Юридический позитивизм в России. Г.Ф.Шершеневич




 

Крупнейшим представителем юридического позитивизма в России был Гавриил Феликсович Шершеневич (1863 – 1912) – философ, социолог, правовед. Он окончил Казанский университет, в 1888 г. защитил магистерскую (“Система торговых действий”), а в 1892 г. – докторскую диссертацию (“Авторское право на литературные произведения”). С 1888 по 1906 г. Шершеневич преподавал в Казанском университете, с 1895 г. – в качестве профессора по кафедре гражданского права. В 1906 г. он возглавил кафедру торгового права в Московском университете, который покинул в 1911 г. в знак протеста против политики министра народного просвещения Л.А.Кассо. Шершеневич был депутатом 1 – ой Государственной Думы, и за участие в составлении “Выборгского воззвания” (направленного против неправового роспуска царем Думы) был подвергнут кратковременному тюремному заключению. В последние годы жизни преподавал в Московском коммерческом институте и в Московском народном университете им. А.Л.Шанявского.

Методологической базой учения Шершеневича является позитивизм, опирающийся в созданной им философии права на принцип юридического формализма, а в социологии – идеи социал – дарвинизма, экономического материализма и различных психологических школ. При этом учение Шершеневича носит целостный характер, и содержит в себе оригинальную социально – правовую концепцию. В основе его теоретических рассуждений лежит антропологический подход. В рамках этого подхода за отравную точку берется умозрительный и изолированный от общества человек, “имеющий и отстаивающий свое особое бытие”. Отталкиваясь от этого положения, Шершеневич формулирует ключевые положения своего политико – правового учения:

 

1) В основе деятельности человека лежит его биологическая организация, и прежде всего – инстинкт самосохранения;

Это подтверждается тем фактом, что приобретенные индивидом в результате социализации свойства имеют тенденцию к разрушению при ослабевающем воздействии общественной среды, когда природное, первобытное начало теснит культурное;

2) Общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют формированию и проявлению инстинкта самосохранения уже у всего общества;

3) На определенном этапе исторического развития происходит появление совокупности индивидов (общества), обладающей специфическими признаками – общий интерес, сотрудничество, организация;

4) Для того, чтобы общество успешно функционировало, требуется преобладание общих интересов над частными, а также сотрудничество людей по достижению целей, не достижимых единичными усилиями;

5) Поскольку любая человеческая деятельность характеризуется целесообразностью, общество должно быть нормально организовано – функцию организации общественной жизни выполняют социальные нормы, порожденные инстинктом самосохранения;

6) Основное содержание общественной жизни заключается в нахождении гармонии между обществом и личностью, в отношениях между которыми преобладает борьба. При этом отдельный человек стремиться не только расширить свою свободу и освободиться от опеки общества, но и сотрудничать с ним;

7) На протяжении всей своей истории человек все более социализируется, у него образуется наследственная зависимость от общества, формируется “социальная природа”;

8) В основе соблюдения человеком правовых норм лежит страх наказания. Право создается государством, и представляет собой итог борьбы интересов властвующих и подвластных;

9) Сила и эффективность государства прямо пропорциональна сплоченности и организованности гражданского общества (слабая сплоченность – сильная власть, и наоборот) – что превращает их в антагонистов;

10) Государственная власть должна быть сильнее любой другой власти в обществе, уметь «заставить других сообразовывать свое поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существующих мотивов, определяющих поведение другого»;

11) Сила государственной власти имеет несколько источников – инерцию сложившегося порядка, страх подданых и их надежду на вознаграждение, материальное богатство властвующих, мощь государственного аппарата. При этом она ограничена, с одной стороны, нравственным сознанием властвующих, а с другой – возможностью противодействия подданых (это и побуждает их в итоге к компромиссу);

12) При этом власть государства не должна быть сильнее самого общества – иначе это перерастает в опасную гипертрофию;

13) Власть государства не связана правом и возвышается над ним – таким образом, по своей природе государственная власть есть сила, а не право. Более конкретно это означает, что государство само создает нормы, и определяет принципы их применения;

14) Тем не менее, государство установив нормы, обязано их соблюдать их – что необходимо для сохранения стабильности политического режима.

В общем смысле, сорблюдение законов государством и его поддаными, как полагает Шершеневич, определяется степенью их вовлеченности в общекультурный прогресс, в результате которой чувство законности все сильнее утверждается в сознании человека и общества.

Научное наследие Шершеневича стало заметной вехой в развитии русской философско-правовой и социологической мысли, его сочинения по гражданскому праву внесли значительный вклад в разработку основ отечественной цивилистики.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!