к современной косметологии




От косметики древних —

(История косметологии, как и каждой уважающей себя науки, восходит к древнейшим временам. Уже перво­бытные" люди стремились к чистоте тела, искали пути к смягчению кожи, к защите ее от солнечных лучей, ветра, дождя, снега, пытались украсить, усовершенство­вать свою внешность. Об этом свидетельствуют и наход­ки археологов, исследовавших поселения древних, и тру­ды этнографов, изучавших жизнь сохранившихся до нашего времени племен, стоящих на низших ступенях развития. Раскрашивание тела, татуировка, всевозмож­ные притирания и ароматические вещества использова­лись и в повседневной жизни, и в различных обрядах и религиозных ритуалах. Определенное изображение на лице или теле означало и принадлежность к роду, и соответствие принятому стандарту красоты, и способ­ствовало нужному настрою во время всякого рода ми­стических церемоний и подъему боевого духа воинов — недаром у многих племен существовала даже специаль­ная боевая раскраска.|

До сих пор в глухих уголках Зехмли сохранились пле­мена, у которых принято окрашивать лицо и тело в определенные цвета, наносить на них различные знаки. Чтобы привести свою внешность в соответствие с мест­ным эталоном красоты, представители этих племен де­формируют голову, уши, ступни, кожу на груди и на спине...

Впрочем, при желании все это можно отнести к издержкам моды, тоже имеющим тысячелетние традиции. А история косметики говорит, что главные ее достиже­ния были связаны со знанием свойств растений, с опы­том применения различных продуктов растительного и животного происхождения, минералов. И даже то, что порой воспринимается всего лишь как стремление к ук­рашению внешности, имеет подчас глубокие физиоло­гические основы, подтвержденные народной практикой. Вот, например, в Бирме женщины и по сей день с по­мощью специальной пудры, смешанной с водой (мест­ное название этого снадобья — танакха), наносят нали­цо и руки светло-желтые полосы и узоры. Этой моде многие сотни лет, но ей не изменяют и сегодня ни в деревнях, ни в городе, ей остаются верны даже модницы, широко пользующиеся европейской косметикой. Танакха готовится из особого рода древесины, содержит ценные питательные вещества, а будучи наложена на кожу, за­щищает ее от палящего солнца тропиков. Специалисты полагают, что именно танакхе пожилые бирманки обя­заны тем, что выглядят моложе своих лет.

Уже несколько тысячелетий известно целебное дей­ствие алоэ. Сваренный и сгущенный сок растения при­менялся жителями аравийского острова Сокотра, а мноьго лет спустя — в виде экстракта европейцами. Листья­ми подорожника пользовались в Древней Руси, их на­кладывали на воспаленную кожу, при порезах, ушибах, укусах; известно было и лечебное действие сока подо­рожника. С незапамятных времен в косметических це­лях употребляли и мед, он хорошо смягчает кожу, де­лает ее эластичной. Зарождение элементов массажа мож­но, вероятно, отнести ко времени появления человека па Земле, настолько естественным представляется стрем­ление растереть, размять место ушиба— ^

Нелишне напомнить, что в древности немаловажной задачей было и совершенствование собственно гигиени­ческой косметики. Когда человечество еще не знало мы­ла, при мытье пользовались мелким речным песком, зо­лой. Грязь с тела не столько отмывали, сколько отти­рали. Естественно, после такой процедуры нужно было возвращать коже ее природную мягкость и эластичность. Наряду с гигиеническим в древности бурно развиватуре красоты — причесывание, массаж, использование косметических смягчающих и ароматических средств, окрашивание волос, бровей, ресниц, лица, маникюр и педикюр — имеет собственную долгую историю, способ­ную стать предметом отдельного исследования.)

Принято считать, что родина современной космети­ки — /Древний Восток. Идеалом женской красоты Древ­него Египта XV в. до н. э, считается (и справедливо) знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Это женщина с тоненькой мальчишечьей фигурой и правиль­ными чертами лица: миндалевидные глаза под тонкой линией бровей, резко очерченный рот, безукоризненная шея. Однако природной красоте этого совершенного ли­ца и прелестной фигуры все же помогала косметика: уход за кожей, грим, украшения. Рисунок рта, бррвей, глаз подчеркнут гримом, подкрашены щеки и ногти... Есть и другие свидетельства, подтверждающие, что в Египте того времени не только были знакомы с пра­вилами гигиенического ухода за волосами и кожей, но и применяли ароматические вещества, проявляли инте­рес к окраске ногтей и волос, укладке волос, бритью и окраске бороды. Уже тогда были известны бритвы и щипчики для удаления волос на лице и теле, гребни, краска для ногтей, кремы, средства татуирования. Бо­гатые египтянки широко пользовались притираниями, душистыми водами, благовониями, маслами для умащи-вания кожи и отдушивания, средствами для ароматиза­ции кожи и волос.

Хорошо было известно древним египтянам искусство причесывания. От природы прямые собственные волосы прикрывались искусственными завитыми париками. Па­рики использовались и жрецами. Сегодня нам известен применявшийся в Египте способ создания причесок: во­лосы навивались на тонкие прутки, обмазанные глиной, и высушивались на солнце. Позже деревянные прутки были заменены металлическими стержнями, которые на­гревались, перед тем как на них накрутить волосы.

Чтобы разнообразить монотонность натуральных черных волос, для их окраски использовалась хна, сме­шанная с грязью. При этом добивались различных от­тенков — от легкого пурпурного до медного и темно-коричневого.

Благовония употреблялись не только в быту, но и при отправлении религиозных обрядов. Традиционнодесь использовали воск и смолы, цветы, корни и тра­вы. Некоторые из обрядов, например курение благово­ний в кадилах с применением ароматических масел — мирры, ладана, заимствованы более поздними религи­ями и сохранились до наших дней. Умащивалось перед совершением богослужения и тело самих служителей культа.

И уже с этих древних времен косметика смыкается е медициной. Папирусы, посвященные вопросам меди­цины, содержат и косметические рецепты зачастую впе­ремешку с молитвами и заклинаниями.

В знаменитом «Папирусе Эберса», хранящемся в Лейпциге и датируемом 2000 г. до н. э., описываются, в частности, способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Малестины. Эти масла не только очищали кожу, но и создавали на ней защитную пленку. Миртовое масло использовалось в смеси с ароматическими веществами для отдушивания тела, белья, одежды и помещения. В папирусе дан также рецепт приготовления краски для полос, принадлежащий египетской царице Сес, матери фараона Тета. Он считается первым записанным рецеп- ; том применения хны в качестве красителя для волЫ^_/

Из XVI в. до н. э. дошли до нас способы использо­вании в качестве косметического средства пудрообраз-иого алебастра и меда, прописи микстуры для депиля­ции (удаления волос), составы красителей для окраски пек и меленый, а их краев —в черный цвет. Губы и ще­ки подкрашивали хной, ногти рук и ног золотили. В ка­честве духов египтянки пользовались растительными маслами с добавлением сока водяной лилии и лотоса.

И Ассирии и Вавилоне в те времена тоже уделяли немило внимания уходу за кожей и волосами, применя­ли при тгом благовония, содержащие розовое масло, мирру, мускус, отдушивали и окрашивали волосы на голове и бороду.

Н Персии впервые появились розовая вода и мин­дальное молоко.

Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Мидии и Древнего Китая. Чего сто­ит одно только использование в снадобьях женьшеня* В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой применяли бальзамы, экстракты растений, тушь, белила для лица, лак для ногтей. Индии принадлежит заслуга в создании хирургической косметики. Живший за тысячу лет до нашей эры индийский писатель Суст-рута в книге «Познания жизни» описал операцию по пластике носа. /

Косметика" упоминается и в Библии — в Древней Иудее знали толк в притираниях и благовониях. Иудея торговала со многими странами мира. В состав баль­зама Марии Магдалины, о котором говорится в Биб­лии, входил нард — душистое вещество, добытое из кор­невищ кустарника с одноименным названием, произрас­тающего в Гималаях. А легендарная царица Савская, пытаясь привлечь внимание царя Соломона, повелела приготовить для косметических целей целый набор все­возможных мазей и масел и даже привезла в подарок иудейскому царю бальзамин — кустарник, смола кото­рого ценилась, как драгоценные металлы.

Как тонкий знаток описал косметические средства и приемы Древней Иудеи русский писатель А. И. Куп­рин в повести «Суламифь». В дни работы над этим про­изведением он писал другу: «Если тебе что-нибудь по­надобится... о древнем туалете и косметике, о роскоши Египта и Тира—обращайся в мою аптечку».

У древних греков, судя по археологическим раскоп­кам, литературным и историческим источникам, уро­вень развития гигиены и косметики был также очень высок. Гомер, живший во второй половине VIII в. до н. э., в знаменитой «Илиаде» с особой тщательностью описывает туалет своих смертных героев и небожите­лей, не забывающих воспользоваться и косметическими средствами.

Ё древнегреческом обществе был особый, прослав­ленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омо­вений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, аро­матические средства. Ближний Восток поставлял Афи­нам не. только благовония, но и знания, накопленную веками культуру эстетики и гигиены.

Многое из того, что является наиболее ценным в нашей современной культуре красоты, непосредствен­но восходит к эпохе Гиппократа (460—370 до н. э.) — греческого врача, которого считают отцом современной медицины. В трудах Гиппократа можно найти множестпо советов и в области косметики вплоть до герогиги-еиы. Многое в его системе базировалось на медицин­ских знаниях и опыте египтян, которые ему удалось рас­ширить и обогатить. Он уделял особое внимание изу­чению дерматологии. В качестве средств, способству­ющих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж, а глав­ное— разумный образ жизни. Справедливости ради от­метим, что массаж был известен издавна. Так, по мень­шей мере за 2000 лет до Гиппократа он применялся в Древнем Китае, в Японии и Индии, да и в Греции им пользовались еще за несколько столетий до рождения великого врача. Но именно Гиппократ возвел массаж в ранг одной из главных косметических процедуру

В период с IV по I в. до н. э. в Греции особого совер­шенства достигают декоративная косметика и украше­ния. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства. У егип­тян греки переняли рецепты приготовления кремов для лица. Прекрасный рецепт духов был изобретен Теоф-растом из города Эреза (372—288 до н. э.), основате­лем науки ботаники, учеником Аристотеля. Строго го-моря, духов в современном смысле этого слова ни Гре­ция, ни впоследствии Рим еще не -знали; их создали позднее арабы путем дистилляции растительных ве­ществ. Древнегреческие красавицы вынуждены были прятать в прическах маленькие фунтики с козьим жи­ром и экстрактом жасмина. На жаре жир плавился и постепенно стекал на лицо, шею и плечи, благоухая жасмином.

В Афинах проявляли особую заботу о волосах, со-нершенетиоиали способы их завивки. Здесь не был об­делен п сильный пол—придавалось особое значение гармонической форме прически и бороды.

Эстафету развития и совершенствования косметики принял Рим, куда после завоевания Египта в середине 1 и, до п. э. перебрались многие выдающиеся гречес­кие ирлчи, практиковавшие до этого в Александрии.

И период расцвета Римской империи получили осо­бую популярность знаменитые бани (термы), где ши­роко использовались разные виды массажа, применяв­шиеся после купания для сохранения стройности фигу­ры, силы мышц и эластичности кожи.

На пороге нашей эры в Древнем Риме уже было около тысячи общественных бань. Бани строились для лю­дей разных слоев общества с учетом их вкусов и потреб­ностей. Некоторые из бань были роскошно отделаны, они служили местом отдыха, спортивных упражнений п развлечений, здесь происходили встречи политических деятелей, людей искусства и литературы. Патриции про­водили в публичных купальнях лучшее время.

Уже существовали специалисты-парфюмеры, готовив­шие масла для умащивания и растирания. В богатых банях эти процедуры выполняли рабы, называвшиеся косметами. В банях попроще изготовленное парфюме­рами масло мог получить каждый желающий, чтобы ис­пользовать самостоятельно.

Состоятельные женщины имели в своем арсенале множество снадобий, духов и косметических препаратов, вполне способных конкурировать с косметическими средствами нашего времени. Служанки, которые должны были помогать госпоже в обряде украшения тела, тоже назывались косметами. У каждой была своя обязан­ность, и все они находились под присмотром общей ди­ректрисы туалета.

Древние римляне знали косметические эссенции, средства от мозолей, угрей, растворы для окраски рес­ниц и бровей. Особо популярны были жирные мази с благовониями. Без них невозможно было обойтись: мы­ла еще не придумали, для удаления жира и грязи поль­зовались пемзой, мелом или луковой золой, и применяв­шаяся после этого мазь становилась уже лекарственным средством. Современные итальянские ученые по археоло­гическим и историческим материалам воссоздали нес­колько мазей, применявшихся в Древнем Риме. Среди них «Родиний» с запахом розы, вербены и лимонника, «Телинум» — любимое ароматическое вещество Цезаря, изготовленное из оливкового масла и цедры особого сорта апельсинов, «Сузизиум», пахнущий лилией...

Большое влияние на косметическую культуру Древ­него Рима оказала знаменитейшая из женщин древнос­ти— египетская царица Клеопатра, последняя из динас­тии Птоломеев. Легендарная красавица античности, пленившая римских полководцев Цезаря и Антония и на два тысячелетия оставившая прочный след во всех искусствах Европы, была великим мастером косметики. Предание утверждает: неотразимой ее делала не толь­ко природная красота, но и знаменитая косметическаямазь, изготовленная по рецепту самой Клеопатры из медвежьего жира и способствовавшая тому, что ее ко­жа была «блестящей и сияющей». Оригиналы рецеп­тов косметических средств прекрасной египтянки не дошли до нас, однако сохранились их более поздние списки. А не так давно представилась возможность познакомиться с набором средств, созданных Клеопат­рой, в натуре, точнее, с тем, что сохранило от них вре­мя в древних амфорах и флакончиках. Археологи, ра­ботавшие на берегах Мертвого моря, обнаружили обширную древнюю лабораторию по изготовлению кос­метических и фармацевтических препаратов, насто­ящую парфюмерную фабрику. В I в. до н. э. ею руко­водила Клеопатра, которой, как утверждают историки, /та местность была подарена Антонием. Сохрани­лись жернова со следами измельченных трав и расте­ний, котлы для приготовления ароматических составов. (1 помощью новых научных методов оказалось возмож­ным восстановить некоторые из рецептов древней пар­фюмерии.

В значительной мере благодаря Клеопатре в Древ­нем Риме стало традицией гримирование липа и тела, использование париков, дорогих украшений, купание в бассейне, применение горяче-холодной воды и сол^ри-ума. Долгое время у римлянок пользовалась популяр­ностью и египетская прическа с локонами «под Кле­опатру».

Следуя моде того времени, женщины стремились иметь светлую блестящую кожу. Для этой цели умыва­лись молоком и применяли кремы из хлебного мякиша и молока, козьего жира и пепла букового дерева. Был.•шиком римлянам и женьшень, доставлявшийся из КИ­ПИ!

Внимательное чтение Горация и Овидия позволяет ним узнать, что после бани и при утреннем туалете ис­пользовались ароматные помады, духи, розовое масло; что и состав кремов и помад уже тогда входили мед с остропи Родос и ланолин — жир, который получают при мьиье овечьей шерсти.

Наследницей Греции и Рима в применении и раз­витии косметики стала Византия.

' П Древней Руси народная косметика развивалась и основном в гигиеническом направлении. Даже в те далекие времена, когда еще не было представления опарфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура. Народная наб­людательность, богатый опыт в области сохранения здоровья и предупреждения заболеваний не оставили в стороне и косметику, истоки которой в России идут от народной гигиены, возникшей еще раньше чем народа пая медицина.

Некоторые народные гигиенические правила (нап­ример, умеренность в питании, омовения в водоисточ­никах, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань) были направлены не только на сохранение здоровья, но и на поддержание молодости и красоты. В отношении новорожденного ре-бенка также применялись народные гигиенические и косметические средства. Его купали в теплой воде с не­большим количеством щелока на соломенной золе ^бо­лее нежной, чем древесная зола), рано начинали йри-иаривать в бане березовым веничком, предварительно смазав кожу густым слоем дрожжей и завернув малы­ша в пеленку (отсюда начала свой путь широко рас­пространенная ныне в косметике дрожжевая маска.) При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растол­ченного мела или растертого в порошок каменного кирпича/

Памятники народной культуры сообщают, что жен­щины Древней Руси не только умели создать уют и чистоту в доме, но всегда красиво одевались и приче­сывались.

Заботясь о красоте кожи лица и тела, с успехом ис­пользовали для этой цели природные факторы (солнце, воду, тепло и холод), пищевые продукты (молоко, прос­токвашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мед, то­локно, растительное и сливочное масло, огурцы, яйца и пр.), целебные свойства многих растений. Наибольшее распространение в народной косметике имели листья ро­машки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их приме­нении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках.

Соком лука и чеснока лечили бородавки, царапины, потертости, болезни слизистой рта. Тертый картофель использовали при ожогах, листья капусты, свеклы — при гнойничковых процессах на коже.

Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. В России издревле существо-нал обычай еженедельного купания в бане, а некоторые мирились и в русских печах. Великолепными естествен­ными массажерами служили березовые и дубовые вени­ки, которыми нещадно хлестали себя в парилке.

В традициях народной гигиены и косметики было умывание после сна холодной водой, частое мытье в реке, в бане, после бани—применение холодной воды млн натирание лица и тела снегом.

В качестве румян использовали свеклу, свеклу с мор­ковью или бодягу (речная губка), для отбеливания и смягчения кожи лица — рассол капусты, простоквашу, кислое молоко, сметану. В этих же целях умывались мо­локом, отваром травы череды, размешанными в воде пшеничными отрубями, соком свежих огурцов, бузины.

В кожу и волосы втирали деревянное и репейное млело, делали массаж тела с мазями, в которые входили раздражающие вещества из трав, сваренных на коро-пьем масле или на животном жире. Для лица и тела применялся настой мяты.

В IX в. на юге Франции, в городе Марселе изобрели мыло. Мыловаренная промышленность становится одним из важнейших видов косметического производства. По­мимо мыла, при купании с целью ухода за кожей %ис-пользовали добавки в воду вин, уксуса, растительных средств, масла, молока.

После крестовых походов (XI в.) возобновились кон­такты Европы с Востоком, который всегда славился вы­соким уровнем развития косметики. Снова стали прида­вать значение «мирским» потребностям, среди которых не последнее место занимали заботы о чистоте кожи ли­ца, тела, волос. В уходе за ними использовался весь арсенал косметики. В общественных банях не только мылись, но и применяли массаж, делали депиляцию и другие косметические процедуры.

В Англии во времена Тюдоров и Стюартов особую популярность приобретает косметика для лица. Появля­ются несколько сомнительных с современных позиций рекомендаций отшелушивающего и отбеливающего сред­ства для кожи лица с содержанием купороса, использо­вания для освежения кожи крема из жира молодых со­бак, смешанного с натертыми яблоками.

В XII в. в Англии начинают цзготавливать лавандо­вую воду, в Италии — одеколон.

В средние иска в Европе расширяется парикмахер­ское ремесло, которым занимались в банях. Там же организовывались специальные салоны. Брадобреи вы­полняли стрижку, бритье, мытье, готовили ванны для купании, изготавливали различные, в том числе косме­тические, мази. Здесь же занимались и малой хирурги­ей: пускали кровь, ставили пиявки, банки, лечили раны, вскрывали гнойники, вырывали зубы, срезали мозоли. Эпоха Возрождения с новой силой пробуждает в лю­дях стремление к красоте, к прекрасному. Достойное место в жизни общества занимают искусства. В косме­тике возрождаются многие древние рецепты.

В Италии, а затем во Франции развивается парфю­мерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов.

Безволосый Генрих III, король Франции, ввел 1Моду на парики. Искусству косметики покровительствовал Людовик XIII, а вслед за ним и другие французские ко­роли. Эпидемии оспы породили моду на так называемые мушки, которые несколько скрывали оспенные рубцы. Придворная знать и буржуазия России копировали западную, особенно французскую, моду. Некоторые, впрочем, не боялись и смелых новшеств. Екатерина II, например, широко использовала такую популярную те­перь лечебно-профилактическую процедуру, как обти­рание по утрам лица, шеи и тела пищевым льдом.

Резко менялась мода на прически—высокие причес­ки сменялись кудрями и локонами, становились иными требования к косметическим средствам, к одежде и ук­рашениям. Ценились духи и такие косметические сред­ства, как мускус, камфора, амбра, мирра, шафран, розо­вое масло и розовая вода. Жена Людовика XVI Мария-Антуанетта положила начало моде пудрить лицо, грудь, а также парики.

Период Директории также характерен изменением требований к прическам и средствам ухода за лицом и телом.

Вышедшая в 1806 г. в Париже «Энциклопедия красо­ты» давала советы, как сохранить «неувядающую све­жесть кожи» (для этого широко рекомендовался один из первых одеколонов «О де Йижон»), как избавиться от морщин (здесь должна была помочь вода или баль­зам из Мекки). Этот период характерен также и появле­нием губных помад, зубных паст, кремов для рук.

В наполеоновской империи в моде древнеимперские нюансы в одежде и прическе, обилие лент, гребешков, драгоценных диадем и застежек. После падения Напо­леона моду на украшение внешности и уход за ней дик­тует уже не Париж, а Вена. Завитки, косы, локоны, кольцевые сплетения своих и чужих волос (шиньоны) украшали плоские прически этого времени.

В XIX в. в обиход зажиточных слоев населения Ев­ропы входит ванна. Все шире пользуются парикмахер­скими, которые теперь называются салонами. Появля­ются и первые синтетические косметические препара­ты.

Как мы знаем, представления о красоте не являются чем-то раз и навсегда устоявшимся. Так, если в эпоху Возрождения идеал женской красоты был выражен об­разами полотен Рубенса^ (бело-розовый цвет лица, пыш­ность и округлость форм), то в XIX в. входят в моду бледная, матовая, нежная, почти безжизненная кожа лица, хрупкое тело, затянутое в корсет, узкие, покатые плечи. В соответствии с этим меняются одежда и косме­тика. Все искусственное — шиньоны, турнюры и т. п.— ноя подите я в культ.

I!екоторые женщины, стремясь достигнуть идеала красоты, прикрывают лицо вуалью, длительное вре?мя остаются в помещении, скрываясь от свежего воздуха, а тем более от солнца, другие для приобретения бледности глотают катышки белой бумаги и держат под мышками кимфару... Известны случаи, когда с этой целью пили укеуе, применяли отбеливающие умывания и белила с содержанием ртути и свинца, разрушая таким «косме­тическим уходом» и свое здоровье, и красоту.

Середина XIX — начало XX в.— новое время в кос­метике. Суть его—в отказе от искусственно созданных деталей, и культивировании природных, естественных форм и свойств. Так, практически полностью отказыва-ютеи от париков (исключение составляют лишь освящен­ные традицией ритуалы).

До 20 х гг. XX в. у женщин сохраняется мода на длинные полосы, хоти и здесь нет постоянства. Пышные прически сменяются боле*} строгими, им на смену прихо­дит локоны, иногда накладные; порой в прическе исполь-«уюте и украшения из жемчуга, лент, перьев, входят в моду черепашьи гребни. С 1920-х гг. по настоящее время и основном и моде короткие стрижки. Длинные распуценные полосы популярны главным образом у моло-1

дежи. 1

В 1У04 г. изобретается шестимесячная завивка (пер- I

манент). I

Изменились требования к косметике, расширился ас- I сортимент душистых веществ и средств ухода за кожей | и волосами, что не замедлило сказаться на технологии производства парфюмерных и косметических средств.

Наше время отмечено четким стремлением к сближе­нию гигиенического и декоративного направлений кос­метики.

Знатоки говорят, что красивых мужчин на свете столько же, сколько и красивых женщин. Однако красо­та мужчин реже отображается в искусстве и литературе. Очевидно, это связано с тем, что с древних времен в Мужчине более всего ценились иные качества — ум, ду­ховная и физическая сила. Между тем известно, что да­же очень умным и сильным мужчинам была нечужда забота о своей внешности. Так, Кай Юлий Цезарь — выдающийся государственный деятель Римской империи, талантливый полководец, оратор, писатель, математик, архитектор, человек с прекрасными физическими дан­ными — появлялся на людях только в хорошем одеянии, тщательно выбритый; уделял он много внимания и сво­им волосам, которые рано начали выпадать..

Нелишне заметить, что заведения для причесывания мужчин были открыты значительно раньше, чем подоб­ные заведения для женщин. Женщины на протяжении тысячелетий должны были заниматься украшением сво­ей внешности только дома.

Еще в далекие времена в Европе определились два основных эталона мужской красоты: классический идеал греческих богов и герой северных легенд. Греки особен­но высоко ценили пропорциональное телосложение, уп­ругие, развитые мышцы, легкие, быстрые, решительные движения, ясный, острый, сияющий взгляд. Этот идеал широко представлен в живописи и скульптуре. Герой северных легенд — высокий мужчина с длинными но­гами, светлыми волосами, синими глазами.

В средние века в Европеоидеал мужской красоты стал несколько иным. Теперь это был рыцарь, облада­ющий слегка женственной внешностью, длинными свет­лыми локонами, голубоглазый, с хрупкой фигурой. Сме­лость не отменялась, но она должна была сочетаться сизысканной галантностью в поведении и элегантностью и одежде.

В *шоху Возрождения снова стали популярны муже-< гнеииость, гордая осанка, однако по-прежнему ценилось мпешпее изящество. Таков эталон мужской красоты в Италии XVI в.

И XVII в. многие мужчины стремились быть похожи­ми на льва, поэтому носили парики рыжего цвета, напо­минающие гриву «царя природы». Образец мужской красоты этого века — король Франции Людовик XIV, им­позантный надменный мужчина с тонкими чертами лица, Оглокурыми волосами и мелодичным голосом, ловкий охотник, наездник и танцор, галантный в обращении с ламами, изысканно одетый, но имеющий весьма средние интеллектуальные способности.

В XVIII в. недостатки фигуры научились исправлять г помощью корсетов и подкладных подушек. Образцом для подражания становится гладко выбритый, украшен­ный накладными буклями, напомаженный, надушенный фрпит, ставящий целью жизни наслаждение.

Вторая половина XVIII в. характеризуется новым ешлем ~ романтизмом. Это отразилось и на представ­лении о мужской красоте, непременный признак кото­рой теперь — одухотворенное лицо тонко чувствую^е-ю человека, овеянного ореолом благородства и духов­ном) богатства. Молодой Шиллер, несмотря на свое плохое здоровье и хрупкость фигуры, являет собой пример такой красоты.

В более поздние времена все больший обществен­ный интерес привлекают политики, финансисты, акте­ры, художники, писатели. К концу XIX в. в моде дело-мой мужчина, скупой на чувства и их проявление, внеш­не подтянутый, с короткой стрижкой, в темном строгом коетюме п галстуке.

С, начала XX в. моду на мужскую красоту диктует кино жран. Он предлагает зрителям парад кинозвезд. Сипим обликом и поведением красавцы разных конти­нентом отражают представления о мужской красоте, пищите 1нующей тому или иному времени, стране, да­же определенному слою общества, подтверждая тем са­мым и.жестпую истину, что красота — явление социаль­ное.

В XX и. мужчины проявляют все больший интерес и косметике. Они уже не видят в этом оттемка феминизации и не боятся выглядеть менее мужественны­ми.

Век коллективного труда — и физического, и интел­лектуального — предъявляет определенные требования и к внешности человека как участника трудовых и об­щественных процессов.

Развитие естественных наук и медицины в наши дни позволило сформулировать принцип достижения красо­ты через здоровье, подтвердило их неразрывную связь. Сегодня косметика широко используется на всех кон­тинентах. Основное правило — это применение высоко­качественных косметических препаратов и средств при условии их безвредности для кожи и организма. Но не только и даже не столько это.

В настоящее время существует термин «медицинс­кая косметика», введенный чешским ученым А. Войной. Уже сам этот термин говорит о научном характере под­хода к проблеме. В медицинскую косметику включаются всевозможные медицинские мероприятия, направлен­ные на сохранение и восстановление оптимального внеш­него вида. Достижения многих медицинских дисциплин, а также результаты исследований в области естество­знания, химии, физики за последние несколько десяти­летий нашли отражение и в современной косметике.

Медицинская косметика в наши дни, или косметология,— это целостная система знаний о строении кожи, о ее роли в процессах жизнедеятельности и общем обмене организма, о терморегуляторной, защит­ной, дыхательной, выделительной и других ее функциях, о механизмах поглощения ею различных, в частности, биологически активных, веществ.

Таким образом, эмпирическая косметика преврати­лась ныне в косметологию — науку и медицинскую дис­циплину. Косметология была порождена потребностями общества высокого экономического и культурного по­тенциала и возникла на стыке эмпирической косметики, оснащенной богатейшим многовековым опытом, и ряда наук и разделов медицины — биологии, физиологии, дер­матологии, геронтологии, социальной гигиены, хирургии, физиотерапии, лечебной физкультуры, лекарственной терапии, психологии и др.

Сейчас бурно развиваются отдельные направления косметологии — детская, производственная, онкокосме-тология и др.

Среди косметических средств значительное место : нлчипшот занимать те, что предохраняют от професси-онильиых вредностей, от чрезмерного действия солнечных лучей, а также препятствуют старению кожи (с биоло­гическими регуляторами, с веществами, удерживающи­ми нлагу в клетках кожи, и пр.).

Подросло значение пластической и дерматологичес­кой хирургии, которым часто отводится ведущая роль и комплексе косметологической реабилитации. Послед­ний означает восстановление нарушенной гармонии инепшего облика и его коррелятивных связей с внут­ренними функциями организма, оптимизацию физичес­кого и психического здоровья, социально-психологиче­ское восстановление.

Известен тот широкий интерес, который проявляет­ся сейчас к лечению травами в противовес использова­нию лекарств, созданных искусственным путем. В кли­нической косметологии также вновь обретает свое место фитокосметика, многие столетия определявшая разви­тие народной косметики. Сегодня наука уже способна не только обобщить практический опыт веков, но и исесторонне исследовать физиологическое действие ак­тинии х растительных веществ,,. /

Современная косметология рассматривает кожно-косметические заболевания во взаимосвязи с жизне­деятельностью органов и систем всего организма, с психическим здоровьем, с трудовой и общественной де­ятельностью человека, с социальными явлениями, с уров­нем благосостояния и культуры общества. Таков же подход и к устранению врожденных или приобретенных недостатков внешности.

Н нашей стране уже в первые десятилетия после ре­волюции обнаружилось стремление сделать косметику общедоступной. Это проявилось и в развитии парфюмер­ной промышленности, и в создании сети специализиро­ванных лечебных учреждений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: