
а наш закон запрещает жениться в 4 раз после смерти 3 жены. Для размножения народа полезно это ограничение убрать, т.к. много вдовцов после 3 жены возрастом около 30 лет.
Нужно находить свидетелей, которые подтвердят, что в предыдущих смертях муж не повинен, тогда он получит разрешение на 4 брак.

4) Вошло в обычай, что натуре человеческой противно, что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасению дается повод, и приращению народа не малая отрасль пресекается. Молодые люди постриженные в монахи после 1 брака, которые имеют все что нужно обязательно будут иметь похотливые намерения, поэтому нельзя позволять им служить церкви, а нужно разрешить 2 брак.
«…монашество в молодости нечто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мущинам до 50, а женщинам до 45 лет.»

5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;
…в общем предложил строить богодельни куда матери могут отдавать своих нежеланных и незаконных детей, чтоб не было детоубийства.

6) О лучших пользах купечества
При рождении ребенок страдает не меньше матери, и первые дни борется со смертью. Дальше болеет когда прорезаются зубы. Потом следуют оспа, грыжи, глисты, чтобы уметь лечить это нужно:
1.выбрать лучшую книжку о повивальном искусстве и перевести на русский. 2. Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана и соединить книги. 3.сделать средства лечения доступными. 4.сделать много экземпляров и распродать по всей России.

7) Доселе я о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубаго упрямства происходящих.
Священники из-за предрассудков крестят детей в ледяной воде, необходимо постановить, чтобы крестили только в теплой, чтобы не вредить здоровью.

8) О истреблении праздности;
Русские люди часто не знают меры. Пример: перед постом чрезмерно наедаются и напиваются и то же самое происходит в Пасху. При этом после долгого приема легкой пищи резкое переедание может привести к смерти. Поэтому нужно соблюдать умеренность в питании. Праздность укорачивает жизнь. Лучше бы посту быть в мае, чтоб питались свежими плодами и были заняты делом.

9) О исправлении нравов и о большем просвещении народа;
Многие необразованные люди лечат наугад, при этом принося еще больший вред, но есть и не кто в знаниях превосходят опытных хирургов. Необходимо увеличить число грамотных врачей, отправляя молодых людей учиться медицине за границу.

10) Смерти бывают натуральные, случайные, насильственные. От болезней необходимо составить мед.книгу и нужна помощь квалифицированных врачей, от природных смертей нужно беречься заранее, судя по приметам надвигающейся непогоды, затмения и т.д.,
от потопа можно спастись, предвидя признаки заранее, а от потопления на тонком льду или перегрузив суда можно спастись только будучи в трезвом состоянии, т.к. это часто следствие пьянства.

11) Большой ущерб народу от драк и разбоев. Нужно ловить перступников, пока они задерживаются в городах и деревнях. Города ограждать, назначит для прохожих и проезжих ночлеги, приказать чтоб хозяин потом докладывал кто у него был и сколько. Объявлять вознаграждения за поимку разбойников.

12) Переставая говорить о потере российскаго народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. Много помещичьих крестьян и солдат бегут за границу, чаще в Польшу. Нужно смягчить их условия жизни. А впредь могут служить способы, кои представятся в статье О исправлении нравов и о большем просвещении народа.

13) Т.ж. многие сбегают за границу из-за военного положения в нашей стране. А иностранцев нам привлечь нечем.

 

7.С. Г. Зыбелин В 1768 году был утвержден профессором.
Более 36 лет проработал С.Г. Зыбелин в стенах Московского университета. Он был первым русским профессором на медицинском факультете. Он читал курс теоретической медицины, куда входили анатомия, физиология и патология. Как преподаватель он пользовался большой любовью студенчества. С. Г. Зыбелин был сторонником чтения лекций на русском языке. Зыбелин уделял вопросам создания русской медицинской терминологии, многие русские медицинские термины, которые в настоящее время являются общепринятыми, впервые были введены в обиход С.Г. Зыбелиным. Сознавал значение наглядности и практики в преподавании медицины, С. Г. Зыбелин начал сопровождать свои теоретические лекции демонстрацией экспериментов, а клинические - разбором больных. "показывал разные случаи всяких болезней, упражнял как в распознавании болезней, так и в предусматривании следствий от них, присовокуплял притом и лечение оных".."Слова"(выступление) С.Г.Зыбелина не были просто популярными санитарно-просветительными выступлениями, а становились фактически широкими обобщениями, в которых разбирались важнейшие вопросы здравоохранения, сообщались последние данные медицинской науки, формировались практические задачи. Касаясь вопросов медицины, Зыбелин прежде всего формулировал ее задачи. В "Слове о действии воздуха в человеке" он писал, что задача медицины "состоит в охранении здравия, в исцелении его поврежденного и в продолжении жизни"19. Исходя из этих задач, С.Г. Зыбелин разрабатывал три основных направления. С целью "охранения здравия" он предлагал проведение, ряда широких гигиенических мероприятий, выступая таким образом в качестве одного из первых русских гигиенистов. С целью "исцеления его поврежденного" Зыбелин выдвигал свою лечебную систему. Как мы увидим, он был первым русским терапевтом, заложившим основные положения русской терапевтической школы. Третья задача медицины, "продолжение жизни", побудила Зыбелина уделить особое внимание вопросам профилактики. Это выразилось в его специальных "Словах", посвященных профилактике детских заболеваний, общей профилактике, а также пропаганде "прививной оспы".

7 вопрос.Шумлянский.
Шумлянский (Александр Михайлович, 1748 - 1795) - акушер. По окончании курса в киевской академии, поступил переводчиком в московский государственный архив, а оттуда поступил в санкт-петербургский адмиралтейский госпиталь волонтером. Окончив здесь курс, Шумлянский был послан (1777) в Страсбург для изучения акушерства, защитил там диссертацию «De structura renum», где впервые описал полость в Мальпигиевом тельце, роль которой в механизме мочеобразования стала понятна после работ английского исследователя Боумена (англ. Bowman),удостоен степени доктора медицины и хирургии. В 1784 г. получил право практики в России и назначен профессором в санкт-петербургский медико-хирургический институт (Калинкинский). В 1785 - 1786 гг. послан с М.М. Тереховским за границу, для осмотра высших врачебных школ. По возвращении Шумлянский был определен профессором по кафедре патологии и терапии в московском врачебном училище, а в 1793 г. переведен тем же в московскую акушерскую школу. Кроме диссертации, Шумлянскому принадлежат: "Mnjenie od nogho issinnoljubza o poprawlenii naipo leznjejschej dlja ljudej nauki" (СПб., 1787); "Утешительные рассуждения против немощной и болезненной жизни" (соч. Галлерта, М., 1773, 2-е изд., 1786) и "О здравии ученых людей" (соч. Тиссота, СПб., 1787). Ср. Чистович"История первых медицинских школ в России" (СПб., 1883).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: