Творчество Сурикова В.И.




Домашнее задание сфотографировать и выслать сообщением в ВКонтакте Фомичеваой Алене Игоревне

адрес: https://vk.com/id365808862

(вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)

Тема: Сюжетная композиция (исторический жанр)

Исполнение мини-серии (диптих) графических композиций на историческую тематику.

Цель: изучение возможностей создания композиции способами:

· совмещение разновременных событий;

· совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);

· сочетание разнонаправленного движения;

· совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).

Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.

Предлагаемое аудиторное задание:

1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры

при различном освещении.

2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.

3. Исполнение мини-серии в материале.

Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем.

 

С историческим жанром в изобразительном искусстве обучающиеся школы встречаются на уроках композиции станковой, а также на уроках истории изобразительного искусства. Знакомятся с произведениями художников работавших в историческом жанре, узнают, что прежде чем приступить к написанию картины художник изучает разные материалы о времени и событиях, которые изображаются на картине. Это предметы быта, одежда, исторические записи событий, книги и многое другое. Для учеников таким источником может стать книга, повествующая об историческом времени, людях, их быте и событиях.

 

Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.
Важные составляющие успешной композиции:

1. Композиционная схема.

На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.
2. Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.

Творчество Сурикова В.И.

Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.


В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.
Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.
Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а кто-то бунтует.
В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.

«Меньшиков в Березове»


Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.
Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.

«Боярыня Морозова»

Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.

Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся: Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?
Учащийся: Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением, кто-то усмехается, рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой теме, опираясь на выполненные зарисовки.
Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции: формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия), открытость(замкнутость), целостность.

Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее подготовленный сюжет.



Словарь:
Композицияозначает сочинение, составление, расположение разных частей в одно целое.
Сюжет– определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и часто обозначаемая в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.
ДИПТИХ - (от греческого diptychos - двойной, сложенный вдвое) Двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке. Две картины, связанные единым замыслом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: